СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информационная культура. Социальные сети. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. АИС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информатика и ИКТ                         11 класс                      

 

Тема: Информационная культура. Социальные сети. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. АИС

Информационная безопасность. Основные законодательные акты в информационной сфере

Информационная культура. https://yandex.ru/video/preview/8596001990407779312

https://www.youtube.com/watch?v=BTjRDaLQa1s

Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. В настоящее время, на пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации и работы с графическим интерфейсом приложений с помощью клавиатуры и мыши возрастает.  

Просмотр содержимого документа
«Информационная культура. Социальные сети. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. АИС»

Информатика и ИКТ 11 класс 03.05.2023


Тема: Информационная культура. Социальные сети. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. АИС

Информационная безопасность. Основные законодательные акты в информационной сфере


Информационная культура. https://yandex.ru/video/preview/8596001990407779312

https://www.youtube.com/watch?v=BTjRDaLQa1s


Процесс информатизации общества меняет традиционные взгляды на перечень
умений и навыков, необходимых для социальной адаптации. В настоящее время, на
пороге информационного общества, социальная значимость навыка письма ручкой
снижается и, наоборот, социальная значимость навыков ввода информации и работы
с графическим интерфейсом приложений с помощью клавиатуры и мыши
возрастает.
Количество информации в современном обществе стремительно нарастает, человек
оказывается погруженным в море информации. Для того чтобы в этом море «не
утонуть», необходимо обладать информационной культурой, т.е. знаниями и
умениями в области информационных и коммуникационных технологий, а также
быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
В современном информационном обществе вряд ли необходимы навыки
традиционного черчения на ватмане. Вместо этого полезно получить
первоначальное представление о назначении и возможностях компьютерных систем
автоматизированного проектирования (САПР). Такие системы позволяют быстро
рассмотреть различные варианты планировки интерьера дома или квартиры, создать
чертеж или схему.
Использование электронных таблиц сделает более простыми и наглядными
процессы исследования и построения графиков функций в процессе изучения
математики, планирования и ведения домашнего бюджета, построения и
исследования моделей различных объектов и процессов.
При поиске информации в современной библиотеке или в Интернете необходимо
иметь навыки поиска информации в базах данных. В информационном обществе
очень полезным является умение создавать базы данных, а также вести в них поиск
данных.
Квалифицированный пользователь компьютера может на основе использования
средств визуального объектно-ориентированного программирования создавать
необходимые ему специализированные приложения. Например, можно создать
приложение, которое автоматизирует заполнение многочисленных квитанций
оплаты за квартиру, электроэнергию, газ и др.
Информационная культура – это умение целенаправленно работать с
информацией и использовать для её получения, обработки и передачи
компьютерные информационные технологии, современные технические средства и
методы.
Информационная культура заключается в овладении определенным комплексом
знаний и умений в области информационных и коммуникационных технологий, а
также предполагает знание и соблюдение юридических и этических норм и правил.
Современное понимание информационной культуры заключается в потребности и
умении человека работать с информацией средствами новых информационных
технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков
технической обработки информации с помощью компьютера и
телекоммуникационных средств. Культурный человек должен уметь оценивать

получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и
актуальность. Существенный элемент информационной культуры – владение
методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в
информационном поле с другими людьми – важный признак человека
информационного общества.
По мере продвижения к информационному обществу заметно меняется и сфера
частной жизни человека: от форм проведения досуга до семейных отношений.
Прежде всего, следует осознать тот факт, что в ХХ веке в жизни большинства
населения развитых стран небывало возросла доля свободного времени. На
протяжении тысячелетий подавляющая часть населения Земли почти не имела
времени для досуга. Технический прогресс позволил настолько поднять
производительность общественного труда, что свободное время стало достоянием
многих. Современные информационные технологии внесли в организацию досуга
свой крупный вклад. Использование средств мультимедиа позволяет перенестись, не
выходя из дома, в мир виртуальной реальности. Реализуются познавательные
путешествия по образовательным сайтам, виртуальным музеям и т.д.
Информационная культура – лишь часть общей культуры, и форма проведения
досуга определяется, в первую очередь, общей культурой конкретного человека.
Значительно меняется информационное обеспечение дома, где человек проводит
большую часть личной жизни. В доме и вне его создается интегрированная
инфраструктура, предоставляющая возможность иметь каналы связи и
информационные сервисы непосредственно по месту жительства.
Недавнее достижение Интернет-технологий – поход за покупками реальных товаров
в виртуальный Интернет-магазин может чрезвычайно сильно развиться в
информационном обществе и привести к существенному сокращению привычной
системы торговли.
Основными факторами развития информационной культуры являются:
Система образования;
Информационная инфраструктура;
Развитие экономики страны.


Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.


Условиями формирования этических норм, соответствующих требованиям времени,
являются: правовое обеспечение, стабильность власти, политическая и
экономическая свобода.
Существуют правовые акты, которые обеспечивают:
• Охрану прав производителей и потребителей информационных продуктов и
услуг;
• Защиту населения от вредного влияния отдельных видов информационных
продуктов;
• Правовую основу функционирования и применения информационных систем,
Интернета, телекоммуникационных технологий.

Право собственности состоит из трех важных компонентов:
 Право распоряжения – субъект-владелец информации имеет право определять,
кому эта информация может быть передана.
 Право владения – информация, принадлежащая субъекту-владельцу должна
храниться в неизменном виде
 Право пользования – субъект-владелец информации имеет право использовать ее
только в своих интересах.
Любой субъект-пользователь обязан приобретать эти права, прежде чем
воспользоваться интересующим его информационным продуктом.
Взаимоотношения людей в обществе базируются на выработанных человечеством
нормах нравственности и морали. Для характеристики всего комплекса вопросов,
связанных с поведением людей, используется термин «этика».
Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.
В этике можно выделить два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать
человек в той или иной ситуации, и теоретические вопросы о происхождении и
сущности морали.
Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого
общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе
совместной деятельности.
Когда люди занимаются информационной деятельностью, а их основным средством
работы является компьютер, соблюдение этических норм становится чрезвычайно
актуальным. Каждый, кто работает с компьютерной информацией, должен
отчетливо осознавать свою ответственность за сохранение ее конфиденциальности.
Успешная информационная деятельность людей во многом зависит от соблюдения
таких этических норм и принципов, как честность, точность, корректность,
объективность в оценке и представлении информации, порядочность и другие
нравственные категории.
Понятие сетевого этикета возникло с появлением электронной почты. Интернет
развивается и все более популярными становятся форумы, телеконференции,
позволяющие не только обмениваться почтовыми сообщениями, но и оставлять
сообщения на специальных сайтах, которые можно просматривать стандартными
браузерами. Очень популярными стали такие средства общения, как чаты,
социальные сети, обеспечивающие возможность беседовать в режиме реального
времени. Вполне естественным является то, что как при общении в реальной жизни,
в виртуальном общении мы должны придерживаться правил этикета. Они во многом
похожи на правила поведения в реальной жизни.
Правила этикета для электронной почты:
- всегда заполнять поле «тема» для своего письма;
- в случае цитировании фраз из чужого письма, цитируемые фразы отделять от
своих символом «»;
- использовать только заглавные буквы, если это действительно необходимо;
- не допускать грамматических ошибок;
- избегать писем, составленных под влиянием эмоций;
- не вставлять в электронные письма файлы большого объема;
- использовать меньше смайликов.

Правила этикета при общении в чатах:
- соблюдать тактичность в своих высказываниях;
- выбирать себе ник или псевдоним так, чтобы он не был оскорбителен для других;
- обращаясь к кому-то, писать его ник в начале своего обращения;
- не повторять многократно одну и ту же информацию;
- выходя из чата, не забыть попрощаться со своим собеседником и договориться о
следующем общении.

https://vk.com/@-113152876-urok-58-59-informacionnaya-bezopasnost-osnovnye-zakonodateln


Домашнее задание:

1.Изучить теоретический материал темы (файл «Урок»)
2. Повторить §21-22
3.Ответить на вопросы:
1. Почему информацию можно считать объектом собственности?
2. Какие юридические документы составляют нормативно-правовую основу
мер по защите авторских прав?
4. Найти в Интернете законы, указы, постановления об авторском праве:
4.1. На книгу
4.2. На программный продукт
4.3. На картину
4.4. На песню

https://learningapps.org/view11324872 Скриншот решенного кроссворда пришлите учителю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!