Аннотация
к рабочей программе по информатике и ИКТ 10 класс
Программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно- методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 5;
Примерная программа среднего общего образования по информатике и ИКТ. На основе ФКГС СОО.
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253»
учебный план МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 на 2018-2019 учебный год.
Календарный график МБОУ СОШ № 5.
программа составлена на 2018-2019 уч.год.
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10 класс ориентирована на использование базового учебника Информатика и ИКТ для 10 класса/ Н.Д. Угринович— М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
В настоящее время целью изучения курса «Информатика и ИКТ» является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, раскрытие значения информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роли информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, умение сознательно и рационально использовать компьютеры в учебной, а затем в профессиональной деятельности.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
Формирование основ научного мировоззрения. Роль информации как одного из основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; понимание единства информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, роли новых информационных технологий в развитии общества, изменении содержания и характера деятельности человека.
Развитие мышления школьников. В современной психологии отмечается значительное влияние изучения информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Развитие у школьников логического мышления, творческого потенциала, модульно-рефлексивного стиля мышления, используя компьютерный инструментарий в процессе обучения.
Подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования. Реализация этой задачи связана сейчас с ведущей ролью обучения информатике в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования НИТ. Основная задача курса по предмету «Информатика и ИКТ» развитие умения проводить анализ действительности для построения информационной модели и изображать ее.
На изучение предмета информатика и ИКТ 10 класс отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Структура рабочей программы:
Пояснительная записка
Содержание учебного предмета (курса)
Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №5 города Карачева
им. И.С. Кузнецова
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно- математического цикла Протокол № _____ от «___»______________2018г. | Согласовано зам. директора по УР _________________ Д.П. Баранова «____» ________________2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №5 г.Карачева им. И.С. Кузнецова ______________С.А. Монахова Приказ № ____ «____» ________________2018г. |
Рабочая программа
по курсу «Информатика и ИКТ»
для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
Разработал учитель информатики и ИКТ
Николаева Елена Евгеньевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный компонент государственных образовательных стандарта основного общего образования (приказ №1089 от 05.03.2004 г.)
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ МОРФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений РФ»;
Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).
Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень)
Федеральный закон от 29.12.2012 г.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ № 5;
Примерная программа среднего общего образования по информатике и ИКТ. На основе ФКГС СОО.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2015 г. №1529 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253»
Учебный план МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 5 на 2018-2019 учебный год.
Календарный график МБОУ СОШ № 5.
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий.
В старшей школе на базовом уровне в соответствии с Федеральным базисным учебным планом на изучение курса «Информатика и ИКТ» в 10-м классе выделено 35 часов в год (1 час в неделю).
К уровню подготовки учащихся предъявляются следующие требования:
знать/понимать
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и функции операционных систем;
уметь
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Информация и информационные процессы 1 ч.
Представление и кодирование информации с помощью знаковых систем. Двоичное кодирование текстовой, графической и звуковой информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии 21 ч.
Создание и редактирование документов. Форматирование документа. Выбор параметров страницы. Форматирование абзацев. Списки. Таблицы. Форматирование символов. Гипертекст.
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Система автоматического проектирования КОМПАС – 3D. Построение основных чертежных объектов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Типы и формат данных. Относительные и абсолютные ссылки. Встроенные математические и логические функции. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»
Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»
Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»
Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа»
Практическая работа №5 «Кодирование графической информации»
Практическая работа №6 «Растровая графика»
Практическая работа №7 «Создание флэш -анимации»
Практическая работа №8 «Создание и редактирование оцифрованного звука»
Практическая работа №9 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»»
Практическая работа №10 «Разработка презентации «История развития ВТ»»
Практическая работа №11 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Практическая работа №12 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»
Практическая работа №13 «Построение диаграмм различных типов»
Коммуникационные технологии 13 ч.
Передача информации. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Электронная почта и телеконференции. Всемирная паутина. Файловые архивы. Поиск информации в Интернете. Основы HTML. Разработка Web-сайта.
Компьютерный практикум:
Практическая работа №14 «Работа с электронной почтой»
Практическая работа №15 «Работа с файловыми архивами»
Практическая работа №16 «Поиск в Интернете»
Практическая работа №17-18 «Разработка сайта с использованием web-редактора»
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ
ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
В результате обучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий.
Назначение и вида информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы.
Назначение и функции операционных систем.
уметь
Оперировать различными видами информационных объектов, соотносить полученные результаты с реальными объектами.
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы.
Просматривать, создавать редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу.
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики.
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами.
Автоматизации коммуникационной деятельности.
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
Эффективной организации индустриального информационного пространства.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС (35 часов)
№ урока | № в теме | Дата | Тема и форма урока | Виды учебной деятельности учащихся | Оборудование | Оценка результатов | Д/З | |
1. | 1 | | Введение. Информация и информационные процессы. Инструктаж по ТБ. Урок по ознакомлению с новым материалом | Понимать: различия в картинах мира. Уметь приводить примеры информационных процессов в биологических, социальных и технических системах | Проектор, презентации | Устный опрос | стр. 7-11 | |
1. Информационные технологии - 21 час | | | |
| 1 | | Кодирование и обработка текстовой информации Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - Кодирование и декодирование текстовой информации. - основные расширения текстовых файлов - Параметры шрифтов и абзацев. Способы создания стиля - виды современных компьютерных словарей - определение понятий: пространственная дискретизация, пиксель, растр, разрешение, глубина цвета, векторное изображение, форматы графических файлов. - основные возможности растровых графических редакторов. - интерфейс программы создания анимации - способы кодирования звука, формулу расчёта объёма звукового файла - отличие позиционных систем счисления от непозиционных. - правила перевода из большей системы СС в меньшую и обратно. - правила выполнения операций сложения, умножения, вычитания, деления в двоичной системе счисления (одноразрядные числа). - правила сложения и вычитания чисел в позиционных системах счисления - названия основных объектов электронной таблицы. Уметь: - определять количество информации сообщения - вычислять объём текстовой информации в различных кодировках - создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word. - устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка - пользоваться онлайн переводчиками - определять информационный объём графического файла, вычислять глубину цвета. - создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов - создавать покадровую анимацию - вычислять информационный объём звукового файла - создавать презентации на основе шаблонов - создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику - создавать интерактивную презентацию - создавать презентации в соответствии с требованиями к оформлению - называть алфавит системы счисления в зависимости от ее основания, записывать числа различных систем счисления в развернутой форме - выполнять перевод из одной СС в другую, сравнивать числа в различных СС. - создавать, редактировать и форматировать ЭТ, содержащую числа, текст и формулы - представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов Понимать: - назначение программ подготовки компьютерных презентаций. - назначение электронных таблиц. - различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул - назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации. Иметь представление: - о типах и форматах данных - о различных типах диаграмм и области их применения Использовать: относительные, абсолютные и смешанные ссылки при создании ЭТ в зависимости от условия задачи | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.1.1, 1.1.2., 1.1.3. стр. 14-24 | |
| 2 | | Практическая работа №1. Кодировки русских букв. Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 15-17 | |
| 3 | | Практическая работа №2. Создание и форматирование документа. Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 25-28 | |
| 4 | | Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.1.4-1.1.5 стр. 28-33 | |
| 5 | | Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 30-31 | |
| 6 | | Практическая работа №4 «Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 33-36 | |
| 7 | | Кодирование графической информации Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §1.2.1 стр. 36-38 | |
| 8 | | Практическая работа №5 «Кодирование графической информации» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 38-39 | |
| 9 | | Растровая и векторная графика. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Фронтальный опрос | §1.2.2, 1.2.3 стр. 39-56 | |
| 10 | | Практическая работа №6 «Растровая графика» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 44-52 | |
| 11 | | Практическая работа №7 «Создание флэш -анимации». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 69-72 | |
| 12 | | Кодирование звуковой информации. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.3 стр. 72-74 | |
| 13 | | Практическая работа №8 «Создание и редактирование оцифрованного звука». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 74-76 | |
| 14 | | Компьютерные презентации. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.4 стр. 76-80 | |
| 15 | | Практическая работа №9 «Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 81-85 | |
| 16 | | Практическая работа №10 «Разработка презентации «История развития ВТ» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 85-91 | |
| 17 | | Представление числовой информации с помощью систем счисления Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §1.5.1, стр. 91-94 | |
| 18 | | Практическая работа №11 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр.94-96 | |
| 19 | | Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §2.5.1, 2.5.2, 2.5.3 стр. 61-67 | |
| 20 | | Практическая работа №12 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр.94-96 | |
| 21 | | Практическая работа №13 «Построение диаграмм различных типов» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр.94-96 | |
2. 3. Коммуникационные технологии – 13 часов | | |
| 1 | | Локальные компьютерные сети. Урок по ознакомлению с новым материалом | Знать: - способы подключения к Интернет, из чего состоит всемирная паутина - из каких частей состоит адрес эл.почты, как функционирует эл.почта и в чём её отличие от веб-почты, как бороться со спамом. - различие менеджеров загрузки и FTP-клиентов, на чём основан принцип сжатия аудио- и видеоданных при технологии потоковой передачи. Уметь: - определять топологию локальных сетей, интерфейс подключения - определять IP-адрес. - пользоваться картографическими ресурсами Интернет, правильно оформлять запросы на поиск информации. - пользоваться библиотеками, энциклопедиями и словарями в Интернет. | Проектор, презентации | Устный опрос | §2.1 стр. 115-119 | |
| 2 | | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практикум | Проектор, презентации | Устный опрос | §2.2, 2.3 стр. 122-131 | |
| 3 | | Всемирная паутина. Электронная почта Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Работа по карточкам | §2.4-2.6, стр. 140-157 | |
| 4 | | Практическая работа №14 «Работа с электронной почтой». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 150-155 | |
| 5 | | Файловые архивы. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | §2.7, стр. 168-170 | |
| 6 | | Практическая работа №15 «Работа с файловыми архивами» Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 171-176 | |
| 7 | | Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | § 2.8, 2.9 стр. 176-182 | |
| 8 | | Поиск информации в Интернете. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | § 2.10 стр. 184-187 | |
| 9 | | Практическая работа №16 «Поиск в Интернете». Практикум | Компьютер | Практическая работа | стр. 187-194 | |
| 10 | | Электронная коммерция в Интернете. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | § 2.11 стр. 194-197 | |
| 11 | | Основы языка разметки гипертекста. Комбинированный (повтор+ нов. материал) | Проектор, презентации | Устный опрос | § 2.13 стр. 201-205 | |
| 12 | | Практическая работа №17 «Разработка сайта с использованием web-редактора» Практикум | Компьютер | Практическая работа | | |
| 13 | | Практическая работа №18 «Разработка сайта с использованием web-редактора» Практикум | Компьютер | Практическая работа | | |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аппаратные средства:
Компьютер. Проектор. Принтер. Сканер. Модем.
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства:
Операционная система Windows XP.
Пакет офисных приложений MS Office 2003-2017.
Программа-архиватор.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Список полезных образовательных сайтов:
1. 1. http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&class[]=50
2. http://www.ciospbappo.narod.ru
3. http://www.methodhelp.ru
4. http://mega.km.ru/pc/
5. http://www.likt590.ru/
6. http://www.infoschool.narod.ru
7. http://ru.wikipedia.org/wiki/
8. http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/index.htm