СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Информатика Босова 6 класс конспект урока №4

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Информатика Босова 6 класс конспект урока №4»

Класс: 6

Тема урока: Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: класс, основанный на базе ПК, проектор, презентация, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы работы: исключение, проблемная ситуация, прием «домысливание», прием «недописанный тезис».

Цели урока:

Образовательные: 

- создать и организовать условия для осмысления и усвоения учебной информации по теме: «Разнообразие отношений объектов и их множеств.  Отношения между множествами»;

- организовать деятельность учащихся по открытию нового знания.

Развивающие:

- развивать  навыки решения задач;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные:

- воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность,

дисциплину, наблюдательность;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

- воспитывать умение слушать других

Здоровьесберегающая: соблюдение санитарных норм при работе с компьютером, соблюдение правил техники безопасности.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, беседа, наглядный.

Задачи урока:

  1. Анализ видеофрагмента.

  2. Знакомство с новой терминологией (объект, множество, отношения объектов, круги Эйлера)

  3. Знакомство с видами отношений: объект-объект, объект-множество объектов, множество объектов - множество объектов.

  4. Знакомство с видами отношений множеств.

  5. Разбор жизненных ситуаций.

  6. Практическая работа.

Задачи урока:

  • закрепить представления об объектах и их признаках;

  • рассмотреть примеры отношений между объектами (между двумя объектами, между объектом и множеством);

  • рассмотреть примеры отношений между множествами;

  • актуализация умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.

Личностные результаты:

  • способствование формированию  практического восприятия задач, применения выводов на практике;

  • развитие наблюдательности, внимания, познавательного интереса учащихся;

  • воспитание  информационной культуры и социальной адаптации учащихся;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и учителем в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

  • умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции);

Предметные результаты:

  • овладение системой функциональных понятий, развитие умения использовать функционально-графические представления для решения различных математических задач, для описания и анализа реальных зависимостей;

  • формирование  представления об отношениях между объектами;

  • развитие умений работать с учебным текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением специфической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

 объект;

 отношение;

 имя отношения;

 множество;

 круги Эйлера.


Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

3. Целеполагание.

4. Актуализация знаний, умений и навыков.

5. Изучение нового материала.

6. Первичное усвоение новых знаний.

7. Анализ и содержание итогов работы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Пожелание ученикам творческих успехов и хорошего настроения. Настрой детей на ситуацию успеха.

Изначально класс поделен на 4 группы. Расставлены парты. В каждой группе назначен лидер.

  1. Мотивация.

Постановка проблемы.

Я предлагаю вам прочитать высказывание на доске: Отношение – это определенная связь двух и более объектов.

Попробуйте объяснить его смысл, приводя примеры после просмотра видеоролика.

Пользуйтесь образцами, которые есть у вас на партах на желтом листочке.

 - «Иван - сын Андрея»;

 - «Эверест выше Эльбруса»;

 - «Винни Пух дружит с Пятачком»;

 - «21 кратно 3»;

 - «Кострома такой же старинный город, как и Москва»;

 -  «один байт равен восьми битам».
Давайте обсудим наше высказывание, какие отношения вы увидели в этом видеофрагменте.

Вы, наверное, уже догадались, что многие объекты каким-то образом связаны между собой. Такие связи можно назвать отношениями.

  1. Целеполагание.

Отношения объектов, могут быть какими? Называют примеры или не называют….. Если называют, то- а на какие группы ваши примеры отношений можно разделить? Затруднительно? Итак, давайте сформулируем тему урока «… отношений объектов …». Внесите пропущенное слово в формулировку темы урока. На прошлом уроке вы познакомились с определениями объект, множество.

Разные науки изучают и исследуют разные объекты или одни и те же объекты, но с разных сторон. Земная поверхность – на уроках географии, растительный и животный мир – на уроках биологии, прошлое человечества – на уроках истории, количественные отношения – на уроках математики, принципы работы некоторый технических устройств – на уроках физики.

В информатике – это информация, информационные процессы, алгоритмы, исполнитель, компьютер и мн.др. Вот видите, сколько различных отношений существует в нашей жизни.

На данном уроке мы познакомимся с видами отношений объектов, а на следующем уроке – с отношением, которое называется «входит в состав».

Какова цель урока?

Помочь нам должен рабочий лист.

Попробуем себя сегодня в роли информационных программистов.

Знания о разнообразии отношений объектов пригодятся вам при решении задач на ОГЭ..

4. Актуализация знаний, умений и навыков.

А что такое объект и множество? Слайд 1

Вам даны определения, работаем с Рабочим листом, выполняем задание №1. Необходимо выяснить о каком из этих понятий идет речь. Даю вам полминутки времени.

Слайд 2,3,4

А сейчас поработаем со слайдами презентации.

Я предлагаю вам подумать, какие отношения между объектами представленными на слайдах существуют, и назвать их. Полминутки времени на обсуждение в группах.

Лидеры групп выступят. Обсуждение Слайд 5. Объекты связаны друг с другом через определенное действие

  1. Изучение нового материала.

Слайд 7.

Ребята, на слайде представлены 3 вида отношений объектов, которые существуют на сегодняшний день..

Работаем с заданием №2 Рабочего листа.

Попробуйте установить соответствие, правильно указав пример каждого вида.

Работаем в группах. По какому принципу вы осуществляли распределение? Давайте обсудим.

Слайд 8, 9,10

Слайд, 11

А сейчас мы немножко отдохнем. Я попрошу вас встать из – за парт. Предлагаю поиграть в игру «Угадай отношение».

Если я называю пример отношения «Объект-объект» - вы присаживаетесь. Если я называю пример любого другого отношения – вы бежите на месте.

  1. Эйфелева башня находиться в Париже

  2. Кошка является представителем семейства «Домашние животные»

  3. Апельсины и бананы – это фрукты

  4. Пирамида Хеопса находиться в Египте

  5. Ноутбук и планшет – это электронная техника

  6. Кремль находиться в Москве

  7. Москва- столица России

  8. Ручки и карандаши – это канцелярские принадлежности.


Вернемся к теме урока. Мы уже рассмотрели виды отношений объекта, а также выяснили, что отношения могут быть между множествами объектов.

А сейчас мы с вами узнаем, какие отношения между множествами существуют, а также познакомимся с кругами Эйлера.

Работаем в группах. Я отправляю вас к заданию №3 Рабочего листа.

Каждая группа работает со своим видом отношения множеств.

Задания для всех:

1. Вам надо по описанию отношения определить его графическую модель (Модели представлены под номерами на доске)

Даю на работу 1 минуту времени, посовещайтесь в группах


1 группа: Отношения, связывающие два множества объектов.

Графически множества удобно представлять с помощью кругов, которые называют кругами Эйлера.
Если множества А и В имеют общие элементы, т. е. элементы, принадлежащие одновременно А и В, то говорят, что эти множества пересекаются.

Пример. Пусть А — множество электронных писем, В — множество писем на русском языке. В пересечение этих множеств попадают все электронные письма на русском языке.

2 группа: Отношения, не связывающие два множества объектов (Множества не пересекаются)

Пример. Пусть А — множество компьютерных устройств ввода информации, В — множество устройств вывода информации. Эти множества не имеют общих элементов.
Если каждый элемент множества В является элементом множества А, то говорят, что В — подмножество А


3 группа: Множество В является подмножеством множества A

Пример. Пусть А — множество учеников, В — множество шестиклассников. Множество шестиклассников является подмножеством множества учеников.


4 группа: Отношения множеств равны

Если каждый элемент множества В является элементом множества А и, наоборот, каждый элемент множества А является элементом множества В, то говорят, что множества А и В равны.

Пример. Множество пальцев на левой и правой руках.

Готовы. Давайте обсудим.

Слайд 12.

6. Первичное усвоение новых знаний.

У каждого из вас в рабочих листах есть Задание №5, давайте обратимся к нему.

Задание. Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.

  1. Понятия: игрушка, пароход, ракета;

  2. Понятия: конструктор, крыло ракеты, игрушка;

  3. Понятия: игрушка, иллюминатор, пароход;

  4. Понятия: игрушка, конструктор, магазин, заводная игрушка

7. Анализ и содержание итогов работы. Рефлексия.

Какую цель мы ставили перед собой? Где на практике реально мы можем встретиться с отношениями объектов и множеств? Итак, какие виды отношений вызывают затруднение? На следующем уроке вы рассмотрите отношение, которое называется «Входит в состав»

Давайте вернемся к нашему видеофрагменту, который я включала в начале урока. А теперь, какие примеры отношений между объектами вы можете привести из фильма и более точно назвать их?

Оценки за урок сегодня получают самые активные ученики.

Спасибо за урок. Мне было комфортно работать. Я рада знакомству с вами. Вы очень активные и целеустремленные ребята. До свидания!

Домашнее задание.

Выучить виды отношений объектов и их множеств. Разбор и выполнение задания №4 из Рабочего листа.

  1. Приведите примеры:

2) Определите отношения между понятиями и изобразите эти отношения в виде кругов Эйлера по образцу.

Понятия: птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!