СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Информационные технологии'

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Программа "Информационные технологии'»

Департамент образования Администрации мо г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»


«Рассмотрено»

на заседании МО

«Принято»

научно-методическим советом

«Утверждено»

Приказом директора МБОУ СОШ №3

№285-О от 24 августа 2020 г

учителей доп. образования

Протокол №1 от 24 августа 2020 года


Протокол №1 от

24 августа 2020 года









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Информационные технологии»





Возраст обучающихся: 15-16 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: техническая

Автор программы: Петрачук Анастасия Владимировна,

учитель информатики МБОУ СОШ №3

квалификационная категория: первая








Салехард, 2020 год


Пояснительная записка


Программа предназначена для обучающихся 9-х классов


Направленность - техническая

Актуальность

Одна из задач школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления и реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

В курсе информатики всё меньше места отводится разделу «Алгоритмизация и программирование». Но для дальнейшего обучения учащихся в ВУЗе  учащиеся должны знать один из алгоритмических языков. Данный факультативный курс позволит закрепить на практике знания учащихся по основным конструкциям языка программирования Паскаль.


Вид программы – предметно-ориентированный.

Объем программы – 68 часов (2 часа в неделю).


Цели

Образовательная: углубить у школьников знания, умения и навыки решения задач по  программированию и алгоритмизации.

Развивающая: развитие познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к профессиям инженерно-технического направления и результатам их труда;

Практическая: возможность обучающимся реализовать свой интерес к предмету; создание условия для подготовки обучающихся к ЕГЭ; овладение умениями работы в базовой среде PascalABC; приобретение опыта применения типовых алгоритмов обработки простых структур данных, строк, графики; формирование основных навыков проектирования в среде PascalABC;

Учебно-познавательная: расширение кругозора, развитие умений самоорганизации учебной деятельности.




Для достижения данных целей на факультативных занятиях реализуется ряд задач:

Практическая:

  • Данный факультатив даст возможность обучающимся реализовать свой интерес к предмету;

  • Создаст предпосылки для профессионального самоопределения обучающихся;

  • Создаст условия для подготовки учащихся к контрольной работе в формате ЕГЭ;

  • Восполнит пробелы подготовки в области программирования.

Учебно-познавательная:

Данный факультатив способствует расширению кругозора, информированности и общей эрудиции обучающихся, углублению и расширению учебных знаний, умений и навыков в области программирования, а также развитию умений самоорганизации учебной деятельности.


Курс преследует цель формирования у обучающихся предметной компетенции в области технологии программирования и моделирования с использованием программной среды PascalABC, способствует развитию информационной компетенции и профессиональному самоопределению.

Для этого решаются следующие задачи:

  • освоение знаний о базовых принципах программирования на языке высокого уровня;

  • овладение умениями работы в базовой среде PascalABC;

  • приобретение опыта применения типовых алгоритмов обработки простых структур данных, строк, графики;

  • формирование основных навыков проектирования в среде PascalABC;

  • развитие познавательных интересов, технического мышления, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к профессиям инженерно-технического направления и результатам их труда;

  • создание условий для саморазвития и самовоспитания личности.

Используемые технологии, методы и формы работы.

Методы обучения:

- ориентация на самостоятельную работу  учащихся;

- применение проблемного, деятельностного подхода к обучению.

Формы организации учебных занятий:

- лекционные занятия;

- уроки – практикумы.

В содержании программы курса 2 части:

•  теоретическая;

•  практическая.

В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции.

В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ.

Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

Факультативный курс предусматривает классно-урочную систему обучения.


Формы контроля за уровнем достижений обучающихся

  • Текущий контроль осуществляется в ходе выполнения практических работ во время занятий;

  • После изучения каждой главы проводится зачет.

  • Достижения обучающихся по итогам прохождения программы кружка оцениваются по созданию программного проекта, которым завершается практическая работа над всей темой.

Предполагаемые результаты

В результате изучения курса ученик должен:

иметь представление о:

  • общих вопросах разработки программного проекта по решению заданной задачи;

  • планировании своей деятельности с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределении работы при коллективном подходе;

  • путях повышения своей компетенции через совершенствование навыков программирования;

знать/понимать

  • технологию решения простейших задач посредством программной среды PascalABC;

  • основные алгоритмические конструкции;

  • базовую структуру программ на языке PascalABC;

  • правила описания простых типов данных в PascalABC, строкового типа;

  • назначение, правила исполнения и записи в языке PascalABC основных алгоритмических конструкций;

  • принцип разработки программы с последующей ее отладкой;

уметь

  • рационально организовывать рабочее место, соблюдать требования безопасной работы за компьютером;

  • мотивированно выбрать алгоритмические конструкции для решения простейших задач и реализовывать их в среде PascalABC;

  • составлять простейшую документацию на разработанную программу;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • получения технических и технологических сведений из разнообразных источников, в том числе технической литературы по программированию;

  • создания несложных программ для автоматизации расчетов и решения задач в областях математики, физики, химии и др., а также для домашнего использования.


Учебно-тематический план


№ п/п

Тема

Кол- во часов

Теория

Практика

Форма контроля


1

Техника безопасности. Среда программирования Turbo Pascal. Структура программы. Целый тип данных. Имена, арифметические операции и выражения. Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания. Решение задач линейной структуры.

4

1

3

Зачет

2

Условный оператор (IF…Then…Else). Операторные скобки (BEGIN… END). Вложенные операторы IF. Решение задач.

4

1

3

Зачет

3

Цикл со счетчиком. Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an .

4

1

3

Зачет

4

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

6

2

4

Зачет

5

Вложенные циклы

2

1

1

Зачет

6

Вещественные типы данных. Вычисления с заданной точностью.

2


2

Зачет

7

Массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран. Нахождение суммы элементов, подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.

4

1

3

Зачет

8

Процедуры. Функции. Рекурсия

4

1

3

Зачет

9

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

10

2

8

Зачет

10

Программирование графики в PascalABC

10

2

8

Зачет

11

Создание программного проекта

5


5

Проект

12

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

9


9


13

Резерв

4




Итого

68

12

56









Содержание тем учебного курса

Раздел 1. Базовые конструкции языка программирования PascalABC (30 часов)

Теория: Понятие алгоритма. Среда PascalABC.

Практика: Простейшая программа. Структура программы. Основные элементы языка. Оператор вывода. Вывод текстовых констант. Типы данных. Оператор ввода. Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания. Стандартные числовые процедуры и функции. Целочисленная арифметика. Оператор ветвления. Операторы циклов с предусловием, с постусловием, с параметром. Массивы. Процедуры и функции.

Раздел 2. Обработка строк в PascalABC (10 часов)

Теория: Особенности строкового типа String.

Практика: Операции над строками. Строковые процедуры и функции. Преобразование «строка-число». Алгоритмы работы со строками.

Раздел 3. Программирование графики в PascalABC (10 часов)

Теория: Модуль графики GraphABC.

Практика: Графические примитивы. Задание цвета. Вывод текста в графическом окне. Случайные числа. Простейшая анимация.

Раздел 4. Создание программного проекта (6 часов)

Теория: Общие сведения об основных этапах выполнения программного проекта.

Практика: Разработка ядра программы. Режим отладки в среде PascalABC. Отладка ядра программы. Требования к пользовательскому интерфейсу. Интеграционный процесс отладки. Разработка документации.


Раздел 5. Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности (10 часов)

Резерв (4 часа)











Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

01.09

14:40-15:20

беседа

1

Техника безопасности. Среда программирования Turbo Pascal.

Школа, компьютерный класс

опрос

2.

02.09

14:40-15:20

беседа

1

Структура программы. Целый тип данных. Имена, арифметические операции и выражения.

Школа, компьютерный класс

опрос, коллективный анализ работы

3.

08.09

14:40-15:20

практическая работа

1

Оператор ввода данных (READ), печати на экране (WRITE), присваивания.

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

4.

09.09

14:40-15:20

беседа

1

Решение задач линейной структуры.

Школа, компьютерный класс

опрос

5.

15.09

14:40-15:20

практическая работа

1

Условный оператор (IF…Then…Else).

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

6.

16.09

14:40-15:20

беседа

1

Операторные скобки (BEGIN… END).

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

7.

22.09

14:40-15:20

практическая работа

1

Вложенные операторы IF.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

8.

23.09

14:40-15:20

беседа

1

Решение задач.

Школа, компьютерный класс

опрос

9.

29.09

14:40-15:20

практическая работа

1

Цикл со счетчиком.

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

10.

30.09

14:40-15:20

практическая работа

1

Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an .

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы


11.

06.10

14:40-15:20

беседа

1

Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an .

Школа, компьютерный класс

опрос

12.

07.10

14:40-15:20

практическая работа

1

Базовые алгоритмы: сумма и произведение ряда чисел, подсчет количества чисел, удовлетворяющих заданному условию, вычисление n! и an .

Школа, компьютерный класс

творческая работа

13.

13.10

14:40-15:20

практическая работа

1

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

14.

14.10

14:40-15:20

беседа

1

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

Школа, компьютерный класс

опрос

15.

20.10

14:40-15:20

беседа

1

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

Школа, компьютерный класс

опрос

16.

21.10

14:40-15:20

практическая работа

1

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

17.

10.11

14:40-15:20

беседа

1

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

18.

11.11

14:40-15:20

беседа

1

Оператор цикла с предусловием WHILE и с постусловием REPEAT…UNTIL.

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

19.

17.11

14:40-15:20

практическая работа

1

Вложенные циклы

Школа,

компьютерный класс

творческая работа

20.

18.11

14:40-15:20

практическая работа

1

Вложенные циклы

Школа,

компьютерный класс

творческая работа

21.

24.11

14:40-15:20

беседа

1

Вещественные типы данных. Вычисления с заданной точностью.

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы



























































































22.

25.11

14:40-15:20

практическая работа

1

Вещественные типы данных. Вычисления с заданной точностью.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

23.

01.12

14:40-15:20

беседа

1

Массивы. Базовые алгоритмы: заполнение массива, вывод на экран.

Школа, компьютерный класс

опрос

24.











02.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Нахождение суммы элементов, подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

25.

08.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Нахождение суммы элементов, подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

26.

09.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Нахождение суммы элементов, подсчет количества элементов, удовлетворяющих заданному условию, поиск MIN (MAX) элемента. Простейшие сортировки.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

27.

15.12

14:40-15:20

беседа

1

Процедуры. Функции. Рекурсия

Школа, компьютерный класс

опрос

28.

16.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Процедуры. Функции. Рекурсия

Школа, компьютерный класс

творческая работа

29.

22.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Процедуры. Функции. Рекурсия

Школа, компьютерный класс

творческая работа

30.

23.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Процедуры. Функции. Рекурсия

Школа, компьютерный класс

творческая работа

31.

17.12

14:40-15:20

беседа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

опрос

32.

21.12

14:40-15:20

практическая работа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

творческая работа



33.



12.01

14:40-15:20

беседа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

опрос

34.

13.01

14:40-15:20

практическая работа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

35.

19.01

14:40-15:20

практическая работа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

36.

20.01

14:40-15:20

беседа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

опрос

37.

26.01

14:40-15:20

практическая работа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

38.















27.01

14:40-15:20

практическая работа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

39.

02.02

14:40-15:20

беседа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

опрос

40.

03.02

14:40-15:20

практическая работа

1

Типы данных CHAR и STRING. Функции работы со строковыми переменными.

Школа, компьютерный класс

творческая работа

41.

09.02

14:40-15:20

практическая работа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

творческая работа

42.

10.02

14:40-15:20

беседа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

опрос

43.

16.02

14:40-15:20

практическая работа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

творческая работа


44.

17.02

14:40-15:20

беседа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

опрос

45.




24.02

14:40-15:20

практическая работа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

творческая работа

46.

02.03

14:40-15:20

беседа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

47.

03.03

14:40-15:20

практическая работа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

творческая работа

48.

09.03

14:40-15:20

практическая работа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

творческая работа

49.

10.03

14:40-15:20

беседа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

опрос

50.

16.03

14:40-15:20

практическая работа

1

Программирование графики в PascalABC

Школа, компьютерный класс

творческая работа

51.

17.03

14:40-15:20

практическая работа

1

Создание программного проекта

Школа, компьютерный класс

творческая работа

52.

30.03

14:40-15:20

практическая работа

1

Создание программного проекта

Школа, компьютерный класс

творческая работа

53

31.03

14:40-15:20

беседа

1

Создание программного проекта

Школа, компьютерный класс

опрос

54.

06.04

14:40-15:20

практическая работа

1

Создание программного проекта

Школа, компьютерный класс

творческая работа

55.














07.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Создание программного проекта

Школа, компьютерный класс

творческая работа

56.

13.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Создание программного проекта

Школа, компьютерный класс

творческая работа

57

14.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

творческая работа

58

20.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

творческая работа

59

21.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

творческая работа

60










27.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

творческая работа

61

28.04


14:40-15:20

практическая работа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

творческая работа

62

04.05

14:40-15:20

дискуссия

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

коллективный анализ работы

63

05.05

14:40-15:20

беседа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

опрос

64

11.05

14:40-15:20

беседа

1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности

Школа, компьютерный класс

опрос

65


12.05

14:40-15:20


1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности



66


18.05

14:40-15:20


1

Решение олимпиадных задач и задач повышенной сложности



67-68


19.05-

25.05

14:40-15:20


2

Резерв





























Материально-техническое, учебно-методическое, информационное обеспечение


1.Основная литература

Учебники к курсу
  1. Андреева Т.А. Программирование на языке Pascal. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2015

  2. Зыков С. В. Введение в теорию программирования. Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2015

  3. Анисимов А.Е., Пупышев В.В. Сборник заданий по основаниям программирования. БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2015

  4. Терехов А.Н. Технология программирования. БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2015

2. Перечень web-сайтов для дополнительного образования по предмету
  1. http://www.computer-museum.ru - учебные материалы по информатике Виртуальный компьютерный музей

  2. http://inf.1september.ru - газета "Информатика" Издательского дома "Первое сентября"

  3. http://comp-science.narod.ru - Дидактические материалы по информатике и математике

  4. http://www.intuit.ru - интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ.ру)

  5. http://www.phis.org.ru/informatika/ - Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

  6. http://school87.kubannet.ru/info/ - Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

  7. http://www.nethistory.ru - История Интернета в России

  8. http://www.child.ru - Московский детский клуб "Компьютер"

  9. http://www.botik.ru/~robot/ - Негосударственное образовательное учреждение "Роботландия+"

  10. http://www.osp.ru - Открытые системы: издания по информационным технологиям

  11. http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm - Персональный компьютер, или "Азбука PC" для начинающих

  12. http://emc.km.ru - Учебные модели компьютера, или "Популярно о работе компьютера"

  13. http://niac.natm.ru/graphinfo - Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

  14. http://www.itdrom.com - Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

  15. http://algolist.manual.ru - Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники

  16. http://acm.timus.ru - Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой

  17. http://inform-school.narod.ru - Изучаем алгоритмизацию

  18. http://algorithm.narod.ru - Некоторые математические алгоритмы

Техническое и программное обеспечение


Для реализации данной программы требуются компьютеры. Желательно соответствие между числом учащихся и числом компьютеров как 1:1. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows и программа Pascal ABC.





Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.



  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ

  • Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 (ред. от 01.02.2012 г.) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.200г. № 2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени образования

  • Письмо МО РФ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003г. № 14-51-277/13

  • Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012)"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  • Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2015/2016 учебный год»

  • Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе» от 27.06.2013г. № 55-ЗАО

  • Приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа № 500 от 11.05.2006 г. “ Об утверждении регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений ЯНАО, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями)

  • Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»









Приложения

1. Примерный список задач для решения

Тема занятия

Задачи

1.

Оператор вывода. Вывод текстовых констант

  1. Вывести на экран числа 50 и 10 одно под другим.

  2. Составить программу вывода на экран «столбиком» четырех любых чисел.

  3. Вывести на экран изображение елочки:
       *  
      *** 
     *****
    *******
       Ш  

  4. Придумать и вывести на экран изображение, составленное из символов (псевдографика).

2.

Типы данных. Оператор ввода

  1. Составить программу вывода на экран числа, вводимого с клавиатуры. Выводимому числу должно предшествовать сообщение «Вы ввели число».

  2. Составить программу, которая запрашивает название футбольной команды и повторяет его на экране со словами "Это чемпион!".

  3. Придумать программу, ведущую диалог с пользователем. Программа должна запрашивать различные данные (числовые, строковые), которые затем использовать в выводимых на экран сообщениях.

3.

Операции над числовыми типами данных. Оператор присваивания

  1. Дана сторона квадрата. Найти его периметр.

  2. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его периметр.

  3. Дан радиус окружности. Найти ее диаметр.

  4. Составить программу:

  5. а) вычисления значения функции   при любом значении х;

  6. б) вычисления значения функции   при любом значении а.

  7. Известны объем и масса тела. Определить плотность материала этого тела.

  8. Составить программу решения линейного уравнения  .


4.

Стандартные числовые процедуры и функции

  1. Составить программу вычисления значения функции   при любом значении а.

  2. Дан радиус окружности. Найти длину окружности и площадь круга.

  3. Даны два целых числа. Найти:

  4. а) их среднее арифметическое;

  5. б) их среднее геометрическое.

  6. Даны катеты прямоугольного треугольника. Найти его гипотенузу.

  7. Даны длины сторон прямоугольника. Найти его периметр и длину диагонали.

5.

Целочисленная арифметика

  1. Дана масса в килограммах. Найти число полных центнеров в ней.

  2. Дана масса в килограммах. Найти число полных тонн в ней.

  3. Дано двузначное число. Найти:

  4. а) число десятков в нем;

  5. б) число единиц в нем;

  6. в) сумму его цифр;

  7. г) произведение его цифр.

  8. Дано трехзначное число. В нем зачеркнули последнюю справа цифру и приписали ее в начале. Найти полученное число.

  9. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при перестановке первой и второй цифр заданного числа.


Оператор ветвления

  1. Даны два различных вещественных числа. Определить:

    1. какое из них больше;

    2. какое из них меньше.

  1. Определить максимальное и минимальное значения для двух различных вещественных чисел.

  2. Дано целое число. Определить:

    1. является ли оно четным;

    2. оканчивается ли оно цифрой 7;

    3. оканчивается ли оно четной цифрой. Составное условие не использовать.

  3. Даны радиус круга и сторона квадрата. У какой фигуры площадь больше?

  4. Известны площади круга и квадрата. Определить:

    1. уместится ли круг в квадрате;

    2. уместится ли квадрат в круге.

  5. Дано трехзначное число. Определить:

    1. является ли сумма его цифр двузначным числом;

    2. является ли произведение его цифр трехзначным числом;

    3. больше ли числа а произведение его цифр;

    4. кратна ли пяти сумма его цифр;

    5. кратна ли сумма его цифр числу а.

  6. Дано трехзначное число.

    1. Верно ли, что все его цифры одинаковые?

    2. Определить, есть ли среди его цифр одинаковые.

  7. Вывести на экран номер четверти координатной плоскости, которой принадлежит точка с координатами (x, y), при условии, что  


Операторы циклов с условием

  1. Дано натуральное число. Определить:

а) количество цифр в нем;

б) сумму его цифр;

в) произведение его цифр;

г) среднее арифметическое его цифр;

д) сумму квадратов его цифр;

е) сумму кубов его цифр;

ж) его первую цифру;

з) сумму его первой и последней цифр.

  1. Напечатать минимальное число, большее 200, которое нацело делится на 17.

  2. Найти максимальное из натуральных чисел, не превышающих 5000, которое нацело делится на 39.

  3. Определить:

а) является ли заданное число степенью числа 3;

б) является ли заданное число степенью числа 5.

  1. Дано число n. Из чисел 1, 4, 9, 16, 25, … напечатать те ,которые не превышают n.

  2. Среди чисел 1, 4, 9, 16, 25, … найти первое число, большее n.

  3. Дано натуральное число. Определить:

а) есть ли в нем цифра 3;

б) есть ли в нем цифры 2 и 5.

  1. Дано натуральное число. Выяснить, является ли оно палиндромом («перевертышем»), т. е. числом, десятичная запись которого читается одинаково слева направо и справа налево.


Оператор цикла с параметром

  1. Напечатать ряд из повторяющихся чисел 20 в виде:
    20 20 20 20 20 20 20 20 20 20.

  2. Составить программу вывода любого числа a любое заданное число раз n, например, при а = 50 и n = 10 получится:
    50 50 50 50 50 50 50 50 50 50.

  3. Напечатать «столбиком»:

а) все целые числа от 20 до 35;

б) квадраты всех целых чисел от 10 до b (значение b вводится с клавиатуры;  ).

  1. Распечатать в «столбик» таблицу умножения на 7.

  2. Найти:

а) сумму квадратов всех целых чисел от 10 до 50;

б) сумму квадратов всех целых чисел от а до 50 (значение а вводится с клавиатуры;  ).

  1. Найти:

а) произведение всех целых чисел от 8 до 15;

б) произведение всех целых чисел от а до 20 (значение а вводится с клавиатуры;
 );

в) произведение всех целых чисел от 1 до b (значение b вводится с клавиатуры;
 );

г) произведение всех целых чисел от а до b (значения а и b вводится с клавиатуры;
 ).

  1. Одноклеточная амеба каждые 3 часа делится на 2 клетки. Определить, сколько клеток будет через 3, 6, 9, …, 24 часа, если первоначально была одна амеба.

  2. Вывести на экран все целые числа от 100 до 200, кратные трем.

  3. Вывести на экран все целые числа от a до b, кратные некоторому числу с.



Особенности строкового типа String. Операции над строками. Строковые процедуры и функции

  1. Дано имя человека. Определить количество символов в нем.

  2. Даны две фамилии. Определить, какая из них длиннее.

  3. Дано название города. Определить, четно или нечетно количество символов в нем.

  4. Дано слово. Верно ли, что оно начинается и оканчивается на одну и ту же букву?

  5. Путем вырезок букв получить из слова "информатика" слова "форма" и "тик".

  6. Путем вырезок и склеек букв получить из слова "программа" слова "ром" и "рампа".

  7. Путем замены букв получить из слова "курсор" слово "танцор".


Преобразование «строка-число»

  1. Строка состоит из цифр. Преобразовать ее в число и увеличить это число на 1.

  2. Дан символ. Выяснить, является ли он цифрой.

  3. Дан текст. Определить количество цифр в нем.

  4. Дан текст, в котором имеются цифры.

    1. Найти их сумму.

    2. Найти максимальную цифру.


Алгоритмы работы со строками

  1. Дано предложение. Все пробелы в нем заменить на символ подчеркивания "_" и подсчитать количество замен.

  2. Дано предложение. Заменить в нем все вхождения буквосочетания «да» на «не».

  3. Дано предложение. Определить, есть ли в нем буква «а». В случае положительного ответа найти порядковый номер:

    1. первой из них;

    2. последней из них.

  4. Дано предложение. Определить число вхождений в него некоторого символа (какой символ искать - запросить у пользователя).

  5. Дано предложение, в начале и в конце которого могут быть напечатаны несколько пробелов. Удалить из него а) начальные; б) конечные пробелы.

  6. Проверить, является ли палиндромом:

    1. слово (все буквы – строчные);

    2. фраза без знаков препинания (все буквы – строчные);

    3. предложение, содержащее знаки препинания и прописные буквы.

  1. Дано предложение из 4 слов без знаков препинания. Напечатать эти слова в столбик.



Модуль графики GraphABC. Графические примитивы. Задание цвета.

  1. И
    зобразить на экране скворечник:

  2. Изобразить на экране 10 концентрических окружностей.

  3. Изобразить на экране комбинацию фигур:

  4. И
    зобразить на экране светофор.

  5. Придумать цветную картинку, состоящую из графических примитивов, и вывести ее на экран.


Вывод текста в графическом окне

  1. И
    зобразить флаг на фоне зеленого круга и подписать название страны. Ширина флага 90 пикселей, высота 60 пикселей, полосы одинаковой ширины.
    а) Франция, цвета полос слева направо: синий, белый, красный.
    б) Германия, цвета полос сверху вниз: черный, красный, оранжевый.


  1. Придумать и вывести на экран красочное объявление.



Случайные числа. Простейшая анимация

  1. Изобразить на экране звездное небо (например, желтые кружочки маленького радиуса на черном фоне) такое, что:
    а) звезды расположены на случайных местах;
    б) звезды расположены на случайных местах и имеют разный размер.

  2. .Прямоугольник находится в левом верхнем углу экрана. Запрограммировать его движение по экрану слева направо.

  3. Запрограммировать движение прямоугольника по экрану:
    а) справа налево;
    б) сверху вниз,
    в) снизу вверх.




2. Примерная тематика итоговых проектов*

Уровень А

1. «Вычислитель». Программа вычисляет сумму, разность, произведение, частное двух чисел, введенных с клавиатуры, либо вычисляет квадрат, куб и квадратный корень из введенного числа. Интерфейс программы – текстовый.

2. «Счастливый билет». Билет называется «счастливым», если сумма первых трех цифр номера билета равна сумме последних трех цифр номера. Составить программу, определяющую, является ли билет «счастливым».

Уровень В

1. Старинные русские меры. Программа переводит старинные русские меры в современные, и наоборот. Выбор мер и способа перевода осуществляется с помощью текстового меню

2. График функции у = кх + b. Программа изображает на экране математическую систему координат и в ней соответствующую прямую.

3. Игра «Угадай число». Компьютер «загадывает» случайное число от 1 до 100 (до 1000). Человек называет число, компьютер выдает одну из фраз «Задуманное число меньше», «Задуманное число больше», и этот процесс продолжается до тех пор, пока число не будет угадано, и компьютер сообщит «Вы угадали».

Уровень С

1. Тренажер «Таблица умножения» для младших школьников в игровой форме. Программа предлагает 10 случайных примеров на знание таблицы умножения, проверяет правильность ответа подсчитывает количество правильных ответов. Тренировка повторяется, пока есть желание у пользователя.

2. Частотный словарь. Программа определяет в заданном тексте для каждой буквы алфавита: а) количество ее вхождений в текст; б) частоту ее употребления (отношение количества вхождений буквы в текст к количеству всех букв в тексте).

3. График функции у ах2 + bx + c . Программа изображает на экране математическую систему координат и в ней график параболы, указывая точки пересечения с осями.

4. Пособие «Учим цифры». Вариант 1. Программа изображает на экране объекты для устного счета, количество которых зависит от нажатой пользователем цифровой клавиши. Вариант 2. По экрану перемещается случайное количество объектов, от 1 до 10. После их исчезновения пользователь должен ответить на вопрос, сколько их было.

5. Интерактивная открытка. Программа изображает на экране картинку, в которой по нажатию разных клавиш изменяются какие-то объекты (например, включается/выключается свет в окошке).

* Приветствуется, если учащиеся предложат свою тему проекта


Скачать

© 2020 269 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!