СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индустриализация в Казахстане в 1920-1940г.г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведен в другой школе района. По отзывам детей, урок был интересен тем, что использовалось самооценивание и художественная литература.

Узункольская ОСОШ Теректинского района ЗКО

Учитель: Иксанова Лариса Муратовна, 1 категория, педстаж 24 г.     

    Аннотация 

к  уроку истории Казахстана в 9 классе по теме « Индустриализация 1926-1941 годов в Казахстане»

Урок  посвящен изучению особенностей индустриализации в Казахстане в 20-30-х годах ХХ века.

Урок разработан в соответствии с требованиями ГОСО и содержит богатый дополнительный материал, углубляющий и расширяющий представления учащихся о том периоде истории.

На уроке были даны сведения о современной индустриализации независимого Казахстана, а в течение урока шло постоянное сравнение причин, предпосылок, источников финансирования, хода и последствий голощекинской индустриализации с индустриализацией нашего времени. Использовался наглядный материал в виде карт, портретов и слайдов. Усиление эмоционального воздейстия на учащихся посредством художественной литературы оставит в их памяти неизгладимые впечатления о праздновании смычки Турксиба.

Для закрепления ребятам были представлены как теоретические, так и практические задания. Практические задания были представлены работами с историческими  источниками и оценкой последствий индустриализации по методу «шести шляп». 

Проблемный вопрос требовал от учащихся ответа, подкрепленного  доказательствами.

Работа носила групповой характер.

Задания для групп были дифференцированы по сложности. Для объективного оценивания использовался прием раздачи «умов».

Тема урока:

«Индустриализация 1926-1941 годов в Казахстане»

Цель урока:

  • Продолжение формирования представлений учащихся о становлении сталинской тоталитарной командно - административной системы.

Задачи урока:

  • Образовательные: Выявить особенности проведения модернизации экономики в Казахстане, выяснить причины и последствия индустриализации, упорядочение знаний учащихся об исторических фактах и личностях того периода.
  • Развивающие: Развитие умения анализировать исторические факты и оперировать ими, делать выводы, давать адекватную оценку событиям и деятельности исторических личностей; развитие навыков вдумчивого чтения текста, запоминания определений понятий, терминов и исторических дат; развитие умения представлять события последовательно, детально и в системе.
  • Воспитательные: Воспитание казахстанского патриотизма, уважения к предмету, выработка устойчивого неприятия к проявлениям колониализма или его элементов в обществе.
  • Форма урока: групповая форма, проблемные задания, элементы интеллектульной игры
  • Тип урока: Урок изучения нового материала

Оборудование урока:

  • Карта «Индустриализация в Казахстане в 1926 – 1941 гг»;
  • Дополнительная литература;
  • «Умы» для оценивания ответов учащихся;
  • Раздаточный материал

Межпредметные связи

  • Всемирная история;
  • География;
  • Литература;
  • Казахский язык.

Ход урока:

  • Организационный момент. Сообщение о цели и задачах урока.
  • Деление на группы

 Вводная часть . 

1.Слово учителя об индустриальном развитии независимого Казахстана. План ФИИР.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают учащиеся: Строительство железных  и шоссейных дорог;

Строительство энерговырабатывающих  предприятий, газо -  и нефтеперерабатывающих комбинатов;

Перевод предприятий на новые технологии производства;

Создание новых, ранее не присущих казахстанской экономике, производств.

О современной индустриализации Казахстана. О строительстве дорог, крупных производств по переработке сырья и выпуску готовой продукции.

Примеры из  промышленного развития региона Западного Казахстана.

                                                                                              (Показ  слайдов)

2. Повторение пройденного:   «Что я знаю?»

1. Дать определения понятиям и перевести на казахский язык.

1 группа:                              2 группа:                         3 группа:

НЭП                                    Гражданская война           Военный коммунизм

2. О ком идет речь?

1 группа:     Ученый, общественный деятель,  автор статьи «Снова война»   в газете «Казах», лидер «Алаш Орды».  ( А.Букейханов)         

2 группа: Он писал: « После 1899 года этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи»

                                                                                                (Т. Рыскулов)

3 группа: Он принял решение об автономии Казахстана, о введении НЭПа, о возврате земель казахам, отобранных ранее царизмом. (В. Ленин)

 

Основная часть. «Что я должен узнать?»

           План изучения новой темы:

  1. Понятие об индустриализации, начало индустриализации.
  2. Причины и предпосылки индустриализации
  3. Ход индустриализации в Казахстане
  4. Строительство Туркестано – Сибирской магистрали (Турксиба)
  5. Итоги индустриализации в Казахстане
  6. Оппозиция Голощекинским методам индустриализации
  7. Последствия   индустриализации

Работа с терминами, понятиями, датами

  • Индустриализация, И. – модернизация экономики, процесс создания крупной промышленности и отраслей, производящих  орудия и средства производства (товары группы «А»);
  • Декабрь, 1925 года - ХІV съезд ВКП (б) принял решение об И.
  • И. в Казахстане началась позже, чем в других регионах и по времени совпала с первой пятилеткой (пятилетний план) развития народного хозяйства СССР (1928-1932 гг.);
  • И. совпала с урбанизацией — ростом числа городов и численности горожан.

Причины и предпосылки индустриализации

  • Развитие СССР в условиях экономической и политической изоляции от внешнего мира;
  • Постоянная угроза войны со стороны великих держав.
  • Восстановление промышленности к 1925 году до довоенного уровня в результате проведения НЭПа;
  • Необходимость ускоренного развития отраслей крупной промышленности для отказа от импорта средств производства.
  • И. в Казахстане проводил  Ф.И.Голощекин.                                                 

                                    (слайды, фото Сталина и Голощекина)

В 1925 году первым секретарем Казкрайкома назначен Филипп Исаевич Голощекин – советский государственный деятель, по профессии - зубной врач.

Доказывал, что «аул не почувствовал дыхания Октября», избрав курс на обострение классовой борьбы и советизацию аула.

Проводил политику «Малого Октября» в Казахстане.

Выступил за создание в республике добывающей промышленности и ж\д транспорта для вывоза сырья и ввоза готовой продукции

Ф.Голощекин решил обратиться с письмом к И.В.Сталину, где излагал сущность линии бюро Крайкома партии.

И.В.Сталин дал краткий, но весьма определенный ответ: политика Голощекина является «единственно правильной политикой»

Ход индустриализации в Казахстане

И. началась с изучения естественных ресурсов (по карте):

  • Группа геологов под рук.академика Н.С. Курнакова, исследовав минерально- сырьевые ресурсы Центрального Казахстана, доказала, что Казахстан является «сплошной металлогенической провинцией СССР»;
  • Академик И.М. Губкин, изучив Урало – Эмбенский нефтяной район, пришел к выводу, что это месторождение нефти -  одно из богатейших в стране;
  • Казахский геолог К.И. Сатпаев произвел тщательную разведку месторождений меди в Джезказгане.
  •  

Строительство Туркестано – Сибирской магистрали (Турксиба)

  • 1927 год – начало строительства ж\д;
  • Турксиб должен был преодолеть обособленность Средней Азии от Урала и Сибири;
  • Запланировано закончить строительство за 5 лет;
  • На строительстве трудилось около 100 тыс человек;
  • Около 10 тысяч рабочих- казахов стали  ж\д специалистами;
  • Протяженность Турксиба составила 1145 км;
  • Турксиб был построен за 3 года вместо пяти по плану;
  • 28 апреля 1930 года северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак;
  • С 1 января ж/д была сдана в постоянную эксплуатацию;
  • Первым казахским машинистом стал пастух Кошкинбаев.
  • Турксиб был построен за 3 года вместо пяти по плану;
  • 28 апреля 1930 года северный и южный участки сомкнулись на станции Айнабулак;
  • С 1 января ж/д была сдана в постоянную эксплуатацию;
  • Первым казахским машинистом стал бывший пастух Кошкинбаев.

 

Погружение в историю: Чтение отрывка из романа И.Ильфа и А.Петрова «Золотой теленок», сюжет о праздновании смычки северной и южной ветки на станции Айнабулак 28 апреля 1930 года.

Алматы,  «?нер»1984г., стр 448

Итоги индустриализации в масштабе СССР

По объемам промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на 2-е место в мире после США;

Преодолена технико-экономическая отсталость и зависимость от импорта;

Рост численности рабочего класса, исчезла безработица;

Частный  капитал полностью вытеснен.

Итоги индустриализации в Казахстане (по карте)

  • С 1926 по 1940-е годы были сооружены шахты Караганды, нефтепромыслы Эмбы, Чимкентский свинцовый завод, Балхашский и Джезказганский горно- металлургические комбинатфы, полиметаллические предприятия на Рудном Алтае и др.
  • Угольная Караганда с предприятиями цветной металлургии Балхаша, Карсакпая, Джезказгана представляла собой гигантский промышленный комплекс;
  • Велик был удельный вес  в индустриальном развитии  и Прииртышья ;
  • Огромные степные просторы покрылись сетью железных  и шоссейных дорог;
  • Усиленно шел процесс урбанизации (рост городского населения):количество казахов- горожан к 1939 году составило 375 тыс человек.

Оппозиция Голощекинским методам индустриализации

  • Смагул Садвакасов (1900 -  1933) – государственный деятель, писатель.  С 1921 по 1928 годы – секретарь КазЦИКа. ( фото)
  • Выступил против голощекинской идеи создания в Казахстане сырьевой базы СССР.
  • Был обвинен Голощекиным в национализме.
  • «Казахстан был и остался колонией…» с горечью говорил С. Садвокасов.
  1. Закрепление / рефлексия.

                                               «Что я узнал?»

Закрепление теоретического материала:

  • В предвоенные годы сложился сырьевой регион Центрального Казахстана, который снабжал …, …, … ( чем?) предприятия Южного Урала;
  • Нефтяная … по существу являлась новой нефтяной базой в …. (какой части?) Казахстане;
  • Треугольник Урал – Сибирь - … занимал ведущее место по производству цинка, меди, свинца;
  • Увеличение удельного веса …(какой?) продукции в Казахстане.

2. Дать определение терминам и понятиям. Выписать их в тетрадь столбиком.

Индустриализация, национализм, рынок сбыта, оппозиция, урбанизация, сырьевая база, миграция, «Малый Октябрь», командно - административная система управления.

 

Ход и последствия   индустриализации

1. Практическое задание. Дать оценку последствиям индустриализации в Казахстане.

  1. «+» положительные моменты  И   (1 группа)
  2. « - » негативные моменты  И. (2 группа)
  3. Сравнить и выявить различия И. современного Казахстана с  И. 30-х годов ХХ века (3 гр) Рассмотрите источники финансирования, методы.

2.Работа с документом: «Протокол заседания Комитета содействия СНК  КАССР  постройке Турксиба о мероприятиях, связанных со строительством» от 30 января 1927 года, в котором говорится об использовании труда заключенных. (анализ, обсуждение, вывод)

3. Проблемный вопрос:

Прав ли был С.Садвокасов, утверждая ,что «…Казахстан был и остался колонией»? Доказать, оперируя фактами. Вспомнить основные признаки колониализма.

Итоги урока.

В 20-30-е годы в стране утверждается тоталитарная система казарменного социализма.

Домашнее задание :§9, на контурной карте отметить все крупные стройки Казахстана периода индустриализации, выписать определение понятий и терминов, записанных на уроке в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!