СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект учащегося 11 класса «Моя система подготовки к ЕГЭ по иностранному языку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Индивидуальный проект моего учащегося 11 класса, имеющего положительный опыт в подготовке к ЕГЭ в плане самоорганизации и следования рекомендациям учителя. Гипотеза ученика при выполнении проекта: для успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку недостаточно просто хороших знаний языка – важна и сама система подготовки в плане стратегии выполнения заданий и организации режима подготовки. И эта гипотеза подтверждается на протяжении всего индивидуального проекта. 

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект учащегося 11 класса «Моя система подготовки к ЕГЭ по иностранному языку»»

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………….2

  2. Система подготовки к ЕГЭ по английскому языку……………………………………………………………………...3

    1. Структура Единого Государственного экзамена по английскому язык……………...……………………………...….3

    2. Способы пополнения словарного запаса с целью подготовки

к экзамену…………………………………………………………6

    1. Организация времени………………………………………….....8

    2. Статистика решённых вариантов………………… …...………10

  1. Заключение………………………………………………………..……11

Литература…………………………………………………………..….12

Приложения ………………………………………………………..…..13



  1. Введение.

В настоящие годы самой главной задачей поступившего в 11 класс ученика является успешная сдача Единого Государственного экзамена. Я, как ученица выпускного класса, так же поставила себе такую цель. Одним из предметов, которые мне предстоит написать, является английский язык. К этому экзамену я начинала готовиться еще с 9 класса, чтобы сдать Основной Государственный Экзамен. Большой опыт подготовки и желание им поделиться позволили мне выбрать данную тему для творческого проекта.

Сейчас все выпускники задаются вопросом: как же подготовиться к экзамену лучше всего? Ответ на этот вопрос определяет актуальность моего проекта для всех будущих выпускников.

Испробовав множество методов, проанализировав опыт выпускников прошлых лет и выявив для себя наилучшие способы тренировки, в моем проекте я хочу поделиться своей системой эффективной подготовки и сдаче ЕГЭ по английскому языку. В этом заключается цель моего проекта.

В процессе выполнения проекта я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать опыт выпускников, успешно сдавших ЕГЭ по иностранному языку за прошлые годы (по материалам личных бесед, видеоблогам и соцсетям);

  2. Апробировать различные методики подготовки в отношении выполнения самих заданий и в отношении организации режима подготовки;

  3. Систематизировать полученный опыт и представить его на своей страничке в соцсети «ВКонтакте»;


Гипотеза: для успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку недостаточно просто хороших знаний языка – важна и сама система подготовки в плане стратегии выполнения заданий и организации режима подготовки.

Объект исследования: эффективные методики подготовки к экзамену.

Предмет исследования: способы подготовки к ЕГЭ по иностранному языку и текущие результаты выполнения экзаменационных работ.

Срок реализации: сентябрь 2021 – апрель 2022 года.

Использовались следующие методы исследования:

  • Сбор информации по теме исследования;

  • Описательный и аналитический метод;

  • Метод статистической обработки результатов;

  • Обобщающий метод.

  1. Система подготовки к ЕГЭ по английскому языку

    1. Структура Единого Государственного экзамена по английскому языку и подготовка к каждому разделу



Единый Государственный Экзамен по английскому языку включает в себя пять направлений в соответствии с пятью видами речевой деятельности: «Аудирование», «Чтение», «Грамматика и лексика», «Письмо» и «Говорение».

Раздел «Аудирование» представляет собой серию из трех заданий, которые различаются по сложности. Первое задание – это предложенные к прослушиванию 6 высказываний людей, которые необходимо сопоставить с данными в задании темами рассуждений. Второе задание – короткий диалог двух людей и утверждения, которые нужно подтвердить или опровергнуть. Третье задние – интервью двух людей и вопросы с вариантами ответа, из которых нужно выбрать верный. (Приложение 1) Успех выполнения всех трёх заданий заключается в понимании и несложном анализе услышанного.

Подготовка к разделу аудирования у меня происходит путём тренировки на реальных вариантах ЕГЭ, а так же через различные онлайн ресурсы, например, сайт British council (British Council LearnEnglish Teens | Free resources for teens to help improve your English). Сейчас я подробно расскажу про каждый из способов.

Тренировка на реальных вариантах ЕГЭ по английскому

В интернете есть множество типовых заданий по аудированию для подготовки. Но я для этого не использую традиционные сайты типа «Решу ЕГЭ» и «ФИПИ», поскольку там можно столкнуться с проблемой повтора заданий одних и тех же вариантов. И кроме того, участники реального ЕГЭ выполняют задания по бумажным носителя, а не с экрана компьютера. Поэтому я использую банк вариантов ЕГЭ ФИПИ, накопленный у моего учителя с 2007 года по настоящее время – более пятидесяти вариантов. Я также использую сборники по подготовке к ЕГЭ по английскому языку различных издательств «MacMillan», «Pearson», «Центр Елены Солововой» с вариантами повышенного уровня сложности.

Тренировка на сайте British Council

Сайт British Council позволяет готовиться ко всем направлениям в экзамене по английскому. Очень удобным там является раздел Listening, в котором есть возможность проверить свой текущий уровень английского языка, в том числе навыка восприятия английской речи на слух, а после выбрать подходящий уровень заданий. Задания представляют собой комплекс видов работ, так или иначе соответствующих формату ЕГЭ. (Приложение 2).

Раздел чтения также состоит из трех задний, различающихся по сложности. В первом задании по чтению предстоит прочитать небольшие статьи и подобрать к каждой заголовок из предложенного списка. Второе задние – это текст с пропущенными предложениями, предложенными ниже, которые необходимо вставить на свои логические места. Третье задание – большой художественный или публицистический текст с вопросами по содержанию и вариантами ответов. (Приложение 3)

Чтобы подготовиться к разделу чтения, я использую тренировочные варианты из вышеупомянутых сборников издательства «Макмиллан» или банк вариантов ФИПИ. В подготовке мне также помогает сайт British Council.

На сайте есть раздел для подготовки к чтению. Предлагается прочитать текст, соответствующий уровню знания языка, а потом выполнить задания к нему, подтверждающие понимание содержания текста.

Раздел грамматики и лексики так же состоит из трёх заданий и требует хорошего знания правил иностранного языка. Первое задание предлагает видоизменять предложенные слова, чтобы они грамматически правильно были использованы в текстах. Второе задание уже проверяет знание лексики, и аналогично первому заданию, требует подбора лексически верной формы слова для предложенного контекста. Третье задание может совмещать в себе проверку знаний грамматики и лексики, требуя вставить верные слова в текст из списка предложенных. (Приложение 4)

Школьная программа со 2 по 11 класс помогла мне изучить каждое правило и закрепить его соответствующими заданиями. Учебная программа школы предполагает использование учебника «Английский в фокусе» (Spotlight), который хорошо приспособлен для подготовки к существующему формату ЕГЭ. Данный учебник предоставляет дополнительное закрепление материала путём решения заданий из рабочей тетради, которой я также активно пользовалась. Большое количество времени, уделяемое грамматике и лексике английского языка в школе, обеспечило мне успешное выполнение заданий из соответствующих разделов экзамена.

Чтобы преуспевать в выполнении экзаменационных задач по английской грамматике и лексике, необходимо регулярно решать и закреплять материал. В этом мне помогают такие сборники с теорией и практическими заданиями, как «Round Up 4», «Round Up 5», «Round Up 6» (издательство «Pearson». Также «Grammarway 3» и «Grammarway 4» (издательство «Express Publishing»). Содержания этих пособий схожи наличием теоретического материала, который понятно изложен через таблицы, а так же наличием большого количества заданий, которые могут выявить все недочёты и помочь их устранить.

На сайте British Council существуют разделы для подготовки как по грамматике, так и по лексике. Разделы представляют собой сборники правил, которые нужно знать на определенном этапе развития навыков в английском языке, а также из практических заданий и тестов, помогающих проверить и закрепить их понимание. Подготовка к разделам грамматики и лексики в экзамене на сайте British Council является для меня наиболее удобной из-за большого количества уроков и теории, собранных в одном месте, что облегчает поиск уже изученной информации и знакомство с новым материалом.

Раздел письма имеет высокий уровень сложности и требует от экзаменуемого обладать соответствующими навыками и знаниями. В данном разделе от ученика требуют написать два письменных задания: электронное письмо другу и анализ статистических данных на разные темы. Тренировка по всем предыдущим разделам помогает мне успешно выполнять задания из этой части. (Приложение 5)

Конечно, чтобы выполнить задания этого раздела быстро и правильно, для меня легче и удобнее всего использовать шаблоны, разработанные моей учительницей по английскому языку. Такие шаблоны полностью отвечают критериям написания письменных работ и исключают ряд ошибок, которые я могла бы допустить, выполняя эти задания без точных алгоритмов действий. (Приложение 6)

Большое влияние на успешное выполнение этих заданий оказывает словарный запас, который я регулярно пополняю в течение нескольких лет подготовки к экзамену.

Выше была описана тестовая и письменная части экзамена. С 205 года была введена и устная часть.

Особенностью Единого Государственного экзамена по английскому языку является его сдача учениками в два этапа, на которые отводится два дня. В первый день экзаменуемые выполняют письменную часть, а в следующий назначенный день – устную.

Устный экзамен состоит из четырёх заданий с возрастающей сложностью. Первое задание – чтение текста на английском языке. Второе – ряд вопросов по одной теме, которые я должна самостоятельно составить и задать. Третье – интервью, предполагающее ответы на задаваемые мне вопросы на какую-нибудь тему. И четвертое – монологическое высказывание на предложенную тему. (Приложение 7)

Для меня этот раздел экзамена вызывает наибольшую сложность, потому что мне предстоит выполнять задания, пользуясь только своей речью. Так как я русскоговорящий человек, языковой барьер затрудняет мне свободно говорить по-английски. Так или иначе, путём усиленной подготовки я смогу выполнить такие задания.

Я и мой учитель по английскому языку разработали оптимальный алгоритм и план подготовки к заданиям из устной части. Он предполагает:

а) регулярную тренировку на типовых вариантах устной части ЕГЭ. Для этого я использую автоматические тренировочные задания, размещенные в сообществе нашего учителя ВК «English Puffin» Тренажеры по устной части ЕГЭ 2022 года | English Puffin (vk.com);

б) заучивание шаблонов для правильного построения вопросов и монологического высказывания (Приложение 8);

в) тренировка в обстановке, схожей с обстановкой во время экзамена;

г) работа с уже выполненными типовыми вариантами для понимания собственных ошибок и запоминания шаблонов.

Придерживаясь такого алгоритма, я стала чувствовать больше уверенности и концентрации при выполнении заданий из устного экзамена.

    1. Способы пополнения словарного запаса с целью подготовки к экзамену

Как уже было упомянуто ранее, важным аспектом в успешности выполнения каждого из заданий экзамена является словарный запас. Чем больше слов я выучу, тем легче мне будет при выполнении всего экзамена. Словарным запасом я пользуюсь во время распознавания английской речи в разделе аудирования, перевода текста в уме для выполнения заданий из раздела чтения, решения заданий по грамматике для понимания контекста и, конечно, для письменных и устных заданий, чтобы строить предложения из мыслей.

В течение подготовки к ЕГЭ по английскому языку я пробовала все самые распространенные методы запоминания иностранных слов. Сейчас я расскажу о каждом из них.

а) словарь для записи иностранных слов. Впервые с этим методом я познакомилась во 2 классе, когда учитель предлагала нам записывать новые иностранные слова и их перевод в специальную тетрадь, чтобы образом целые списки новых слов. Таким образом, основные английские выражения и слова я выучила именно этим методом. Достоинством этого метода является возможность хранить все слова в одном месте и возвращаться к ним в любой момент, а так же группировать списки слов по тематическим группам, что может облегчить их запоминание (например, «неправильные глаголы», «разговорные выражения», «фразовые глаголы» и т.п.).

Я не использую в настоящее время этот способ, так как считаю, что он наименее удобный, так как занимает много времени и сил при переносе списков слов в тетрадь, а количество слов, которое осталось в памяти, в конце концов, не большое.

б) картонные карточки для запоминания слов - еще один способ пополнения словарного запаса, который я практикую давно. Такой метод представляет собой изготовление картонных карточек, а после написания иностранного слова на одной стороне, а перевода с транскрипцией на обратной стороне. Этот способ удобен, потому что, во-первых, при написании каждой карточки, слова откладываются в кратковременную память, а потом, после регулярного повторения – в долговременную память. Во-вторых, каждая отдельная карточка со словом при изучении требует внимания и концентрации, что не происходит во время обучения по тетради-словарю, когда списки слов воспринимаются обобщенно. В-третьих, такой способ с карточками даёт возможность откладывать сложно запоминающиеся слова, добавляя их в новые блоки карточек, или просто повторяя их регулярно без затраты времени на уже изученное. Этот метод до сих пор используется мной: для выучивания особо сложных слов я считаю его удобным и эффективным, несмотря на большое количество времени, затрачиваемое на изготовление карточек и написание слов на каждой.

в) мобильные приложения для изучения новых слов – метод, который я использовала меньше всех остальных. У меня есть опыт использования приложений «Duolingo», «Memorise» и других. Они были разработаны специально для тех, кто изучает иностранные языки. Так, в них есть возможность запоминать слова с помощью решения тестов и языковых задач, прослушивания их правильного произношения, распознавания на слух, а так же применения в контексте. Плюсом такого метода является количество времени, уделяемое каждому слову, а также алгоритм регулярного повторения давно изученных слов, гарантирующий их откладывания в долговременную память. Минусом такого способа является невозможность создания своей программы обучения и добавления собственных слов.

г) сайт и приложение с флеш-карточками “Quizlet” – относительно новый для меня способ изучения иностранных слов. Функционал этого сервиса состоит в возможности создания модулей и карточек для их дальнейшего изучения. Такой метод очень схож со способом выписывания слов на карточки и их изучения, но в отличие от него, вся работа выполняется в электронном виде. Метод с “Quizlet” удобен и полезен для меня, так как там есть разные режимы заучивания и проверки знания слов, которые строятся на использовании разных типов памяти.

«Quizlet” – многофункциональная платформа, к которой каждый сможет найти индивидуальный подход. Единственный недостаток платформы «Quizlet” заключается в относительно высокой цене подписки, открывающей дополнительные режимы и индивидуально-ориентированные практики изучения.



    1. Организация времени

Важнейшим аспектом в подготовке к любому экзамену является организация собственного времени и умения распределять силы между различными планами и обязанностями. Я выделила для себя ряд методов организации своего рабочего и свободного времени, помогающих мне выполнять весь необходимый объём работы и чувствовать себя комфортно. Так, мною были выделены пять основных пунктов:

а) Согласование графика труда и отдыха с внутренними биологическими часами. С целью поднятия производительности труда необходимо заниматься подготовкой к экзамену в то время, когда работоспособность находится на пике. У каждого человека такое время будет отличаться. Наибольшая производительность работы у меня приходится на утренние часы (8:00 – 11:00), но так как я посещаю школу 6 дней в неделю, я выработала привычку работать и вечером (16:00 –20:00);

б) Расстановка приоритетов. В продуктивной подготовке мне помогает умение разделять все свои задачи на группы по степени важности и срочности. Чтобы правильно распределить все задания по группам, следует учитывать период, данный на их выполнение, их объём и степень важности. Удачно распределив все обязанности по группам «важное – неважное», «срочное – несрочное» (расставив приоритеты), мне удаётся грамотно распределять время в течение дня и даже недели;

в) Деление задачи на небольшие части. Подготовка к ЕГЭ всегда подразумевает большие объёмы работы. Часто представления и страхи о том, сколько еще предстоит сделать, сбивают с привычного темпа и даже могут приводить к застоям в работе и стрессу. Чтобы не допустить этого, я использую метод разделения масштабных и крупных заданий на более мелкие части, выполнение которых не является тяжёлым за определённый период времени. Так, например, одно большое задание я могу поделить на несколько мелких задач, и выполнять по одной в час, в несколько часов, в день и так далее, в зависимости от крайних сроков задания;

г) Занятия по 45 минут и перерывы на отдых. Согласно исследованиям, 45 минут – это именно тот отрезок времени, на протяжении которого мозг среднестатистического человека способен концентрироваться. Ведь школьные занятия не случайно длятся именно столько. По истечении этого времени приходит усталость, а, следовательно, отвлечение на посторонние предметы. Конечно, для каждого человека это время будет разным, но я для своих занятий отделяю именно такое количество времени. Контролировать его можно как по будильнику, так и по настольным часам. По прошествии 45 минут, обязательно нужно сделать перерыв длительностью не менее 10 минут, чтобы весь организм успел отдохнуть от нагрузки и в дальнейшем приняться за работу с новыми силами. У меня есть и определенные правила для перерывов, а именно: обязательно вставать из-за стола, а также переключаться на другой вид деятельности, не связанный с обучением;

д) Медитация для устранения стресса. Важно правильно организовать не только работу, но и отдых. В результате активного темпа жизни, частых физических и мыслительных нагрузок, кратковременных стрессовых ситуаций у человека может возникать долговременный стресс. Справиться с ним хорошо помогает медитация. Её можно выполнять как самостоятельно, так и с помощью уроков в интернете, придерживаясь определённых правил. Например, с помощью мобильного приложения «Мо», мне удаётся правильно подходить к практикам медитаций, а после замечать отсутствие тревоги, стресса и наблюдать видимые улучшения в работе своего организма. Чтобы справиться с накопившимся стрессом, достаточно 10 минут в день, отводимых на медитацию;

е) Выполнение минимум одного варианта в неделю. Ключевым в распределении времени при подготовке к ЕГЭ является выполнение одного варианта в течение 3 часов 10 минут, как это предполагает реальный экзамен в отношении тестовой и письменной частей. Для этого я выделяю время в воскресенье с утра с 9.00 утра до 12.10. Это обеспечивает тренировку как общеязыковую, так и ментально-физиологическую на выносливость и концентрацию внимания, - ведь реальный ЕГЭ мы будем писать в утреннее время в течение 3 ч. 10 мин.

    1. Статистика решённых вариантов

С течением времени я совершенствовала применение выше описанные методы и технологии подготовки. И вела статистику результатов выполнения вариантов ЕГЭ. По приведенной ниже таблице видно, что, следуя выверенным приемами подготовке, я вышла на практически стабильное выполнение варианта за 80 баллов.


Месяц

Вариант

(максимум 100 баллов)

Ауди-рование

(20)

Чтение

(20)

Лексика и грамматика (20)

Письменная часть (20)

Устная часть (20)

Итого

сентябрь2021 г.

МсМ 1

12

14

11

12

10

59

МсМ 2

13

13

9

16

14

65

МсМ 3

15

13

16

14

14

72

МсМ 4

16

15

11

16

13

71

октябрь

МсМ 5

15

13

10

12

12

62

МсМ 6

18

18

12

16

12

76

МсМ 7

17

20

15

17

15

84

МсМ 8

19

17

12

16

16

80

ноябрь

МсМ 9

16

15

16

15

14

76

МсМ 10

17

20

11

17

12

77

МсМ 11

16

17

18

15

13

79

МсМ 12

13

19

16

16

15

79

декабрь

МсМ 13

19

17

17

16

17

86

МсМ 14

16

20

16

17

17

86

МсМ 15

14

20

17

18

14

83

МсМ 16

18

17

19

17

11

82

январь 2022 г.

МсМ 17

19

18

19

16

16

88

МсМ 18

17

19

16

19

17

88

МсМ 19

17

16

16

16

19

84

МсМ 20

18

19

17

19

13

86

февраль

ФИПИ 1

18

17

15

17

14

81

ФИПИ 2

17

20

16

15

18

86

ФИПИ 3

16

19

18

16

19

88

ФИПИ 4

18

16

15

18

16

83

март

ФИПИ 5

15

17

15

18

16

81

ФИПИ 6

17

18

18

16

15

84

ФИПИ 7

19

20

15

19

17

90

ФИПИ 8

16

19

15

17

16

83

апрель

ФИПИ 9

18

19

18

19

19

93


ФИПИ 10

16

19

18

19

16

88





  1. Заключение

Подготовка к ЕГЭ по любому предмету – сложный процесс. Он требует не только специальных знаний, но и грамотной организации рабочего времени, нахождение правильных стратегий выполнения заданий и обеспечение доступа к актуальным ресурсам по заданиям, т.е. решение «технических» задач. Через пробы и ошибки для себя я решила эти задачи, отработала и выверила методики и достигла хороших стабильных результатов на данном этапе.

Таким образом, я могу сделать следующие выводы по теме моего индивидуального проекта:

1) важно делаться своим успешным и неуспешным опытом при подготовке к ЕГЭ – это помогает другим выпускникам правильно выстраивать свои стратегии подготовки;

2) из все методик подготовки к ЕГЭ наиболее эффективные – это, при наличии исходного языкового уровня – минимум А2 (желательно минимум В1) регулярно выполнять множество типовых вариантов ЕГЭ из актуальных источников и пользоваться при этом дополнительными ресурсами: сборники по грамматике британских издательств, задания учебного сайта British Council и т.п.;

3) важно применять стратеги организации времени с обязательным решением минимум оного варианта в неделю в утрене время (3 часа 10 минут);

4) при подготовке к устной части ЕГЭ важно пользоваться тренировочными вариантами из готовых разработок: Тренажеры по устной части ЕГЭ 2022 года (vk.com)

5) для успешного выполнения ЕГЭ важно активно проводить общеязыковую подготовку, обеспечиваемую на текущих уроках английского языка по УМК «Английский в фокусе» с обязательными заданиями на выучиваниеv слов по ресурсам платформы Quizlet.


Моя гипотеза подвтердилась: для успешной сдачи ЕГЭ по иностранному языку недостаточно просто хороших знаний языка – важна и сама система подготовки в плане стратегии выполнения заданий и организации режима подготовки.















  1. Литература



  1. https://learnenglish.britishcouncil.org

  2. https://learnenglishteens.britishcouncil.org

  3. http://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory

  4. https://en-ege.sdamgia.ru/

  5. https://quizlet.com

  6. https://examscenter.ru













Приложение 1.

Приложение 2.


Приложение 3

Приложение 5


Приложение 5




Приложение 6

Шаблон к заданию 39

Шаблон к заданию 40






Приложение 7

Скрипт звучащих вопросов:

Приложение 8







25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!