Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска
Индивидуальный проект
Тема: Проблемы современного образования
Выполнила
ученица 10 класса
Силина Дарина Сергеевна
Руководитель проекта Прудковских Мария Сергеевна
Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.
Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)
Севск 2022 г.
Индивидуальный план выполнения проекта.
Ф.И. Силина Дарина
Этапы | Виды деятельности | Планируемая дата исполнения | Дата фактически | Подпись руководителя |
Подготовка | Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся; Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы | 27.09.2021 | 27.09.2021 | |
Планирование | Формулировка задач, которые следует решить; Выбор средств и методов решения задач; Определение последовательности и сроков работ | 11.10.2021 | 11.10.2021 | |
Процесс проектирования | Самостоятельная работа | 07.02.2022 | 07.02.2022 | |
Оформления записки, плакатов и др. | 7.03.2022 | 7.03.2022 | |
Итог | Достигнутый результат | 18.04.2022 | 18.04.2022 | |
Оформление | 18.04.2022 | 18.04.2022 | |
Защита | | | | |
Паспорт проекта
Название проекта: Проблемы современного образования
Руководитель проекта: Прудковских Мария Сергеевна
Автор проекта: Силина Дарина 10 класс
Учебная дисциплина: обществознание
Тип проекта: исследовательский
Цель работы: изучить социальные проблемы современного образования в России и разработать классный час
Задачи работы: рассмотреть систему образования в России; выявить главные проблемы образования; предложить пути решения проблем.
Вопрос проекта: какие есть проблемы проблемы современного образования в России по материалам Интернета?
Краткое содержание: в своем проекте я расскажу об основных системах системах образования в России и о том, какие проблемы существуют.
Результат проекта: разработки классного часа и презентации о проблемах современного образования в России.
Оглавление
Введение 5
1.Глава 1 Теоретическая часть 7
1.1 Образование в Древнем мире 7
1.2 Образование в эпоху Возраждения 9
1.3 История развития образования восточных славян XVI – XVIII веков 9
1.4 Эпоха Нового времени 10
1.5 Происхождение современной системы образования 11
1.6 Система образования РФ 11
1.7 Проблемы в системе образования России 13
1.8 Возможные пути решения проблем 14
2.Глава 2 Практическая часть 15
2.1Анкетирование 15
Заключение 18
Список литературы: 19
Приложение 1 20
Приложение 2 21
Введение
Образование является сложным социальным процессом, одним из важнейших социальных институтов современного общества.
Социальный институт- это устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из них- удовлетворение социальных потребностей.
Социология образования- отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.
Одним из главных направлений в социологии является изучение роли института образования в социальном прогрессе и социализации личности, ее включении в систему общественных отношений. В социологию образования прежде всего входят социальные взаимоотношения и закономерности.
Социология образования затрагивает влияние образования на все сферы жизни общества- экономическую, социальную, политическую, духовную.
Актуальность данной темы связана с несколькими признаками. С улучшением человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки вызывает необходимость повышения эффективности образования.
Целью проекта является изучение социальных проблем современного образования в России.
Задачи проекта:
1. рассмотреть систему образования в современной России;
2. определить изменения в Российской системе образования;
3. выявить главные проблемы современного образования в России;
4. предложить пути решения проблем.
Объектом исследования является проблемы современного образования в РФ.
Предметом исследования является возможные пути решения проблем в системе современного образования РФ.
Методом исследования является опрос.
1.Глава 1 Теоретическая часть 1.1 Образование в Древнем мире
Обучение- наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к окружающей среде.
Изначально обучение человека происходило в повседневной деятельности и общении. Около 7 тыс. лет до н.э. произошли качественные изменения в культурном развитии: человек переходит от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, развивает свое умение обрабатывать камень, изготавливать новые орудия труда, учится ткать полотно и лепить посуду. Эти изменения в хозяйственной жизни потребовали специальных практических знаний, трудовых умений и навыков, усвоение которых стало возможным лишь с помощью специальной подготовки. Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются первые специализированные учреждения для подготовки детей. Первые из них были основаны в Месопотамии (Вавилон) и Египте около трех тысяч лет до н.э., и назывались домами табличек (Вавилон) или домами писарей (Египет). Значительно позже применяют слово школа (schole), которое в переводе с древнегреческого языка означает место для досуга, отдыха. Учебные заведения для подготовки молодежи изначально были тесно связаны с государством: почти все они находились при храмах, в государственных учреждениях. В древнем мире выделяют древневосточную систему образования (Египет, Вавилон, Индия, Китай) и более новую древнегреческую (Греция, Рим).
В основе древневосточной системы образования – повторение прошлого, подражание, овладение письменностью. Древнегреческая система впервые предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе образования впервые была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного совершенствования, стремления к идеалу. Именно в то время определяется возраст начала целенаправленного и системного обучения – 6-7 лет. (Следует также отметить, что именно в этом возрасте у ребенка сформировывается так называемая «черная субстанция головного мозга» – участок мозга, отвечающий за тонкие движения пальцев.)
В древнегреческой системе воспитания выделяют спартанское, афинское и римское воспитание.
Спартанское воспитание было направлено на воспитание воина и преданного государству гражданина. Образование было единым и обязательным для всех детей. Школы Спарты были государственными.
В основе афинского воспитания был идеал эстетически развитой личности, что умела декламировать, петь, играть, танцевать, имела эстетически красивое тело. Впервые поставлена цель всестороннего развития личности (калокагатии (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый) – идеал умственно, морально, физически и эстетически развитой личности). Образование было разнотипным (грамматическим, музыкальным, гимназическим). Школы Афин были частными.
Римское воспитание было направлено на воспитание преданного государству гражданина. Частные школы находились под контролем государства. Образование имело в основном гуманитарную (филологическую) направленность для воспитания государственного служащего. В целом римское воспитание походило на афинское, но как основная ценность рассматривалось государство, а не личность.
1.2 Образование в эпоху Возрождения
В эпоху возрождения (XIV – XVI ст.) в Западной Европе появляется новый тип воспитания – гуманистический (от лат. человек), в основе которого стоит уважение к человеку, вера в его силы и возможности, осмысление культурного наследия античности Цель гуманистического воспитания – всесторонне развитая свободная личность, что способна изменить общество. Содержанием воспитания становится моральное воспитание активной, деятельной, свободной личности, гражданина; физическое воспитание силы, мужественности, выносливости, красоты тела, которое дополняется закаливанием организма и гигиеной; используется идея трудового воспитания. Умственное воспитание включало: изучение античных языков и литературы (классическое образование) и изучение естественных наук (реальное образование). В организации воспитания возникает идея активности ребенка при обучении (игры, элементы заинтересованности, наглядность, практическое применение знаний)
1.3 История развития образования восточных славян XVI – XVIII веков
В конце XVI – начале XVII ст. в Украине создается очень прогрессивная для своего времени форма учебных заведений – братские школы. Эти школы создаются религиозно-национальными организациями – братствами. В 1586 году во Львове была открыта первая братская школа. В 1615 году была организована Киевская братская школа. Всего в первой половине XVII ст. действовало 30 братских школ. Братские школы были элементарными и повышенного типа. В элементарных школах учили чтению, письму, счету. В школах повышенного типа изучали грамматику, греческий, латинский и родной язык.
В школах обучались дети разных слоев населения от 6 до 12 лет. Братства ставили своей целью сделать свои школы доступными для всех желающих. За обучение в школе родители вносили плату с учетом их достатка. Дети бедных слоев населения учились бесплатно.
1.4 Эпоха Нового времени
В истории, XVII-XVIII-ое столетия известны как эпоха Нового времени. Развитие экономики и торговли, науки и культуры в Европе, способствовало становлению нового типа личности (идеала) – деятельного и самостоятельного человека. Существовавшая система образования (элементарная народная школа, и среднее образование, в основе которого изучение древних языков и подготовка к карьере духовенства или государственного служащего) не могла удовлетворить этих потребностей. Разрабатывается новая система образования.
Огромный вклад в развитие педагогической теории XVIII ст. сделал французский просветитель Жан Жак Руссо. Он выступил сторонником концепции естественного воспитания – учета при воспитании природы самого ребенка. Руссо считается первооткрывателем ребенка как центра обучения и воспитания и первым его исследователем. Исходит из идей гуманизма – уважения и любви к ребенку. Воспитание и обучение строится на основе потребностей и интересов ребенка, отвергал телесные наказания. Согласно взглядам Руссо, воспитание и обучение – это самостоятельное накопление жизненного опыта. Ребенок сам выбирает содержание и методы обучения, учитель разрабатывает и предлагает обучающие и воспитательные ситуации. Жаном Жаком Руссо были заложены основы теории свободного воспитания.
1.5 Происхождение современной системы образования
В середине XVIII – в начале XIX ст. в странах Западной Европы происходит создание и массовой государственной школы. Первоначально массовая школа давала только базовое начальное образование, на тот момент для удовлетворения производственно-экономических потребностей этого было достаточно.
С созданием массовой школы происходят изменения в организации школьного обучения. Государственный характер обучения в школе привел к введению единого содержания обучения через оформление единых учебных программ и планов; становлению единой системы оценок и экзаменов; созданию средств контроля за работой школы.
1.6 Система образования РФ
Образование- это совокупность систематизированных умений, навыков и знаний, приобретенных человеком в процессе обучения в специальных учреждениях или самостоятельного получения знаний.
Качество образования- это очень важный вопрос, влияющий на будущее страны.
Главная цель современного образования- воспитание человека.
Система образования- это особая модель, в состав которой входят различные институциональные организации, основная цель которых обучение.
Система образования включает:
- дошкольные образовательные учреждения
- общеобразовательные учреждения
- образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)
- образовательные учреждения среднего специального образования ( среднее специальное учебное заведение)
- негосударственные образовательные учреждения
- дополнительное образование
Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию. Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения ( школы, колледжи, университеты), социальные группы ( учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс ( процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).
Структура образования:
-дошкольное (детский сад) ;
-общее : начальное ( 1-4 классы), основное ( 5-9 классы), среднее ( 10-11 классы) ;
-профессиональное :среднее специальное образование (техникумы, колледжи), высшее образование (университеты, академии, институты).
-послевузовское (аспирантура)
Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:
- дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, курсы;
- самообразование- приобретение знаний путем самостоятельных занятий.
По формам обучения при структурировании выделяется очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.
- очная- одна из основных форм обучения, которая предполагает обязательное посещение занятий, проводящихся по расписанию учебной недели.
-заочная- форма образования по выбранной программе, которая предполагает самостоятельное изучение большинства учебного материала.
-экстернатная- форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобязательных программ основного общего, высшего образования с промежуточной и государственной аттестациями в образовательном учреждении , имеющим государственную аккредитацию (набор мероприятий или действий, в процессе которого определяют подтверждение соответствия установленному стандарту)
- по индивидуальному плану- форма обучения, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
- дистанционная- самостоятельная форма обучения , обеспечивающая связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта.
1.7 Проблемы в системе образования России
- кризис старой системы образования, обусловленный ее устареванием. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой.
- излишняя теоритическая направленность российского образования. Системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоритических знаний, в то время как практические умения и навыки не развиваются.
- недостаток финансирования. Оборудование, учебный и методический фонд требует обновлений и соответственно финансовых вложений.
- слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования
- коррупция. Например, на сегодняшний день диплом о высшем образовании можно купить
1.8 Возможные пути решения проблем
- усиление практической направленности образования
- увеличение финансирования, с целью развития образовательных учреждений и повышения заработной платы педагогам
- увеличение взаимосвязи между другими уровнями образования.
2.Глава 2 Практическая часть 2.1Анкетирование
Я провела социальный опрос, связанный с отношением школьников к современному образованию среди участников школы 14-16 лет, ниже предоставлены результаты.
Как вы считаете, важно ли сейчас образование в нашей жизни?
Посмотрев на диаграмму, я пон6яла,что для многих образование является важной частью их жизни.
Довольны ли вы образованием, которое вами получено к настоящему времени?
Большинство проголосовавших ответили, что довольны полученным образованием к настоящему времени.
Обеспечена ли наша школа современным оборудованием?
Многие считают, что наша школа не полностью обеспечена современным оборудованием.
Как вы думаете, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в ВУЗы?
После введения ЕГЭ стало легче поступить во многие ВУЗы.
Хотели бы вы улучшить качество образования в школе?
Практически все участники опроса хотят улучшить качество образования в школе.
Как вы считаете, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?
Половина участников ответили, что в последнее время качество российского школьного образования улучшается.
Заключение
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в изучении социальных проблем современного образования в России.
Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи:
1. рассмотрена система образования в современной России;
2. определены изменения в Российской системе образования;
3. выявлены главные проблемы современного образования в России;
4. предложены пути решения проблем.
Хочу сделать вывод, что нужно заняться активным поиском современных социальных и педагогических технологий развития образования. Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс педагогических воздействий. Их целью является передача знаний об окружающем мире, а также социального опыта.
Список литературы:
Информация из: https://works.doklad.ru/view/8hKWFc_9e0g.html
Информация https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_takoe_obrazovatelnaya_sistema/sovremennye_problemy_sistem_obrazovaniya_v_rossii/
Информация из: https://www.psychologos.ru/articles/view/sistema-obrazovaniya.-istoriya-i-sovremennost
Информация из: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-aktualnie-problemi-sovremennogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii-2489719.html
Приложение 1
Доброго времени суток! Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на предоставленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет нам, в проведении исследований. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики.
Цель: узнать довольны ли школьники образованием на данный момент
Укажите ваш пол:
Укажите ваш возраст:
Как вы считаете, важно ли сейчас образование в нашей жизни?
Да 2) Нет 3) Не знаю
Довольны ли вы образованием, которое вами получено к настоящему времени ?
Да 2) Нет 3) Частично
Обеспечена ли наша школа современным оборудованием?
Да 2) Нет 3) Да, но не полностью
Как вы думаете, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в ВУЗы?
Легче 2) Сложнее 3) Не сложнее, но и не легче
5. Хотели бы вы улучшить качество образования в школе?
1) Да 2) Нет
6. Как вы считаете, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?
1) Улучшается 2) Ухудшается 3) Не меняется
Выскажите свое мнение:
Спасибо за участие!
Приложение 2