СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальный проект "Проблемы современного образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальный проект "Проблемы современного образования"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -

Средняя общеобразовательная школа №2 им. И.Г.Петровского г.Севска









Индивидуальный проект

Тема: Проблемы современного образования









Выполнила

ученица 10 класса

Силина Дарина Сергеевна


Руководитель проекта Прудковских Мария Сергеевна










Работа допущена к защите «_____» _______________ 2022 г.


Подпись руководителя проекта __________________ (__________________)



Севск 2022 г.



Индивидуальный план выполнения проекта.

Ф.И. Силина Дарина



Этапы


Виды деятельности

Планируемая дата исполнения

Дата
фактически

Подпись руководителя

Подготовка

Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся;

Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы





27.09.2021





27.09.2021


Планирование

Формулировка задач, которые следует решить;

Выбор средств и методов решения задач;

Определение последовательности и сроков работ





11.10.2021





11.10.2021


Процесс проектирования

Самостоятельная работа

07.02.2022

07.02.2022


Оформления записки, плакатов и др.

7.03.2022

7.03.2022


Итог

Достигнутый результат

18.04.2022

18.04.2022


Оформление

18.04.2022

18.04.2022


Защита







Паспорт проекта

Название проекта: Проблемы современного образования

Руководитель проекта: Прудковских Мария Сергеевна

Автор проекта: Силина Дарина 10 класс

Учебная дисциплина: обществознание

Тип проекта: исследовательский

Цель работы: изучить социальные проблемы современного образования в России и разработать классный час

Задачи работы: рассмотреть систему образования в России; выявить главные проблемы образования; предложить пути решения проблем.

Вопрос проекта: какие есть проблемы проблемы современного образования в России по материалам Интернета?

Краткое содержание: в своем проекте я расскажу об основных системах системах образования в России и о том, какие проблемы существуют.

Результат проекта: разработки классного часа и презентации о проблемах современного образования в России.
















Оглавление

Введение 5

1.Глава 1 Теоретическая часть 7

1.1 Образование в Древнем мире 7

1.2 Образование в эпоху Возраждения 9

1.3 История развития образования восточных славян XVI – XVIII веков 9

1.4 Эпоха Нового времени 10

1.5 Происхождение современной системы образования 11

1.6 Система образования РФ 11

1.7 Проблемы в системе образования России 13

1.8 Возможные пути решения проблем 14

2.Глава 2 Практическая часть 15

2.1Анкетирование 15

Заключение 18

Список литературы: 19

Приложение 1 20

Приложение 2 21




















Введение



Образование является сложным социальным процессом, одним из важнейших социальных институтов современного общества.

Социальный институт- это устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из них- удовлетворение социальных потребностей.

  1. Социология образования- отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

Одним из главных направлений в социологии является изучение роли института образования в социальном прогрессе и социализации личности, ее включении в систему общественных отношений. В социологию образования прежде всего входят социальные взаимоотношения и закономерности.

Социология образования затрагивает влияние образования на все сферы жизни общества- экономическую, социальную, политическую, духовную.

Актуальность данной темы связана с несколькими признаками. С улучшением человеческого общества происходит изменение всех форм жизнедеятельности. Развитие науки вызывает необходимость повышения эффективности образования.

Целью проекта является изучение социальных проблем современного образования в России.

Задачи проекта:

1. рассмотреть систему образования в современной России;

2. определить изменения в Российской системе образования;

3. выявить главные проблемы современного образования в России;

4. предложить пути решения проблем.

Объектом исследования является проблемы современного образования в РФ.

Предметом исследования является возможные пути решения проблем в системе современного образования РФ.

Методом исследования является опрос.

1.Глава 1 Теоретическая часть 1.1 Образование в Древнем мире

Обучение- наиболее эффективная и быстрая форма адаптации к окружающей среде.

Изначально обучение человека происходило в повседневной деятельности и общении.  Около 7 тыс. лет до н.э. произошли качественные изменения в культурном развитии: человек переходит от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, развивает свое умение обрабатывать камень, изготавливать новые орудия труда, учится ткать полотно и лепить посуду. Эти изменения в хозяйственной жизни потребовали специальных практических знаний, трудовых умений и навыков, усвоение которых стало возможным лишь с помощью специальной подготовки. Дальнейшее накопление знаний, появление письменности и усложнение социального устройства послужило причиной дальнейшей эволюции обучения. С появлением первых государств создаются первые специализированные учреждения для подготовки детей. Первые из них были основаны в Месопотамии (Вавилон) и Египте около трех тысяч лет до н.э., и назывались домами табличек (Вавилон) или домами писарей (Египет). Значительно позже применяют слово школа (schole), которое в переводе с древнегреческого языка означает место для досуга, отдыха. Учебные заведения для подготовки молодежи изначально были тесно связаны с государством: почти все они находились при храмах, в государственных учреждениях. В древнем мире выделяют древневосточную систему образования (Египет, Вавилон, Индия, Китай) и более новую древнегреческую (Греция, Рим).

В основе древневосточной системы образования – повторение прошлого, подражание, овладение письменностью. Древнегреческая система впервые предложила идею гармонично развитой личности. В древнегреческой системе образования впервые была сформулирована идея индивидуального развития: постоянного совершенствования, стремления к идеалу. Именно в то время определяется возраст начала целенаправленного и системного обучения – 6-7 лет. (Следует также отметить, что именно в этом возрасте у ребенка сформировывается так называемая «черная субстанция головного мозга» – участок мозга, отвечающий за тонкие движения пальцев.)

В древнегреческой системе воспитания выделяют спартанское, афинское и римское воспитание.

Спартанское воспитание было направлено на воспитание воина и преданного государству гражданина. Образование было единым и обязательным для всех детей. Школы Спарты были государственными.

В основе афинского воспитания был идеал эстетически развитой личности, что умела декламировать, петь, играть, танцевать, имела эстетически красивое тело. Впервые поставлена цель всестороннего развития личности (калокагатии (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный и agathos – добрый) – идеал умственно, морально, физически и эстетически развитой личности). Образование было разнотипным (грамматическим, музыкальным, гимназическим). Школы Афин были частными.

Римское воспитание было направлено на воспитание преданного государству гражданина. Частные школы находились под контролем государства. Образование имело в основном гуманитарную (филологическую) направленность для воспитания государственного служащего. В целом римское воспитание походило на афинское, но как основная ценность рассматривалось государство, а не личность.







1.2 Образование в эпоху Возрождения

В эпоху возрождения (XIV – XVI ст.) в Западной Европе появляется новый тип воспитания – гуманистический (от лат. человек), в основе которого стоит уважение к человеку, вера в его силы и возможности, осмысление культурного наследия античности Цель гуманистического воспитания – всесторонне развитая свободная личность, что способна изменить общество. Содержанием воспитания становится моральное воспитание активной, деятельной, свободной личности, гражданина; физическое воспитание силы, мужественности, выносливости, красоты тела, которое дополняется закаливанием организма и гигиеной; используется идея трудового воспитания. Умственное воспитание включало: изучение античных языков и литературы (классическое образование) и изучение естественных наук (реальное образование). В организации воспитания возникает идея активности ребенка при обучении (игры, элементы заинтересованности, наглядность, практическое применение знаний)

1.3 История развития образования восточных славян XVI – XVIII веков

В конце XVI – начале XVII ст. в Украине создается очень прогрессивная для своего времени форма учебных заведений – братские школы. Эти школы создаются религиозно-национальными организациями – братствами.  В 1586 году во Львове была открыта первая братская школа.  В 1615 году была организована Киевская братская школа. Всего в первой половине XVII ст. действовало 30 братских школ. Братские школы были элементарными и повышенного типа. В элементарных школах учили чтению, письму, счету. В школах повышенного типа изучали грамматику, греческий, латинский и родной язык.

В школах обучались дети разных слоев населения от 6 до 12 лет. Братства ставили своей целью сделать свои школы доступными для всех желающих. За обучение в школе родители вносили плату с учетом их достатка. Дети бедных слоев населения учились бесплатно.

1.4 Эпоха Нового времени

В истории, XVII-XVIII-ое столетия известны как эпоха Нового времени. Развитие экономики и торговли, науки и культуры в Европе, способствовало становлению нового типа личности (идеала) – деятельного и самостоятельного человека. Существовавшая система образования (элементарная народная школа, и среднее образование, в основе которого изучение древних языков и подготовка к карьере духовенства или государственного служащего) не могла удовлетворить этих потребностей. Разрабатывается новая система образования.

Огромный вклад в развитие педагогической теории XVIII ст. сделал французский просветитель Жан Жак Руссо. Он выступил сторонником концепции естественного воспитания – учета при воспитании природы самого ребенка. Руссо считается первооткрывателем ребенка как центра обучения и воспитания и первым его исследователем. Исходит из идей гуманизма – уважения и любви к ребенку. Воспитание и обучение строится на основе потребностей и интересов ребенка, отвергал телесные наказания. Согласно взглядам Руссо, воспитание и обучение – это самостоятельное накопление жизненного опыта. Ребенок сам выбирает содержание и методы обучения, учитель разрабатывает и предлагает обучающие и воспитательные ситуации. Жаном Жаком Руссо были заложены основы теории свободного воспитания.



1.5 Происхождение современной системы образования

В середине XVIII – в начале XIX ст. в странах Западной Европы происходит создание и массовой государственной школы. Первоначально массовая школа давала только базовое начальное образование, на тот момент для удовлетворения производственно-экономических потребностей этого было достаточно.



С созданием массовой школы происходят изменения в организации школьного обучения. Государственный характер обучения в школе привел к введению единого содержания обучения через оформление единых учебных программ и планов; становлению единой системы оценок и экзаменов; созданию средств контроля за работой школы.



1.6 Система образования РФ

Образование- это совокупность систематизированных умений, навыков и знаний, приобретенных человеком в процессе обучения в специальных учреждениях или самостоятельного получения знаний.

Качество образования- это очень важный вопрос, влияющий на будущее страны.

Главная цель современного образования- воспитание человека.

Система образования- это особая модель, в состав которой входят различные институциональные организации, основная цель которых обучение.

Система образования включает:

- дошкольные образовательные учреждения

- общеобразовательные учреждения

- образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение)

- образовательные учреждения среднего специального образования ( среднее специальное учебное заведение)

- негосударственные образовательные учреждения

- дополнительное образование

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию. Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения ( школы, колледжи, университеты), социальные группы ( учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс ( процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

Структура образования:

-дошкольное (детский сад) ;

-общее : начальное ( 1-4 классы), основное ( 5-9 классы), среднее ( 10-11 классы) ;

-профессиональное :среднее специальное образование (техникумы, колледжи), высшее образование (университеты, академии, институты).

-послевузовское (аспирантура)

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

- дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, - кружки, секции, курсы;

- самообразование- приобретение знаний путем самостоятельных занятий.

По формам обучения при структурировании выделяется очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

- очная- одна из основных форм обучения, которая предполагает обязательное посещение занятий, проводящихся по расписанию учебной недели.

-заочная- форма образования по выбранной программе, которая предполагает самостоятельное изучение большинства учебного материала.

-экстернатная- форма получения образования, которая предполагает самостоятельное изучение общеобязательных программ основного общего, высшего образования с промежуточной и государственной аттестациями в образовательном учреждении , имеющим государственную аккредитацию (набор мероприятий или действий, в процессе которого определяют подтверждение соответствия установленному стандарту)

- по индивидуальному плану- форма обучения, обеспечивающая освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

- дистанционная- самостоятельная форма обучения , обеспечивающая связь обучающихся и преподавателей на расстоянии, без непосредственного контакта.

1.7 Проблемы в системе образования России

- кризис старой системы образования, обусловленный ее устареванием. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой.

- излишняя теоритическая направленность российского образования. Системы образования построены таким образом, что упор делается на получение теоритических знаний, в то время как практические умения и навыки не развиваются.

- недостаток финансирования. Оборудование, учебный и методический фонд требует обновлений и соответственно финансовых вложений.

- слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

- коррупция. Например, на сегодняшний день диплом о высшем образовании можно купить

1.8 Возможные пути решения проблем

- усиление практической направленности образования

- увеличение финансирования, с целью развития образовательных учреждений и повышения заработной платы педагогам

- увеличение взаимосвязи между другими уровнями образования.




















2.Глава 2 Практическая часть 2.1Анкетирование

Я провела социальный опрос, связанный с отношением школьников к современному образованию среди участников школы 14-16 лет, ниже предоставлены результаты.

Как вы считаете, важно ли сейчас образование в нашей жизни?

Посмотрев на диаграмму, я пон6яла,что для многих образование является важной частью их жизни.

Довольны ли вы образованием, которое вами получено к настоящему времени?

Большинство проголосовавших ответили, что довольны полученным образованием к настоящему времени.



Обеспечена ли наша школа современным оборудованием?

Многие считают, что наша школа не полностью обеспечена современным оборудованием.

Как вы думаете, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в ВУЗы?

После введения ЕГЭ стало легче поступить во многие ВУЗы.











Хотели бы вы улучшить качество образования в школе?





Практически все участники опроса хотят улучшить качество образования в школе.



Как вы считаете, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?



Половина участников ответили, что в последнее время качество российского школьного образования улучшается.



Заключение

В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в изучении социальных проблем современного образования в России.

Для реализации поставленной цели мною были достигнуты задачи:

1. рассмотрена система образования в современной России;

2. определены изменения в Российской системе образования;

3. выявлены главные проблемы современного образования в России;

4. предложены пути решения проблем.

Хочу сделать вывод, что нужно заняться активным поиском современных социальных и педагогических технологий развития образования. Образование осуществляется в ходе педагогического процесса, который представляет собой комплекс педагогических воздействий. Их целью является передача знаний об окружающем мире, а также социального опыта.



















Список литературы:
  1. Информация из: https://works.doklad.ru/view/8hKWFc_9e0g.html

  2. Информация https://spravochnick.ru/pedagogika/chto_takoe_obrazovatelnaya_sistema/sovremennye_problemy_sistem_obrazovaniya_v_rossii/

  3. Информация из: https://www.psychologos.ru/articles/view/sistema-obrazovaniya.-istoriya-i-sovremennost

  4. Информация из: https://infourok.ru/nauchnoissledovatelskaya-rabota-aktualnie-problemi-sovremennogo-obrazovaniya-v-rossiyskoy-federacii-2489719.html

























































Приложение 1

Доброго времени суток! Уважаемые участники опроса, просим вас дать ответы на предоставленные ниже вопросы. Ваше мнение поможет нам, в проведении исследований. Опрос носит анонимный характер, а полученные нами данные будут применены лишь в виде статистики.

Цель: узнать довольны ли школьники образованием на данный момент

Укажите ваш пол:

Укажите ваш возраст:

  1. Как вы считаете, важно ли сейчас образование в нашей жизни?

  1. Да 2) Нет 3) Не знаю

  1. Довольны ли вы образованием, которое вами получено к настоящему времени ?

  1. Да 2) Нет 3) Частично

  1. Обеспечена ли наша школа современным оборудованием?

  1. Да 2) Нет 3) Да, но не полностью

  1. Как вы думаете, после введения ЕГЭ стало легче или сложнее поступить в ВУЗы?

  1. Легче 2) Сложнее 3) Не сложнее, но и не легче

5. Хотели бы вы улучшить качество образования в школе?

1) Да 2) Нет

6. Как вы считаете, в последнее время качество российского школьного образования улучшается, ухудшается или не меняется?

1) Улучшается 2) Ухудшается 3) Не меняется

Выскажите свое мнение:

Спасибо за участие!


Приложение 2




















































Скачать

© 2022, 8613 64

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!