МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №17»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ЦМО ______________/____________________/ ФИО Протокол №_______ От «___»________20__г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ СШ №17 ________________/________________________/ ФИО «___»___________20___г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СШ №17 ______________/______________________/ ФИО Приказ №____ От «____»__________20__г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ УЧЕНИКА 8 КЛАССА
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____
от «___»_______20__г.
20__ - 20__ учебный год
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР МОУ СШ №17 Директор МОУ СШ №17
_____________/_________________________/ ____________/____________________/
ФИО ФИО
«_____»______________20____г. «_____»_______________20___г.
Календарно – тематическое планирование уроков в 8 классе
Предмет: Гография
Классы: 8
Учитель: Жерздева Юлия Александровна
Количество часов: 35; в неделю: 1 ч.
Плановых контрольных работ: 1
Практических работ: 8
Планирование составлено на основе: Программы для общеобразовательных учреждений по географии 6-10 классы, допущенной Департаментом образовательных программ под редакцией Душиной И.В. («Дрофа», Москва: 2004 год).
Учебник:. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо
научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся.
В соответствии со стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержании, и согласно новой концепции среднего географического образования курс «География России. Природа» 8 класса открывает российский блок школьной географии. В стандарте этот содержательный блок представлен разделами «Природа России», « Регионы России». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов стандарта – «Источники географической информации», «Особенности географического положения России». Курс готовит учащихся к ориентации в Российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Закон «Об образовании в РФ»273 – ФЗ от 29.12.2012;
Примерной программы основного общего образования по географии
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 № 241 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующие программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09 марта 2004 года № 1312.
Федерального перечня учебников на 2014-2015 учебный год, Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012 г. 1067
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года;
Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова - М., Дрофа, 2009 г.;
География. Рабочие программы. 5-9 классы/ Дронов В.П., Савельева Л.Е. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
Количество часов на изучение курса «География России», 8 класс, сокращено до 35 часов, 1 часа в неделю на основании индивидуального учебного плана обучающегося. Программный материал выдается в полном объеме за счет уплотнения учебного материала, блочного изучения и самостоятельного изучения тем.
Темы, предложенные программой, соответствуют последовательности содержания учебного материала учебника под редакцией И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
В рабочей учебной программе представлены содержание, требования к обязательному и возможному уровню подготовки обучающегося, типы уроков, методы обучения, виды контроля, определен перечень целей и задач, тем практических работ, учебно – методический комплекс.
Форма итоговой аттестации – практическая работа - Описание природно – территориального комплекса по плану с использованием тематических карт (по выбору учащегося).
Цель курса - формирование целостного представления об особенностях природы нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, развитие географического мышления.
Задачи курса:
сформировать географический образ своей страны, представления о России как целостном географическом регионе об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране,
развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, экологическую культуру, позитивного отношения к окружающей среде;
продолжить формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Срок реализации программы - 1 год. Федеральный базисный учебный план для ОУ Российской Федерации отводит в 8 классе —70 часов, из расчета 2 часов в неделю. Количество часов на изучение курса «География России», 8 класс, сокращено до 35 часов, 1 часа в неделю на основании индивидуального учебного плана обучающегося.
Всего уроков- 35. Практические работы- 8.
Ведущие формы, методы и технологии обучения:
Формы обучения: урок
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, эвристический, проблемного обучения, исследовательский.
Технологии обучения: традиционное обучение; личностно – ориентированное; здоровьесберегающие; разноуровневое обучение, информационно – коммуникативные.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения: устный ответ; самостоятельная работа; работа по карточкам; фронтальный опрос; индивидуальный опрос; тест.
Обоснование выбора УМК:
Учебно - методический комплекс в 8 классе под редакцией И.И.Бариновой, «География. Природа России», соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по географии, и согласно новой концепции среднего географического образования соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год.
Тематический план. 8 класс
№ | Наименование разделов, тем. | кол-во часов | в т.ч. на практические работы |
1 | Введение | 1 | |
2 | Раздел 1.Наша Родина на карте мира. | 4 | 0,5 |
3 | Раздел 2. Природа России | 12 | 1 |
3.1 | Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | 3 | |
3.2 | Климат и климатические ресурсы | 3 | 0,5 |
3.3 | Внутренние воды и водные ресурсы | 3 | |
3.4 | Почвы и почвенные ресурсы | 2 | 0,5 |
3.5 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 1 | |
4 | Раздел 3. Регионы России | 15 | 2,5 |
4.1 | Природное районирование | 4 | |
4.2 | Природа регионов России. | 11 | 2,5 |
5 | Раздел 4. Человек и природа | 2 | |
6 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | 1 | |
| Итого | 35 | 4 |
Содержание учебного материала
Введение – 1час. Введение в курс физической географии России.
Раздел 1. Наша Ролина на карте мира. - 4 ч.
Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России и положения других государств. Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.
Практические работы. 1.Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.
2.Определение поясного времени для разных городов России.
Раздел 2. Природа России. - 12 часов.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. – 3ч. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.
Климат и климатические ресурсы. – 3ч. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.
Практические работы. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.
Внутренние воды и водные ресурсы. – 3час. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. Зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России
Почва и почвенные ресурсы. - 2 час. Почва - особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.
Практические работы. Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России».
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. – 1 час. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы его определяющие. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практические работы. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Раздел 3. Регионы России-15 ч.
Природное районирование России. 4 ч. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.). Моря как крупные природные комплексы. Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Природа регионов России. 11 ч. Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. Общие черты и различия рельефа, геологического строения. Климатические различия. Реки и озёра. Широтная зональность. Высотная поясность. Специфика проблем охраны природы разных территорий. Заказники, заповедники и национальные парки России.
Практические работы.
Крупные природные районы: Восточно-Европейская равнина, Урал, Западная Сибирь, Кавказ, Средняя и Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири, Дальний Восток. Обозначение основной номенклатуры.
Раздел 4. Человек и природа. 2 ч. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. Адаптация человека к окружающей природной среде. Жизнедеятельность человека и его адаптация к окружающей среде. География основных типов хозяйственной деятельности. Рациональное природопользование. Экология и человек.
Перечень обязательных практических работ
№ | Название практической работы | сроки |
| Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. | сентябрь |
| Климатические пояса. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. | октябрь |
| Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России». | декабрь |
| Русская равнина. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | февраль |
| Северный Кавказ. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | февраль |
| Урал. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | март |
| Восточная Сибирь. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | апрель |
| Дальний Восток. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | апрель |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения географии ученик 8 класса должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения; особенности ее природы;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Список литературы
для учителя:
И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
для учащихся:
И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
Атлас. География России. Природа. 8 класс.2013
Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
Сайты в Интернете
1. География RGO/ru http://www.rgo.ru/geo.php?k=fizgeo/global&f=grenl
2. Уголок географа http://www.geograf-ru.narod.ru/
3. Всемирная география http://www. wgeo.ru/
4. Мир путешествий и приключений. Всемирное наследие. http://www. outdoors.ru/unesco/index.php
5. Географическая энциклопедия http://www.geoman.ru/
6. География. ру. Страноведческая журналистика http://www.geografia.ru/
7. Все о географии http://www.geosite.com.ru/
8. Вокруг света http://www.vokrugsveta.ru/
Календарно – тематическое планирование
№ | Наименование раздела, темы уроков | к-о час | тип урока, форма. | оборудование | вид контроля | д/з.§ | сроки |
план | факт |
| Введение | 1 | | | | | | |
1 | Введение в курс физической географии России. | 1 | изучение нового материала | физ.карта России | фронтальный | с.3-6 | | |
Наша родина на карте мира-4ч |
2 | Географическое положение России. П/р Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. | 1 | практикум | физ.карта России | практическая работа | 1 | | |
3 | Моря, омывающие территорию Росси. | 1 | комбинированный | физ.карта России | беседа | 2 | | |
4 | Россия на карте часовых поясов. Решение задач на определение часовых поясов. | 1 | изуч.нов.матер. | к/ час.поясов | решение задач | 3 | | |
5 | Как осваивали и изучали территорию России. | 1 | изуч. нов.матер. | к/ освоения тер. | зап.таблицы | 4 | | |
Природа России – 12ч. |
| Рельеф, геологическое строение и полез. ископаемые. | 3 | | | | | | |
6 | Особенности рельефа России. Развитие форм рельефа. | 1 | изуч. нов.матер. | физ.карта России | фронтальный | 5,8 | | |
7 | Геологическое строение территории России. | 1 | комбинированный | тектон. карта | с/р таблица | 6 | | |
8 | Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы России. | 1 | практикум | физ.карта России тектонич. карта | беседа | 7 | | |
| Климат и климатические ресурсы | 3 | | | | | | |
9 | От чего зависит климат нашей страны. Циклоны и антициклоны. | 1 | изуч .нов. матер. | клим.карта РФ | индивидуальн | 9 | | |
10 | Типы климатов России. Зависимость человека от климата. | 1 | урок-исследование | климатическая карта России. | сам. работа | 10 | | |
11 | Климатические пояса России. П/р. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | 1 | практикум | клим. карта России. | практическая работа | 11 | | |
| Внутренние воды и водные ресурсы. | 3 | | | | | | |
12 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | изуч. нового мат. | физ.карта | фронтально. | 12 | | |
13 | Характеристика реки с точки зрения хозяйств. использования. | 1 | практикум | темат.карты | практ.работа | ном. | | |
14 | Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. | 1 | практикум | физическая | работа на к/к | 13, 14 | | |
| Почвы и почвенные ресурсы | 2 | | | | | | |
15 | Образование почв и их разнообразие. Закономерности распространения почв. | 1 | изуч.нов. матер. | почвенная карта | фронт.опрос | 15, 16 | | |
16 | Почвы и почвенные ресурсы. П/р. Построение круговой диаграммы «Земельный фонд России». | 1 | практикум | статистические данные | практическая работа | 17 | | |
| Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 1 | | | | | | |
17 | Растительный и животный мир России. Охрана биологических ресурсов. | 1 | изуч. нов. мат. | карта прир. зон | устный ответ | 18- 19 | | |
Регионы России – 15ч |
| Природное районирован. | 4 | | | | | | |
18 | Разнообразие природных комплексов России. | 1 | изуч. нов. мат. | ф/к России | конспект | 21 | | |
19 | Природные зоны России. Леса России. | 1 | изуч. нов. мат. | карта природ. зон | зап. таблицы. | 23, 24 | | |
20 | Разнообразие лесов России. | 1 | практикум | карта природ. зон | сообщения | 24 | | |
21 | Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность. | 1 | урок-исследование | карта прир. зон | сообщения | 25, 26 | | |
| Природа регионов России | 11 | | | | | | |
22 | Русская (Восточно - Европейская) равнина. П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение о/ ном. | 1 | комбинированный | физ.карта Русской равнины | практическая работа | 27 | | |
23 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | 1 | практикум | ф/к Русской равн. | сообщения | 28 | | |
24 | Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России. П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | 1 | комбинированный | физ.карта Кавказа | практическая работа | 30 | | |
25 | Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | 1 | практикум | физ.карта Кавказа | сам.работа | 31 | | |
26 | Урал: каменный пояс земли русской. Природные комплексы Урала. П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение о/номенкл. | 1 | практикум | физ. карта Урала | практическая работа | 33,34 | | |
27 | Западно-Сибирская низменность, или равнина: особенности природы. | 1 | изучение нов. материала | ф/к Западной Сибири | фронтально | 35, 36 | | |
28 | Природные районы Восточной Сибири. П/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры | 1 | практикум | физ.карта Вост. Сибири | практическая работа | 37, 38 | | |
29 | Жемчужина Сибири - Байкал. | 1 | урок-путешествие | физ.картаВ.Сиб. | сообщение | 39 | | |
30 | Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. | 1 | практикум | физ.карта Восточ. Сибири | заполнение таблицы | 40 | | |
31 | Дальний Восток. Природные ресурсы п/р. Основные формы рельефа, реки, озера, заповедники. Обозначение основной номенклатуры. | 1 | практикум | физ.карта Дальнего Востока | практическая работа | 41 | | |
32 | Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. | 1 | изучение нового материала | физическая карта России | работа с атласами | атлас | | |
| Человек и природа | 2 | | | | | | |
33 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенные воздействия на природу. | 1 | изучение нового мат. | физическая карта России | фронтально | 44, 45 | | |
34 | Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. | 1 | комбиниров. | ф/карта России | схемы | 46 | | |
35 | Итоговая контрольная работа за курс 8 класса | | Урок контроля знаний | | | | | |
Обязательная номенклатура
Тема «Географическое положение России». Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин; остров Ратманова; полуостров Таймыр; Базардюзю, Гданьский залив; Балтийская коса; город Калининград; мыс Дежнева
полуострова: Кольский полуостров; полуостров Камчатка, Ямал, Таймыр, Гыданский, Чукотка.
заливы: Финский залив; Пенжинская губа, Обская губа, залив Петра Великого, Анадыский залив.
проливы: Лаперуза, Кунаширский; Берингов.
моря: Баренцево, Белое Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро;
архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, Сахалин, Курильские,.
Тема «Рельеф», геологическое строение и минеральные ресурсы: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность); Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо -Манычская впадина;
Горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саяны, Становой хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Оймяконское плоскогорье; Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь.
Вулканы: Ключевская сопка, Авачинская сопка
Бассейны нефтегазоносные: Баренцево -Печорский, Волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря.
Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский.
Месторождения железных руд: КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория.
Месторождение цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, плато Путорана, северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь.
Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, южная Сибирь.