СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуализация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под индивидуализацией в теории и методике подготовки спортсменов понимается такое использование всех совокупностей факторов (средств, методов, условий), при котором методически правильно учитываются индивидуальные особенности занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития их индивидуальных способностей.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуализация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса»

Индивидуализация в спорте как средство повышения эффективности тренировочного процесса.


За последние годы наметилась ощутимая тенденция снижения уровня физической подготовленности и ухудшения здоровья детей. Особенно остро эта проблема ощущается в плане двигательной активности. Перегруженность школьных учебных программ, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни и другие факторы риска приводят к заболеваниям опорно-двигательного аппарата, избыточной массе тела и другим заболеваниям.

Уходят в прошлое времена, когда наша отечественная школа была ориентирована на «среднего» ученика, которого в природе вообще не существует. Такой подход можно считать по меньшей мере неправильным, поскольку в пределах одного возрастного периода наблюдаются значительные различия в темпах физического развития, уровне биологической зрелости и в проявлении двигательных возможностей (Т. Артемова, 1998; А.Ф. Артюшенко, 1990; А.С. Голенко, 1986; В.В. Петровский, 1990). Кроме того, недостаточное осознание тренером необходимости дифференцировать задания (по объему или по сложности) может привести к нежелательным последствиям, когда у слабых учащихся складывается хроническое отставание в освоении основного программного материала. Не используя в процессе обучения учащихся дифференцированный подход, ученик и тренер в итоге приходят к тому, что для одних задания оказываются явно легкими, а для других учащихся очень трудными. Слабые учащиеся часто не выполняют упражнение не потому, что они не хотят, а потому, что не могут. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития учащихся. В этой ситуации дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет меру учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» учащегося.

Стандартный подход к занятиям физической культурой, необоснованное применение нагрузок, превышающих уровень физиологических возможностей организма, снижая эффективность педагогического процесса, может нанести ущерб здоровью детей.

Пренебрежение к требованиям, вытекающим из объективных закономерностей анатомо-физиологического развития, приводит к тому, что дети с недостаточным уровнем моторной зрелости не стремятся к дальнейшему совершенствованию, а дети с опережающим развитием утрачивают интерес к нему. Таким образом, можно констатировать, что индивидуальный подход есть важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности каждого ребёнка. (Н.Е.Ерофеева, 2007).

Под индивидуализацией в теории и методике подготовки спортсменов понимается такое использование всей совокупности факторов (средств, методов, условий), при котором методически правильно учитываются индивидуальные особенности занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития их индивидуальных способностей.

В реальных условиях подготовки спортсменов индивидуализация может осуществляться на различных количественных и качественных уровнях. В связи с этим предлагается различать персональную индивидуализацию и групповую дифференциацию.

Групповая дифференциация предусматривает в подготовке спортсменов учёт наиболее важных факторов, характерных для какой-либо группы занимающихся. Разрабатываемые в этом случае тренировочные программы предназначены для нескольких спортсменов, которые образуют группу, относительно однородную по одному или нескольким признакам (полу, возрасту, квалификации, уровню подготовленности и др.).

Персональная индивидуализация ориентированна на учёт в подготовке спортсмена наиболее значимых личностных особенностей. Персональная индивидуализация в основном используется при тренировке спортсменов высокого класса и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности. Очевидно, что групповая дифференциация при необходимости обязательно сочетается с персональной: групповые планы в этом случае конкретизируются для каждого спортсмена в соответствии с его индивидуальными особенностями. (Е.П.Врублевский, 2007).

Если на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства предпочтение отдаётся персональной индивидуализации, то на этапе начального обучения, на наш взгляд, более эффективно использование групповой дифференциации.

Многолетние исследования проблемы индивидуализации спортивного резерва (В.Н.Губа, В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук) позволили констатировать, что в юношеском спорте индивидуализация подготовки сопряжена с объективными трудностями. Во-первых, в настоящее время не представляется возможным точно оценить адаптационный резерв организма юного спортсмена; во-вторых, невозможно полностью оградить талантливого юного спортсмена от воздействия социальных факторов, во многом формирующих его психический статус и поведенческие реакции. Таким образом, при обсуждении проблемы совершенствования системы подготовки юных спортсменов более корректно говорить не столько об индивидуальном, сколько о дифференцированном подходе к построению тренировочного процесса. (Квашук П.В., 2003).

Ряд исследователей предлагают разделить понятие "дифференциация" на внешнюю и внутреннюю составляющие, определяя внешнюю дифференциацию как своеобразную образовательную систему, позволяющую дифференцировать содержание образования с учетом потребностей и реальных познавательных возможностей обучаемых. Под внутренней дифференциацией понимается специальная организация учебного процесса, которая состоит в применении форм и методов обучения, позволяющих учитывать индивидуально-типологические особенности обучаемых и приводить их к одному и тому же уровню овладения материалом индивидуальными путями. (Квашук П.В., 2003).

Таким образом, разработка дифференцированного подхода при занятиях спортом является актуальной и социально значимой. На наш взгляд, данную работу следует начинать в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрастном периоде формируется сфера интересов, мотивов и потребностей, происходит становление двигательных способностей, создаётся фундамент двигательного опыта, закладываются основы функциональных резервов организма.

Применение дифференцированного подхода при занятиях плаванием на этапе начальной подготовки является одним из рациональных способов повышения эффективности учебно-тренировочного процесса, обеспечивает целостное развитие каждого ученика с учётом его индивидуальных



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!