Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1
«Принято» Руководитель МО __________Т.В.Солдатенко Протокол № ___ от «____»____________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР _____________ Н.Н.Лукьянова «____»____________2016 г. | «Утверждено» Директор школы _____________Е.В.Михайлова Приказ № ___ от «___»____2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(адаптированная)
учителя изобразительного искусства
Солдатенко Татьяны Викторовны
(первая квалификационная категория)
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
2-4 класс
(по программе VIII вида)
2016 - 2017
учебный год
Данная рабочая адаптированная программа ориентирована на учащихся 2-4 класса, обучающихся по программе VIII вида и реализуется на основе следующих документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;
- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Изобразительное искусство 1-2 классы автор
В.В. Воронкова.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
1.1. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Изобразительное искусство" в начальной школе
учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс
Учащиеся должны уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.
3 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;
самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;
правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
делить лист на глаз на две и четыре равные части;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;
рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);
в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;
различать и называть цвета и их оттенки;
узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.
4 класс
Учащиеся должны уметь:
правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и
пространственные отношения предметов;
рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения
изобразительного искусства.
Содержание курса
2 класс
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя
характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова,
В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).
3 класс
ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ
Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
(2 раза в четверть)
Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.
4 класс
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение
предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения
сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную
координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов
и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое
внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения,
прекращать движение в нужной точке.
Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.
Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов,
хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом,
керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию
у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю
(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.
В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на
развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать
и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.
№ п/п | Раздел Тема | Количество часов |
| 2 класс | |
1 | Декоративное рисование | 16 |
2 | Рисование с натуры | 11 |
3 | Рисование на темы | 7 |
| 3 класс | |
4 | Декоративное рисование | 11 |
5 | Рисование с натуры | 16 |
6 | Рисование на темы | 7 |
| 4 класс | |
7 | Декоративное рисование | 13 |
8 | Рисование с натуры | 16 |
9 | Рисование на темы | 5 |
10 | Резервное время | 3 |
Тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Вид и тип занятия | Оборудование | Открытые уроки | Примечание (повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи) |
По плану | Дано | Наглядные пособия, ЦОР | ТСО, средства Интернет |
1 | 2в-07.09 | | Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. | урок сообщения новых знаний. | | | | |
2 | 2в-14.09 | | Рисование с натуры разных видов грибов | урок - творчества | презентация | ПК, ММП | | |
3 | 2в-21.09 | | Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу). | урок сообщения новых знаний | | | | |
4 | 2в-28.09 | | Самостоятельное составление учащимися узора в полосе. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | | |
5 | 2в-05.10 | | Рисование геометрического орнамента в квадрате | урок сообщения новых знаний | презентация | | | |
6 | 2в-12.10 | | Рисование в квадрате узора из веточек с листочками | урок - творчества | | | | |
7 | 2в-19.10 | | Рисование на тему «Деревья осенью» . Рассматривание иллюстраций в детских книжках. | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | | |
8 | 2в-26.10 | | Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы . | урок - обобщение | | фотоаппарат | | |
9 | 2в-09.11 | | Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы. | урок сообщения новых знаний выставка. | презентация | ПК, ММП | | |
10 | 2в-16.11 | | Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике | урок - творчества | | | | |
11 | 2в-23.11 | | Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. | урок сообщения новых знаний | | | | |
12 | 2в-30.11 | | Знакомство с городецкой росписью. | игра | презентация: | ПК, ММП | | |
13 | 2в-07.12 | | Рисование в квадрате узора из веточек ели. | игра | | | | |
14 | 2в-14.12 | | Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках. | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | | |
15 | 2в-21.12 | | Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений. | урок сообщения новых знаний | выставка | Фотоаппарат | | |
16 | 2в | | Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками». | выставка | | | | |
17 | 2в | | Рисование узора из снежинок | игра | Презентация | ПК, ММП | | |
18 | 2в | | Рисование на тему «Снеговики». | урок - творчества | | | | |
19 | 2в | | Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины. | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | | |
20 | 2в | | Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей». | урок - творчества | | | | |
21 | 2в | | Рисование с натуры предмета прямоугольной формы | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | | |
22 | 2в | | Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов - майданскими изделиями. Рисование узора в полосе. | урок - фантазирования | | | | |
23 | 2в | | Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | | |
24 | 2в | | Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность». | урок – творчества | | | | |
25 | 2в | | Рисование узора в круге — расписная тарелка | урок сообщения новых знания | презентация | ПК, ММП фотоаппарат | | |
26 | 2в | | Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе различные геометрические формы | выставка | презентация | ПК, ММП | | |
27 | 2в | | Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. | урок творчества | презентация | ПК, ММП | | |
28 | 2в | | Декоративное оформление открытки «Ракета летит». | урок творчества | | | | |
29 | 2в | | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | игра | презентация | ПК, ММП | | |
30 | 2в | | Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров. | игра | | | | |
31 | 2в | | Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками». | урок сообщения новых знаний | презентация | ПК, ММП | | |
32 | 2в | | Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в | урок - фантазирования | презентация | ПК, ММП | | |
33 | 2в | | Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам. | урок - фантазирования | | | | |
34 | 2в | | Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем. | обобщающий урок выставка | | фотоаппарат | | |
35 | 2в | | Экскурсия | неурочная деятельность | | | | |
Итого: 35 часов
неурочных занятий – 10 (41%)