СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Индивидуальная рабочая программа. Изобразительное искусство 2 класс 8 вид.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана программа по индивидуальному обучению с учеником,обучающимся по программе 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Индивидуальная рабочая программа. Изобразительное искусство 2 класс 8 вид.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Хреновская средняя общеобразовательная школа № 1


«Принято»

Руководитель МО

__________Т.В.Солдатенко


Протокол № ___ от

«____»____________2016 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы

по УВР

_____________ Н.Н.Лукьянова


«____»____________2016 г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________Е.В.Михайлова


Приказ № ___ от «___»____2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(адаптированная)

учителя изобразительного искусства

Солдатенко Татьяны Викторовны


(первая квалификационная категория)


по учебному предмету

«Изобразительное искусство»

2-4 класс

(по программе VIII вида)









2016 - 2017

учебный год


Данная рабочая адаптированная программа ориентирована на учащихся 2-4 класса, обучающихся по программе VIII вида и реализуется на основе следующих документов:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1;

- Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02».

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Изобразительное искусство 1-2 классы автор

В.В. Воронкова.
























1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

1.1. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и освоения содержания курса учебного предмета "Изобразительное искусство" в начальной школе


учащиеся должны уметь:

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

различать и знать названия цветов;

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.



















1.2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»

2 класс

Учащиеся должны уметь:

свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;

использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;

закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;

рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;

понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);

различать и знать названия цветов;

узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально-эстетическое отношение к ним.

3 класс

Учащиеся должны уметь:

правильно располагать лист бумаги (по вертикали или горизонтали) в зависимости от пространственного расположения изображаемого;

самостоятельно размещать изображение отдельно взятого предмета посередине листа бумаги;

ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме;

правильно распределять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

делить лист на глаз на две и четыре равные части;

анализировать с помощью учителя строение предмета;

изображать от руки предметы разной формы, передавая их характерные особенности;

рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате (по образцу);

в рисунках на темы изображать основания более близких предметов ниже, дальних предметов — выше; изображать близкие предметы крупнее дальних, хотя и равных по величине;

различать и называть цвета и их оттенки;

узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства;

анализировать свой рисунок с помощью учителя, отмечать в работе достоинства и недостатки.

4 класс

Учащиеся должны уметь:

правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;

передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;

использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;

передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);

подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);

пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);

анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и

пространственные отношения предметов;

рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения

изобразительного искусства.























Содержание курса

2 класс

  1. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.

  1. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов; развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева; определять существенные признаки предмета, выявляя

характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.

  1. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).

  1. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Развивать у детей умение узнавать в иллюстрациях персонажи народных сказок, называть действующих лиц, изображенных на картинке, сравнивать их между собой; называть и дифференцировать цвета. Знакомить с иллюстрациями к народным сказкам из книг для детей старшего дошкольного возраста (иллюстрации художников Ю. Васнецова,

В. Ватагина, В. Лебедева, Е. Рачева, Е. Чарушина и др.).

3 класс

  1. ДЕКОРАТИВНОЕ РАСКРАШИВАНИЕ

Учить детей рисовать узоры из геометрических и растительных форм в полосе и квадрате; развивать способность анализировать образец; определять структуру узора (повторение или чередование элементов), форму и цвет составных частей; использовать осевые линии при рисовании орнаментов в квадрате; правильно располагать элементы оформления по всему листу бумаги в декоративных рисунках.

  1. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Упражнять учащихся в изображении предметов округлой и продолговатой формы; учить различать и изображать предметы квадратной, прямоугольной, круглой и треугольной формы, передавая их характерные особенности; при изображении плоских предметов симметричной формы применять среднюю (осевую) линию; развивать умения определять последовательность выполнения рисунка; использовать в рисовании с натуры светлый и темный оттенки цвета.

  1. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей соединять в одном сюжетном рисунке изображения нескольких предметов, объединяя их общим содержанием; располагать изображения в определенном порядке (ближе, дальше), используя весь лист бумаги и соблюдая верх и низ рисунка.

  1. БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

(2 раза в четверть)

Учить детей узнавать в иллюстрациях книг и в репродукциях художественных картин характерные признаки времен года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развивать у них умение видеть красоту природы в различные времена года.

4 класс

  1. РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей анализировать объект изображения (определять форму, цвет и величину составных частей); развивать умения изображать объемные предметы прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении; правильно определять величину рисунка по отношению к листу бумаги; передавать в рисунке строение

предмета, форму, пропорции и свет его частей; учить пользоваться осевыми линиями при построении рисунка; подбирать соответствующие цвета для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью.

  1. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Учить детей последовательно выполнять построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии; располагать узор симметрично, заполняя середину, углы, края; размещать декоративные элементы в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям; пользоваться акварельными и гуашевыми красками; ровно заливать, соблюдая контуры, отдельные элементы орнамента; подбирать гармоническое сочетание цветов.

  1. РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Развивать у учащихся зрительные представления и умения передавать в рисунке свои впечатления от ранее увиденного; учить правильно располагать изображения на листе бумаги, объединяя их общим замыслом.

Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.

Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи: способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие; содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения

сравнивать, обобщать; ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка; исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную

координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала; дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования; знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним; развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необходимо к ним подготовить.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Их главная задача — формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать), являющегося необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьников. На этом этапе важно также сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов

и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

В подготовительный период обучения учитель, используя разнообразный игровой и графический материал, проводит работу, направленную на развитие у учащихся зрительного внимания, восприятия предметов и их свойств (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. Большое

внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. При этом необходимо добиваться, чтобы учащиеся могли осознанно выполнять движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения,

прекращать движение в нужной точке.

Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого необходимо иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, плакаты с образцами несложных рисунков, геометрическое лото, а также различные игрушки.

Эти игры и упражнения на каждом уроке должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков, отражающих решение той или иной задачи. После определенной подготовки, когда дети приобретут некоторые знания и умения, можно переходить к изображению относительно сложных по форме и строению предметов,

хорошо знакомых учащимся и подобранных по сходству с основными геометрическими формами.

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом,

керамикой и другими предметами быта. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию

у учащихся эстетического вкуса. Занятия по декоративному рисованию должны, как правило, предшествовать урокам рисования с натуры, так как они формируют технические и изобразительные умения учащихся.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей. Основная задача обучения рисованию с натуры в младших классах — научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов. На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю

(осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1—2 классах задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др.

В 3—4 классах перед учащимися ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими. Ставя перед учащимися задачу передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание, учитель должен сосредоточить свои усилия на формировании у них замысла, активизации зрительных образов. После объяснения учителя учащиеся рассказывают, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Беседы об искусстве — важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников. В 1—3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10—15 минут в начале или в конце урока.

В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на

развитие у детей зрительного восприятия. В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать

и правильно назвать изображенные предметы.

Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.










п/п


Раздел

Тема


Количество часов


2 класс


1

Декоративное рисование

16

2

Рисование с натуры

11

3

Рисование на темы

7


3 класс


4

Декоративное рисование

11

5

Рисование с натуры

16

6

Рисование на темы

7


4 класс


7

Декоративное рисование

13

8

Рисование с натуры

16

9

Рисование на темы

5

10

Резервное время

3

Тематическое планирование




Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема

Вид и тип занятия

Оборудование

Открытые уроки

Примечание

(повторение ключевых моментов курса, межпредметные связи)

По плану

Дано

Наглядные пособия, ЦОР

ТСО, средства Интернет

1

2в-07.09


Рисование с натуры овощей и фруктов. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

урок сообщения новых знаний.




2

2в-14.09


Рисование с натуры разных видов грибов

урок - творчества

презентация


ПК, ММП




3

2в-21.09


Рисование в полосе узора из листьев и ягод (по образцу).

урок сообщения новых знаний




4

2в-28.09


Самостоятельное составление учащимися узора в полосе.

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП




5

2в-05.10


Рисование геометрического орнамента в квадрате

урок сообщения новых знаний

презентация





6

2в-12.10


Рисование в квадрате узора из веточек с листочками

урок - творчества





7

2в-19.10


Рисование на тему «Деревья осенью» . Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

урок - фантазирования

презентация

ПК, ММП



8

2в-26.10


Рисование с натуры знакомых предметов несложной формы .

урок - обобщение


фотоаппарат



9

2в-09.11


Декоративное рисование — узор из цветов для коврика прямоугольной формы.

урок сообщения новых знаний

выставка.

презентация


ПК, ММП



10

2в-16.11


Рисование геометрического орнамента в прямоугольнике

урок - творчества





11

2в-23.11


Декоративное рисование — орнамент в квадрате. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

урок сообщения новых знаний





12

2в-30.11


Знакомство с городецкой росписью.

игра

презентация:

ПК, ММП



13

2в-07.12


Рисование в квадрате узора из веточек ели.

игра





14

2в-14.12


Рисование с натуры веточки ели. Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

урок - фантазирования

презентация

ПК, ММП




15

2в-21.12


Рисование с натуры праздничных флажков. Рисование с натуры елочных украшений.

урок сообщения новых знаний

выставка

Фотоаппарат




16


Рисование на тему «Веточка с елочными игрушками».

выставка






17


Рисование узора из снежинок

игра

Презентация

ПК, ММП



18


Рисование на тему «Снеговики».

урок - творчества





19


Беседа по картинам. Рисование с натуры рамки для картины.

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП




20



Рисование с натуры игрушки-рыбки. Рисование на тему «Рыбки в аквариуме среди водорослей».

урок - творчества





21


Рисование с натуры предмета прямоугольной формы

урок - фантазирования

презентация

ПК, ММП



22



Беседа об изобразительном искусстве. Знакомство с полхов - майданскими изделиями. Рисование узора в полосе.

урок - фантазирования





23


Декоративное рисование — узор в полосе для косынки треугольной формы

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП



24



Рисование с натуры дорожного знака «Впереди опасность».

урок – творчества






25



Рисование узора в круге — расписная тарелка

урок сообщения новых знания

презентация

ПК, ММП

фотоаппарат



26


Рисование на классной доске и в тетрадях несложных предметов, сочетающих в себе

различные геометрические формы

выставка


презентация

ПК, ММП



27


Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

урок творчества

презентация

ПК, ММП



28



Декоративное оформление открытки «Ракета летит».

урок творчества





29


Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

игра

презентация

ПК, ММП



30


Рисование с натуры праздничного флажка и воздушных шаров.

игра





31


Тематический рисунок «Дом, украшенный к празднику флажками и огоньками».

урок сообщения новых знаний

презентация

ПК, ММП



32


Рисование узора в полосе из цветов и листочков. Узор из цветов в

урок - фантазирования

презентация

ПК, ММП



33



Рисование с натуры весенних цветов. Беседа по картинам.

урок - фантазирования





34


Рисование узора в полосе из чередующихся геометрических фигур, данных учителем.

обобщающий урок

выставка


фотоаппарат



35


Экскурсия

неурочная деятельность






Итого: 35 часов

неурочных занятий – 10 (41%)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!