9 класс: Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»
Цели урока:
Образовательные: ввести новую характеристику – импульс тела; найти взаимосвязь между действующей силой, временем её действия и изменением скорости тела ;
воспитательные: показать, что знание основ физики необходимо каждому, явления физики происходят повсюду вокруг нас; формирование познавательного интереса к физике;
развивающие : развитие политехнических знаний и умений, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке
приборы и материалы: стальной шарик, магнит, стакан с водой, длинная полоска бумаги. интерактивная доска.
План урока:
І. Организационный момент.
ІІ. Повторение - глоссарий:
ІІІ.Изучение нового материала
проблемный эксперимент :(оп 1,2,3)
историческая справка
импульс тела
импульс силы
закон сохранения импульса
применение импульса в природе и технике
видеоролик
ІV. Закрепление:
1.полиязычие:
2. рефлексия
3.решение задач
V.Подведение итогов
VI.Домашнее задание.
Ход урока:
1.Разминочный этап: Глоссарий:
Масса ускорение Ньютон 1закон Ньютона 2 закон Ньютона 3 закон ньютона
2. Можно ли зная три закона Ньютона решить любую задачу о движении тел?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы проведем следующие эксперименты:
Опыт №1-с шариком и магнитом (результат взаимодействия зависит от времени взаимодействия)
Опыт№2-с полоской бумаги и стаканом воды.
-если на вас катится игрушечная тележка вы можете ее остановить рукой, а если на вас катится грузовик? Почему? (надо знать скорость и массу)
Поэтому для решения задач в физике используют еще одну важнейшую величину-импульс тела, которая учитывает, как ее скорость, так и ее массу.
Историческая справка: в физику слово «импульс» ввел французский ученый Рене Декарт, который назвал эту величину – количеством движения. В переводе с греческого «удар, толчок». Рене родился в дворянской семье, в школьные годы проявил интерес к математике и физике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах и посвятил себя науке.
Пусть на тело массой m, которое покоится, действует сила тогда по второму закону Ньютона: , по определению: , так как левые части равенств одинаковые, следовательно, , (данная формула устанавливает взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела.) Обозначим: – импульс тела, ∆ – изменение импульса тела. (Слайд 6)
Итак, тема нашего урока: “Импульс тела. Закон сохранения импульса”. (Слайд 7)
Учащиеся самостоятельно. Цель урока: усвоить понятие импульса тела, понятие замкнутой системы, вывести закон сохранения импульса, научится решать задачи на закон сохранения. (Слайд 8)
Учитель: Ребята ответьте на вопросы:
Любое ли тело может обладать импульсом?
Может ли импульс тела быть равным нулю? (Учащиеся отвечают на вопросы)
Если два, или несколько тел взаимодействуют только между собой, без воздействия внешних сил, то они образуют замкнутую систему.В природе замкнутых систем тел нет. Иногда можно исключить действие внешних сил (ружье и пуля в его стволе, Солнце и планеты, пушка и снаряд).
Импульсом силы называется произведение силы на время её действия: Изменение импульса тела равно импульсу силы:
векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. (слайд 14)
Закон сохранения импульса выводится из 2 и 3 законов Ньютона. Вывод на стр. 80-81 учебника
Пусть замкнутая система состоит из двух тел массами m1 и m2, которые до столкновения имеют скорости и (см. Рисунок 5), а после столкновения -
Система будет замкнутая, так как силы тяжести уравновешены силами упругости поверхности, а силы сопротивления малы. Во время столкновения возникают силы (1).
По второму закону Ньютона каждую из этих сил можно заменить произведением массы на ускорение, полученное каждым из шаров при взаимодействии:
Ускорения, как мы знаем, определяются из равенств:
Заменив в уравнении (2) ускорения соответствующими выражениями из уравнений (3) и (4), получим:
В результате сокращения обеих частей уравнения (5) на t получим:
или
Сгруппируем члены уравнения (6) следующим образом:
Учитывая, что запишем уравнение (7) в таком виде:
Примеры использования закона сохранения импульса в природе и технике.
Полиязычие – заполнение таблицы.
Полиязычие
казахский язык | русский язык | английский язык |
к,осгау | импульс | impulse |
масса | масса | weight, mass |
yреткiш | ускорение | speed-up |
жылдамдык, | скорость | speed |
уакыт | время | time |
Видеоролик.
Рефлексия.
Решение задач: упражнение 17(1,3)
Домашнее задание: пар.19,20 упр 17(3,4)