СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - презентация по физике для 9 класса. Разработка данного урока способствует формированию познавательного интереса к физике, развивает политехнические знания и умения.

Просмотр содержимого документа
«урок импульс конк»

9 класс: Тема урока: «Импульс тела. Закон сохранения импульса»

Цели урока:

Образовательные: ввести новую характеристику – импульс тела; найти взаимосвязь между действующей силой, временем её действия и изменением скорости тела ;

воспитательные: показать, что знание основ физики необходимо каждому, явления физики происходят повсюду вокруг нас; формирование познавательного интереса к физике;

развивающие : развитие политехнических знаний и умений, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке

приборы и материалы: стальной шарик, магнит, стакан с водой, длинная полоска бумаги. интерактивная доска.

План урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Повторение - глоссарий:

ІІІ.Изучение нового материала

  1. проблемный эксперимент :(оп 1,2,3)

  2. историческая справка

  3. импульс тела

  1. импульс силы

  2. закон сохранения импульса

  3. применение импульса в природе и технике

  4. видеоролик

ІV. Закрепление:

1.полиязычие:

2. рефлексия

3.решение задач

V.Подведение итогов

VI.Домашнее задание.

Ход урока:

1.Разминочный этап: Глоссарий:

Масса ускорение Ньютон 1закон Ньютона 2 закон Ньютона 3 закон ньютона

2. Можно ли зная три закона Ньютона решить любую задачу о движении тел?

Для того, чтобы ответить на эти вопросы проведем следующие эксперименты:

Опыт №1-с шариком и магнитом (результат взаимодействия зависит от времени взаимодействия)

Опыт№2-с полоской бумаги и стаканом воды.

-если на вас катится игрушечная тележка вы можете ее остановить рукой, а если на вас катится грузовик? Почему? (надо знать скорость и массу)

Поэтому для решения задач в физике используют еще одну важнейшую величину-импульс тела, которая учитывает, как ее скорость, так и ее массу.

Историческая справка: в физику слово «импульс» ввел французский ученый Рене Декарт, который назвал эту величину – количеством движения. В переводе с греческого «удар, толчок». Рене родился в дворянской семье, в школьные годы проявил интерес к математике и физике. Получив образование, Декарт служил в армии, много путешествовал, затем поселился в Нидерландах и посвятил себя науке.

Пусть на тело массой m, которое покоится, действует сила тогда по второму закону Ньютона: , по определению: , так как левые части равенств одинаковые, следовательно, , (данная формула устанавливает взаимосвязь между действующей на тело силой, временем её действия и изменением скорости тела.) Обозначим: – импульс тела, ∆ – изменение импульса тела. (Слайд 6)

Итак, тема нашего урока: “Импульс тела. Закон сохранения импульса”. (Слайд 7)

Учащиеся самостоятельно. Цель урока: усвоить понятие импульса тела, понятие замкнутой системы, вывести закон сохранения импульса, научится решать задачи на закон сохранения. (Слайд 8)

Учитель: Ребята ответьте на вопросы:

Любое ли тело может обладать импульсом?

Может ли импульс тела быть равным нулю? (Учащиеся отвечают на вопросы)

Если два, или несколько тел взаимодействуют только между собой, без воздействия внешних сил, то они образуют замкнутую систему.В природе замкнутых систем тел нет. Иногда можно исключить действие внешних сил (ружье и пуля в его стволе, Солнце и планеты, пушка и снаряд).

Импульсом силы называется произведение силы на время её действия: Изменение импульса тела равно импульсу силы:

векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, не меняется с течением времени при любых движениях и взаимодействиях этих тел. (слайд 14)

Закон сохранения импульса выводится из 2 и 3 законов Ньютона. Вывод на стр. 80-81 учебника

Пусть замкнутая система состоит из двух тел массами m1 и m2, которые до столкновения имеют скорости и (см. Рисунок 5), а после столкновения -

Система будет замкнутая, так как силы тяжести уравновешены силами упругости поверхности, а силы сопротивления малы. Во время столкновения возникают силы (1).

По второму закону Ньютона каждую из этих сил можно заменить произведением массы на ускорение, полученное каждым из шаров при взаимодействии:

Ускорения, как мы знаем, определяются из равенств:

Заменив в уравнении (2) ускорения соответствующими выражениями из уравнений (3) и (4), получим:

В результате сокращения обеих частей уравнения (5) на t получим:

или

Сгруппируем члены уравнения (6) следующим образом:

Учитывая, что запишем уравнение (7) в таком виде:

Примеры использования закона сохранения импульса в природе и технике.

Полиязычие – заполнение таблицы.

Полиязычие

казахский язык

русский язык

английский язык

к,осгау

импульс

impulse

масса

масса

weight, mass

yреткiш

ускорение

speed-up

жылдамдык,

скорость

speed

уакыт

время

time


Видеоролик.

Рефлексия.

Решение задач: упражнение 17(1,3)

Домашнее задание: пар.19,20 упр 17(3,4)

Просмотр содержимого презентации
«импульс тела»

Импульс тела Закон сохранения импульса Учитель сош № 16 КикбаеваУ.С

Импульс тела

Закон сохранения импульса

Учитель сош № 16 КикбаеваУ.С

Цели урока: образовательные: ввести новую характеристику – импульс тела; найти взаимосвязь между действующей силой, временем её действия и изменением скорости тела ; воспитательные: показать, что знание основ физики необходимо каждому, явления физики происходят повсюду вокруг нас; формирование познавательного интереса к физике; развивающие : развитие политехнических знаний и умений, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Цели урока:

образовательные: ввести новую характеристику – импульс тела; найти взаимосвязь между действующей силой, временем её действия и изменением скорости тела ;

воспитательные: показать, что знание основ физики необходимо каждому, явления физики происходят повсюду вокруг нас; формирование познавательного интереса к физике;

развивающие : развитие политехнических знаний и умений, умения пользоваться языком физики и применять знания в новой обстановке.

Х о д у р о к а: І. Организационный момент. ІІ. Повторение — глоссарий, разминочный этап ІІІ.Изучение нового материала проблемный эксперимент :(оп 1,2,3) историческая справка импульс тела импульс силы закон сохранения импульса применение импульса в природе и технике видеоролик ІV. Закрепление: полиязычие  решение задач  V.Рефлексия  VI.Домашнее задание

Х о д у р о к а:

І. Организационный момент.

ІІ. Повторение — глоссарий, разминочный этап

ІІІ.Изучение нового материала

проблемный эксперимент :(оп 1,2,3)

историческая справка

импульс тела

импульс силы

закон сохранения импульса

применение импульса в природе и технике

видеоролик

ІV. Закрепление: полиязычие

решение задач

V.Рефлексия

VI.Домашнее задание

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

  • В конце урока учащиеся научатся находить импульс тела, импульс силы, уметь применять закон сохранения импульса при решении задач в замкнутых системах, а также будут знать применение импульса в живой природе и технике.
Глоссарий  масса, ускорение  Ньютон, сила  I закон Ньютона,  II закон Ньютона,  III закон Ньютона

Глоссарий

масса, ускорение

Ньютон, сила

I закон Ньютона,

II закон Ньютона,

III закон Ньютона

Эксперимент

Эксперимент

Видеоролик

Видеоролик

Рене́ Дека́рт  - французский математик, философ, физик и физиолог  С латинского языка « impulsus » - импульс – «толчок» импульс –  « количество движения » 1596-1650 гг

Рене́ Дека́рт - французский математик, философ, физик и физиолог

С латинского языка

« impulsus » -

импульс – «толчок»

импульс –

« количество движения »

1596-1650 гг

Импульс тела – это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.  p = m · ν p ν ; p [1 кг ·м/с]

Импульс тела – это физическая величина, равная произведению массы тела на его скорость.

p = m · ν

p ν ;

p [1 кг ·м/с]

Импульс силы – это произведение  силы на время её действия.  F · t = m · ν - m· ν 0  =∆p  F · t [1H·c] F ·t   F Импульс силы равен изменению импульса тела.

Импульс силы это произведение силы на время её действия.

F · t

= m · ν - ν 0

=∆p

F · t [1H·c]

F ·t   F

Импульс силы равен изменению

импульса тела.

Замкнутая система тел – это два или несколько тел взаимодействующих только между собой, и невзаимодействующих с д ругими телами.  Закон сохранения импульса: векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остаётся постоянной при любых движениях и взаимодействиях этих тел. m 1 ν 01  + m 2 ν 02 = m 1 ν 1 + m 2 ν 2

Замкнутая система тел это два или несколько тел взаимодействующих только между собой, и невзаимодействующих с д ругими телами.

Закон сохранения импульса:

векторная сумма импульсов тел, составляющих замкнутую систему, остаётся постоянной при любых движениях и взаимодействиях этих тел.

m 1 ν 01 + m 2 ν 02 = m 1 ν 1 + m 2 ν 2

О важности физической величины «импульс» , «изменение импульса», говорит тот факт, что второй закон Ньютона был представлен  именно в импульсном виде.  Импульс силы равен изменению импульса тела

О важности физической величины «импульс» ,

«изменение импульса», говорит тот факт, что

второй закон Ньютона был представлен

именно в импульсном виде.

Импульс силы равен изменению импульса тела

Применение импульса в живой природе …

Применение импульса в живой природе

В технике

В технике

Снаряд массой m1, летящий со скоростью V1параллельно рельсам, ударяет в неподвижную платформу массой m2 и застревает в песке. С какой скоростью станет двигаться платформа?    Каков алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса? Задача

Снаряд массой m1, летящий со скоростью V1параллельно рельсам, ударяет в неподвижную платформу массой m2 и застревает в песке. С какой скоростью станет двигаться платформа?

Каков алгоритм решения задач на применение закона сохранения импульса?

Задача

До взаимодействия: P=0 m 1 v1 Х

До взаимодействия:

P=0

m 1 v1

Х

После взаимодействия: MU 2 m 1 v2 X

После взаимодействия:

MU 2

m 1 v2

X

После взаимодействия:
  • После взаимодействия:

( m 1 + m2 ) v

Х

= (m1 + m 2 ) v

m1v1

Обратная задача. Что можно определить в данной задаче? До взаимодействия: MU 1 m 1 v1 X

Обратная задача.

Что можно определить в данной задаче?

До взаимодействия:

MU 1

m 1 v1

X

Полиязычие

Полиязычие

казахский язык  к,осгау русский язык   impulse yреткiш английский язык mass ускорение уакыт speed

казахский язык

к,осгау

русский язык

impulse

yреткiш

английский язык

mass

ускорение

уакыт

speed

казахский язык к,осгау  импульс  масса русский язык yреткiш масса impulse   weight, mass ускорение жылдамдык,  speed-up скорость уакыт английский язык speed время time

казахский язык

к,осгау

импульс

масса

русский язык

yреткiш

масса

impulse

weight, mass

ускорение

жылдамдык,

speed-up

скорость

уакыт

английский язык

speed

время

time

Рефлексия

Рефлексия

Домашнее задание

Домашнее задание

  • § 19,20, упр №17
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!