СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Импрессионизм в музыке

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи, поэзии и музыке.

Задачи:

  • Дать начальные представления об импрессионизме : его истоках, развитии в различных видах искусства; взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля.
  • Развивать музыкальные способности: музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление.
  • Воспитывать любовь и уважение к музыке.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: Компьютер, проектор ( презентация) , интерактивная доска.

Просмотр содержимого документа
«7_муз_урок»

Урок в 7 а классе на тему: «Импрессионизм в музыке»

Цель: Раскрыть особенности и понятия импрессионизма как художественного стиля в живописи, поэзии и музыке.

Задачи:

  • Дать начальные представления об импрессионизме : его истоках, развитии в различных видах искусства; взаимопроникновение живописи и музыки на примере данного стиля.

  • Развивать музыкальные способности: музыкальную память, музыкально-аналитическое мышление.

  • Воспитывать любовь и уважение к музыке.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: Компьютер, проектор ( презентация) , интерактивная доска.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Музыкальное приветствие «Рада я видеть любимый мой класс».

II. Объяснение нового материала.

Учитель: Посмотрите на экран, что изображено?(слайд)
Ученики: Эйфелева башня.
Учитель: Как вы думаете, о какой стране сегодня пойдёт речь?
Ученики: О Франции.
Учитель: Сегодня я приглашаю вас во Францию. Мы продолжаем с вами говорить о музыкально-исторических стилях. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке мы прониклись духом Франции 19 века. Духом страны, необычной, очень чувственной и поэтичной, страны, которая подарила миру большое количество деятелей культуры, открыла миру своё видение искусства и своё впечатление, или, как говорят французы - «Impression», от этого безумного-безумного мира.

Объявление темы. (слайд)

Постановка целей, задач.

Учитель: Откройте тетради. Запишите тему урока.

Целью нашего урока будет:

  • познакомиться с направлением «Импрессионизм»

  • сопоставить и найти точки соприкосновения между живописью и музыкой этого направления

  • убедиться в том, что музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появиться без импрессионизма в изобразительном искусстве.

Итогом урока станет то, что

  • вы на основе полученных впечатлений без затруднения сможете отличать стиль импрессионизма от других направлений, как в музыке, так и в живописи

  • уйдете с урока со знанием информации о первом композиторе – импрессионисте.

Учитель: Итак, Париж – город, который всегда манил к себе грациозностью и новизной. Гуляя по Парижу, можно попасть в национальный художественный музей Лувр. (слайды)

Здесь находятся картины художников различных эпох и стилей. Но я обращаю ваше внимание на две экспозиции.
Взгляните на эти картины и подумайте, почему они представлены в различных залах? Ответы учащихся.

-Правильно, потому что это живопись двух различных стилей.

"Девушки у пианино", 1892г. Пьер Огюст Ренуар
"Восхождение Солнца" 1753 г. Буше Франсуа

Отличается манера написания картин, непохожие техники. На картине Франсуа Буше – изящный и выразительный контур рисунка. Множество смешанных цветов, плавно переходящихиз одного тона в другой. Буше использует технику « лессировки». Эта картина в стиле РОКОКО. Ренуар на своей картине изображает не столько сюжет, сколько своё впечатление от увиденного. Она кажется нам как бы несколько завуалированной, задымлённой, фантастической. Художники, писавшие такие картины, стали называть себя импрессионистами. А стиль в котором они работали, появился в конце 19 века и получил название импрессионизм.

От французского слова Impression – впечатление.

Слайд

Слов.работа. Импрессионизм – ( от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, а затем распространившееся по всему миру.


Уч-ль: (слайд) Художники, которые работали в этом стиле: Клод Моне, Вансент Ван Гог, Огюст Ренуар, Эдуард Мане.

- Запишите в тетради это новое определение и имена художников.

Учитель: А сейчас перенесемся в 1874 год. «Первая выставка анонимного общества художников» Послушаем беседу посетителей этой выставки. Возле картины «Впечатление. Восход солнца» К. Моне.(слайд)

(выступление учащихся в роли К.Моне, Л.Леруа, К.Дебюсси)

2) Клод Моне
1) Луи Леруа
3) Клод Дебюсси

1) Но ведь это же поскребки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут ничего не разберешь, где начало, где конец, где верх, где низ, где перед, где зад.
2) Пожалуй... но зато есть впечатление.
1) И не мудрено, что выставка этих художественных работ называется АНОНИМНОЙ. Ни один уважающий себя художник не намалюет такого безобразия!
2) Почему же вы это называете безобразием?
1) Да потому что эти странные художники вместо всем понятных, «достойных» сюжетов предлагают зрителям свои собственные «впечатления» от случайно увиденных вещей. Не искусство, а какое-то сплошное ВПЕЧАТЛЕНИЕ! «
Impression» – одним словом.
2) А может быть это вид нового искусства – Импрессионизм.
1) Искусство? Ну, уж нет. Не будь я самым известным критиком Парижа – Луи Леруа. 
(Ученик №1 садится)

Справка: В 1874 году шестидесяти двух летний критик Луи Леруа обладал высокой репутацией в мире французского искусства. Как критик искусства, он пользовался влиянием, особенно потому что легкость его слога привлекала читателей, которым не нравилась тяжеловатая проза многих его коллег.

3) А может Леруа прав? Например, в картинах в стиле РОКОКО все ясно, все понятно, каждая деталь четко прорисована! А здесь? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков. Создается такое ощущение, что картина написана достаточно быстро, и впечатление было мгновенным.
2) А разве это плохо?
3) Да конечно не плохо, но не привычно как-то. В конце концов, могу я узнать автора этой картины под названием «Впечатление. Восход солнца»?
2) Да, конечно! Это я – Клод Моне.

Слайд. (Портрет художника)

Справка: МОНЕ Клод Оскар (1840-1926) – французский живописец, глава отечественного импрессионизма. В 1874 г. в Париже состоялась выставка, организованная “Анонимным обществом живописцев, художников и граверов”, руководителем, которого являлся К. Моне. После этой выставки, названной по имени его картины «Впечатление. Восход солнца», художники-устроители и получили название «импрессионисты»

2) А можно узнать ваше имя?
3) Я Композитор. И тоже Клод. Клод Дебюсси.

Слайд. (Портрет композитора)

Справка: Клод Дебюсси (Claude Debussy, 1862–1918) — французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик. Окончил Парижскую консерваторию (1884), получил Римскую премию. Ученик Л.Мармонтеля (фортепиано), Э.Гиро (композиция). Как домашний пианист русской меценатки Н.Ф.фонМекк сопровождал её в путешествиях по Европе, в 1881 и 1882 посетил Россию. Выступал как дирижёр (в 1913 в Москве и Петербурге) и пианист с исполнением преимущественно собственных произведений, а также как музыкальный критик (с 1901).

Учитель: Основоположником импрессионизма в музыке – Клод Дебюсси.

Учитель: Как вы уже поняли, музыкальное направление «Импрессионизм» не могло бы появится вообще, если бы не живопись. Поэтому композиторы-импрессионисты унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью. Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, зримость и живописность. Живописность присутствует уже в названиях произведений, «Лунный свет», «Игра воды», «Туманы», «Мёртвые листья» и т.д.

Слушание: К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна»

Слайд

(Ребятам предлагается два портрета разных стилей Вл. Боровиковский 
«Портрет графини Лопухиной» и О.Ренуар «Юная девушка, расчесывающая волосы».


Уч-ль: Какой портрет вы бы подобрали к прозвучавшей музыке? Объясните, почему? Ответы уч-ся.

Уч-ль: Музыкальный импрессионизм характеризуется передачей мимолетных впечатлений, настроений, чувств.

Физминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.     



Творческое задание:

( на столах у учащихся заранее приготовлены листы бумаги и краски - гуашь)

Уч-ль: Ребята, сейчас мы прослушаем еще одно произведение К.Дебюсси "Лунный свет"

Задание: изобразите услышанное.

(К.Дебюсси «Лунный свет»)

(ребята показывают работы)

- Какой образ лег в основу этой картины?

(Примечание: Все работы будут считаться правильными, т.к. это впечатление от услышанного. Потому как искусство импрессионистов – это впечатление).

Уч-ль: Родственное живописному импрессионизму многообразием тончайших нюансов передаваемых чувств и настроений, изысканностью манеры их выражений во французской поэзии конца XIX века рождается – течение « символизм».

Слайд

Интереснейшим моментом является в символизме тесное соприкосновение поэзии с музыкой, которая способна передать удивительное богатство оттенков чувств, смысла и красок. Не случайно характерной чертой эстетики символистов является «омузыкаливание» в стихах.

Уч-ль: Прослушайте два стихотворения и определите, какое из этих стихотворений относится к стилю символизм.

( ребятам раздаются листы со стихами)

П.Верлен «Искусство поэзии»

«Сначала музыку! Певучий, 
Придай размер стихам твоим, 
Чтоб невесом, неуловим, 
Дышал воздушный строй созвучий. 
Строфу напрасно не чекань, 
Пленяй небрежностью счастливой, 
Стирая в песне прихотливой 
Меж ясным и неясным грань. 
Ищи оттенок, не цвета, 
Есть полутон и в тоне строгом 
В полутонах, как флейта с рогом, 
С мечтой сближается мечта. 
Так музыку – всегда, везде! 
Пусть будет стих твой окрыленным, 
Как бы гонцом души влюбленной 
К другой любви, к другой звезде.

Вадим Семернин «Музыка»

Нет на свете лучше инструмента:
Голоса, что музыкой живет.
Нет для сердца лучшего момента,
Если хор возвышенно поёт…
Будто бы звучат органа трубы - 
Тело так людей напряжено,
О святом о чем-то шепчут губы,
Что с молитвою сопряжено.
Вознесется голос, в небе тая,
Словно это ангелы поют,
И летает звук, не улетая,
Да и сам ты будто уж не тут!
Голос, голос, кто тебя не слышит.
Тот без крыльев на земле живет:
Кажется, что это небо дышит,
Кажется, что даль тебя зовет.
Звуки все просторней, все согласней,
Будто наполняют паруса…
Я не знаю музыки прекрасней.
Чем людские эти голоса!

- Прочитайте те строки, по которым вы определили стиль.(ответы учащихся)

Уч-ль: У каждого искусства есть свой язык и свои средства воплощения. Но этими разными языками импрессионисты композиторы и художники, и поэты идут к одной цели. Какой? (передаче мимолетных впечатлений)

III. Итог:

Обобщение понятия «импрессионизм» в музыке, живописи и поэзии.

Учитель: Подведем итог сегодняшнего урока. Как появилось музыкальное направление «Импрессионизм» и что этому способствовало?
Учащиеся: Свое начало импрессионизм получил в изобразительном искусстве, откуда в 1880-ые годы был перенесен в музыку.
Учитель: Объясните происхождение термина «импрессионизм»
Учащиеся: Термин «импрессионизм» (от фр. Impression – «впечатление») появился в связи с выставкой молодых художников в 1874 г. В Париже. Среди экспонатов была картина К. Моне «Впечатление. Восход солнца», по которой и стали называть новое направление – сначала с иронией, а потом всерьез – импрессионизмом, т.е. искусством впечатления.
Учитель: Кто из композиторов был основателем музыкального импрессионизма?
Учащиеся: Французский композитор – Клод Дебюсси.
Учитель: Какие характеристики можно дать музыке импрессионизма? 
Учащиеся: В музыке импрессионизма передаются мимолётные впечатления,в ней преобладает картинность и красочность. Избегается открытое проявление чувств и пафоса, говорят вполголоса и намеками.
Учитель музыки: Какова роль мелодии в произведениях импрессионистов?
Учащиеся: Мелодия для импрессионистов большой роли не играет, она может быть фрагментальной или вообще отсутствует.
Учитель: На основе каких музыкальных произведений мы знакомились с направлением «импрессионизм» в музыке?
Учащиеся: К.Дебюсси "Девушка с волосами цвета льна", «Лунный свет»

Уч-ль. Как называется течение в позии родственное живописному импрессионизму ?

Учащиеся: Течение « символизм».

Рефлексия

- Понравился ли вам урок?

- Что нового для себя вы узнали?

- Достигли ли мы целей, которые ставили перед началом урока?

Домашнее задание (слайд)

Учитель: Следующий урок тоже будет посвящен музыкальному направлению «импрессионизм» мы рассмотрим его на основе произведений еще одного самого яркого представителя импрессионизма – Мориса Равеля. Урок начнем с небольшого письменного опроса по сегодняшней теме, поэтому – будьте готовы. Это первое. А второе задание – найдите значение слова «болеро».

Оценивание

– Урок окончен. До свидания.








Просмотр содержимого презентации
«приложение к уроку имрессионизм»

Национальный художественный музей Лувр

Национальный художественный музей Лувр

«Восхождение Солнца» «Девушки у пианино» П. Ренуар Б. Франсуа

«Восхождение Солнца»

«Девушки у пианино» П. Ренуар

Б. Франсуа

Импрессионизм ( от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, а затем распространившееся по всему миру.

Импрессионизм ( от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, зародившееся во Франции, а затем распространившееся по всему миру.

Художники-импрессионисты:

Художники-импрессионисты:

  • К. Моне
  • В. Гог
  • О. Ренуар
  • Э. Мане
К. Моне «Впечатление. Восход солнца»

К. Моне «Впечатление. Восход солнца»

Оскар Клод Моне  ( 1840— 1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Оскар Клод Моне ( 1840— 1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.

Домашнее задание Следующий урок тоже будет посвящен музыкальному направлению «импрессионизм» мы рассмотрим его на основе произведений еще одного самого яркого представителя импрессионизма – Мориса Равеля. Урок начнем с небольшого письменного опроса по сегодняшней теме, поэтому – будьте готовы. Это первое. А второе задание – найдите значение слова «болеро».

Домашнее задание

Следующий урок тоже будет посвящен музыкальному направлению «импрессионизм» мы рассмотрим его на основе произведений еще одного самого яркого представителя импрессионизма – Мориса Равеля. Урок начнем с небольшого письменного опроса по сегодняшней теме, поэтому – будьте готовы. Это первое. А второе задание – найдите значение слова «болеро».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!