Просмотр содержимого документа
«Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа .»
Именительный и винительный падежи имен существительных множественного числа .
Цели:
учить распознавать именительный и винительный падежи существительных множественного числа;
развивать умение употреблять существительные множественного числа в речи, склонять их;
развивать речь и мышление учащихся;
воспитывать аккуратность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент: сообщение темы урока.
– Сегодня мы с вами отправляемся в необыкновенный город Имя Существительное. Улицы города имеют разные названия: улица 1 склонения, улица 2 склонения, улица 3 склонения, улица Единственного числа. Улица множественного числа, улица Мужского рода и т. д. на каждой улице есть автобусные остановки для пассажиров. Перед тем как оправиться в путь, напишем буквы, которые нам понадобятся, вспомним их соединения с другими буквами.
II. Минутка чистописания
ИГ ИЗ УЗ УГ УЖ
ВНИЗУ ВОЗЛЕ ВЕЗДЕ ВВЕРХУ
III. Словарная работа
– Теперь в путь! Готовы ли вы? Первая остановка – «Словознайка».
Запись слов под диктовку, выделение орфограмм, ударения.
Агроном, рабочий, учитель, хлебороб, дежурный.
– Что общего между этими словами? (Обозначают профессии людей)
Найдите в словаре и запишите новые слова, которые по смыслу подходят к этой группе. (Директор, инженер, космонавт, шофёр)
Знакомство с этимологией слов «директор», «шофёр»
Слово «директор» пришло в русский язык в начале XVIII века из латинского языка. В переводе на русский язык означает «управлять, руководить»
Слово «шофёр» пришло из французского языка. Оно означает «истопник». До появления автомобилей так на железных дорогах называли кочегара. И хотя водитель автомобиля обслуживает уже машину с мотором, его по-прежнему называют шофёром.
IV. Работа над темой урока
– Во время путешествия по городу Имя Существительное мы познакомимся с именительными и винительными падежами имён существительных множественного числа. Прочитайте вопрос Почемучки на странице 109.
– Что мы должны узнать на уроке?
Отправляемся дальше, следующая остановка – «Вспоминай-ка».
– Какие формы числа имеет имя существительное? Как отличить существительное в единственном числе от существительного во множественном числе?
– Какие окончания имеют существительные во множественном числе?
– Различаются ли существительные во множественном числе по склонениям?
Следующая остановка – «Поиграй-ка».
Игра «Назови словечко»
Учитель называет имя существительное, учащиеся хором называют форму множественного числа этого существительного, если это возможно.
Гнездо – (гнёзда) день – (дни)
Весло – (вёсла) метро – нет мн.ч.
Ведро – (вёдра) пень – (пни)
Цыплёнок – (цыплята) лень – нет мн.ч.
Козлёнок – (козлята) телёнок – (телята)
Утёнок – (утята) бочонок – (бочонки)
Следующая остановка –«Запоминай-ка»
Самостоятельная работа. Выпишите пары существительных в единственном и множественном числе из раздела «Произноси слова правильно», поставите ударения, запомните произношения этих слов (стр. 248)
Что можно сказать о падежных формах имён существительных множественного числа в именительном и винительном падежах? (они совпадают)
У каких существительных? (у неодушевлённых)
Может это вызвать трудности при определении падежа?
Вспомните, каким образом определяются именительный и винительный падежи у существительных в единственном числе? (по вопросу, предлогу, по роли в предложении)
Как вы думаете, будет ли это правило действовать по отношению к существительным во множественном числе? Давайте проверим.
Упр. 249 стр. 110 (1 абзац)
Вывод: это правило подходит и для существительных во множественном числе. Знакомство с правилом в учебнике (стр. 110)
IV. Итог урока
– Вот и подошло к концу путешествие по городу Имя Существительное. Много было остановок на нашем пути. Выши ответы помогли водителю автобуса благополучно завершить поездку. Я благодарю всех вас. Два числа имён существительных – жители города – вами довольны. Вы чаще всего правильно определяли падежи имён существительных.
V. Домашнее задание: доделать упр. 249