СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя украшает человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого человека есть своё имя, а также есть толкование имён.

Просмотр содержимого документа
«Имя украшает человека.»

Имя украшает человека

Цель: помочь детям осознать свою индивидуальность, неповторимость, ценность как личности; побудить детей обращаться друг к другу по имени

Содержание:

1 Имена в Древней Руси (слово воспитателя)

2 Право на имя

3 Значения имен (самостоятельная работа с информационным источником)

4 Упражнение «Досье» (самостоятельная творческая работа)

5 Игра «Услышь свое имя»


1 Имена в Древней Руси (слово воспитателя)

Происхождение имен на Руси

Влияние имени на человека и его судьбу замечено давно. Во все времена считалось, что слово, которое выбрано для имени с любовью, поможет в жизни.

До принятия христианства на Руси используются самобытные имена. Они представляли собой прозвища, довольно ясные по значению. Причины возникновения того или иного имени были самыми различными: свою роль в этом играли религиозные мотивы, обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Это имена, взятые из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ); имена, данные в зависимости от порядка рождения (Первуша, Вторак, Третьяк); имена богов и богинь (Лада, Ярило); имена, данные по человеческим качествам (Храбр, Стоян). Иногда ребенка называли, ориентируясь на какую-то заметную черту его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или на отношение к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

На Руси существовала традиция: новорожденному родители давали имя, которое было настоящим, – его знали родители, крестные и особо близкие люди. В нем соединялись пожелания младенцу, надежды и чаяния родителей, оно отражало любовь к ребенку и желание ему счастья. Затем ребенка заворачивали в рогожку и выносили за порог, как бы демонстрируя нечистой силе, что нашли подкинутого младенца, который не особенно нужен. И нарекали его таким именем, которое отпугнуло бы нечисть и усыпило ее внимание. Давая ребенку неблагозвучное и отталкивающее имя, надеялись, что злые силы не станут себя утруждать причинением вреда недостойному, а также невзрачное имя не вызовет зависти богов. Обряд второго имя наречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих особенностей. Однако традиция подобного именования не прижилась.

Большинство славянских имен были двухосновными, или сложными, поскольку состояли из двух корней, связанных соединительной гласной: Ярослав (сильный и славный), Всеволод (владеющий всем).

К славянским именам прибавилось несколько скандинавских имен, пришедших к нам с викингами еще в языческий период: Рюрик, Олег, Игорь, Глеб, Рогволод. Единственным языческим именем тюркского происхождения было, вероятно, имя Борис. После XVII века древние языческие славянские и скандинавские имена, за немногими исключениями, исчезли. Правда, они не ушли от нас совсем, перейдя со временем в русские фамилии (Некрасов, Жданов, Найденов).

С принятием христианства русский именослов обогатился именами, принадлежащими почти всей человеческой цивилизации: пришли греческие (Владимир как Василий, Борис как Роман, Глеб как Давид, Всеволод как Гавриил, Игорь как Георгий), еврейские (Анна, Елизавета), римские (Виктор, Константин, Максим, Павел, Сергей) и иные имена. Со временем эти имена обрусели настолько, что трудно поверить в их иностранное происхождение. Так, например, самые распространенные русские имена Иван и Мария имеют древнееврейское происхождение.


2 Право на имя

Представь себе такую ситуацию: у всех ребят твоего класса пропали имена. Как дети будут обращаться друг к другу? Кому учительница поставит оценки в журнал? Что делать? Может быть, присвоить каждому номер? Мальчик номер пять, девочка номер семь! Какая возникнет неразбериха! А если бы всех людей звали одинаково?

У каждого из нас собственные имена. Родившись, ребёнок уже имеет фамилию, которую носят его родители. Теперь нужно назвать малыша именем. Когда ты повзрослеешь, к тебе будут обращаться по имени - отчеству: к твоему имени добавится имя отца. Так принято у нас в России. Например, Юля станет Юлией Владимировной, а Женя - Евгением Петровичем.

Маленького ребёнка родители регистрируют в специальном учреждении. Оно называется Отделом записи актов гражданского состояния. Ребенок регистрируется сразу после рождения и с момента рождения имеет право на имя. Об этом сказано в ст.7 Конвенции о правах ребенка. Родителям выдается документ - свидетельство о рождении ребенка, в котором записано его полное имя, отчество и фамилия. Это первый документ ребёнка, его нужно бережно хранить до получения паспорта. Родители, родственники, друзья обычно не называют ребёнка полным именем. Например, Георгия зовут Жорой. Гошей, Елену - Алёнкой, Леной, Людмилу - Люсей, Людой, Милой.

Иногда вместо смешных и безобидных прозвищ дети дают друг другу грубые, обидные клички. Никогда не отзывайся на кличку. Это унижает человека. Гордись своим именем, уважительно относись к нему, старайся его прославить. Только не так, как это сделал один грек по имени Герострат.

В греческом городе Эфесе был величественный мраморный храм Артемиды. Он простоял более тысячи лет. Однажды ночью кто-то поджёг храм, и он превратился в дымящиеся руины. На суде поджигатель признался; он сделал это потому, что хотел прославить своё имя. Но славу нельзя при­обрести таким кощунственным способом. Жители города придумали для этого бесчестного человека особое наказание: они решили забыть и никогда не употреблять его имя. Прошло много веков. Историки узнали имя поджигателя, но теперь его произносят презрительно, пишут с маленькой буквы, а "Геростратом" называют того, кто совершает плохой поступок ради своей известности.


3 Значения имен

(самостоятельная работа с информационным источником)

Самостоятельная работа с информационным источником предполагает, что дети, используя специальную литературу и доступ к интернет-ресурсы должны самостоятельно найти значение и происхождение своего имени


4 Упражнение «Досье»

(самостоятельная творческая работа)

Ребятам предлагается самостоятельно придумать «расшифровку» своего имени так, чтобы эта «расшифровка» отражала личность хозяина имени. Например:

Р - разумная

И - играю в компьютерные игры

Т - таинственная

А – артистичная


5 Игра «Услышь свое имя»

Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.
Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафы, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу – все зависит от участников.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!