СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок в теме "Имя существительное как часть речи". Урок соответствует ФГОС. Проведён в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Пронинская средняя общеобразовательная школа

Галичского района Костромской области







Урок русского языка в 5 классе

Тема урока:

«Имя существительное как часть речи»





Выполнила

учитель русского языка

Кручинина Нина Борисовна












Пронино 2015 год


Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Имя существительное как часть речи»

Тип урока: обобщения и систематизации изученного материала в начальной школе.

Вид урока: урок-практикум

Цель методическая: отработать приёмы технологии критического мышления: «корзина идей», «бортовой журнал», синквейн

Содержательная цель: организовать условия, инициирующие детское действие

Образовательные задачи: 1)опираясь на воспоминания знаний по данной теме, дополнение и систематизация их;

2) формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению морфологических и синтаксических признаков;

3) нахождение существительного среди других частей речи.

Развивающие задачи: 1) развитие умения работать самостоятельно и находить нужную информацию в учебнике; анализировать лингвистический материал, обобщать и делать выводы.

  1. развитие умение работать в группе и реально оценивать себя и других,

  2. развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности; фантазии и воображения, интереса к предмету.

Воспитывающие задачи: 1) воспитание уверенности в себе.

  1. воспитание уважительного отношения к мнению товарищей.

  2. воспитание языковой культуры.

Методы работы: решение лингвистических задач, приём «корзина идей» (приложение 2), выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа с новым материалом, заполнение таблицы («бортовой журнал»), работа по карточкам, составление рассказа по ключевым словам, решение теста

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: дидактические материалы, учебник «Русский язык» под редакцией Ладыженской Т.А., презентация к уроку (приложение 1), презентация ученицы к уроку (приложение 2)

Планируемые образовательные результаты:

-умение находить существительное среди других частей речи по отличительным признакам,

-умение определять морфологические и синтаксические признаки существительного,

-умение составлять связный текст по ключевым словам,

-умение выступать перед аудиторией сверстников, умение взаимодействовать с другими учениками во время выполнения общего задания;

-умение определять тему, цели предстоящей работы, умение оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной форме;

-умение создавать устный и письменный текст с учётом замысла и ситуации общения;

Оборудование: дидактические материалы, учебник, презентации

1.Организационная часть (1 мин.)

Задача: создание атмосферы доброжелательности и творческой активности на уроке

Учитель: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, зеленая, черная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которая соответствует вашему эмоциональному настроению именно сейчас. Спасибо!»

2. Целеполагание. Мотивационный. (2 мин.)

Цель: создание проблемной ситуации, побуждающей к предстоящей деятельности, постановка цели и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

-О какой части речи писал К. Паустовский: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот, и шорох морского гравия» (предположения записать на доске) Слайд 1)

Решение лингвистических задач.

Класс делится на пары. Каждой паре раздаются карточки, на которых записаны слова.

Задания для пар: найдите лишние слова. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова. (Слайд № 1)

  1. Читать, удивляться, брошюра, огорчаться.

  2. Хохотать, рассказ, знакомиться, интересоваться..

Отчет каждой пары о результатах своей работы. Остальные дети дискутируют, задают вопросы.

Учитель:

-Слова какой части речи назвали? (Существительное) –Определяем тему урока. Запишем её в тетрадь.

- Какие задачи нам предстоит сегодня решить? (слайд 3)

+отличие существительного от других частей речи по признакам и по значению, определение морфологических и синтаксических признаков существительного,

  1. Создание проблемной ситуации и фиксация затруднений в деятельности (1 мин.)

Задача: побудить к предстоящей деятельности, заставить поразмышлять

Проблемный вопрос

-Сказало существительное: «Я слово удивительное!»

-Чем удивительное? (слайд 5) (ответы учащихся)

-Послушайте, как поэт написал об этом.

1)Чтение стихотворения А. Шибаева.

Всему названия даю – И всё, что может видеть глаз –

И зверю, и предмету. Над нами и под нами, -

Вещей вокруг полным-полно, И всё, что в памяти у нас. –

А безымянных - нету! Означено словами. (слайд 6)

- Совпали ваши мысли и мысли поэта?

4. Актуализация знаний (6 мин.)

1)Самостоятельная работа по упражнению №465, стр. 189 (индивидуально, под одной цифрой каждый ученик выполняет)

Задача: определить, что мы понимаем под словом предмет.

Вывод: существительные могут обозначать разные предметы окружающего мира, явления природы, события, людей

Возвращение к высказыванию Паустовского

-Что обозначает существительное, по мнению Паустовского.

2).Самостоятельная работа творческого характера (в парах) (слайд 7) (приложение2)

Задача: определить, что мы понимаем под словом предмет.


Карточка 1.

Образуйте от глаголов существительные:

Косить –

Просить –

Петь –

Вывод: существительные могут обозначать процесс как предмет.


Карточка 2. (слайд 6)

Образуйте от прилагательных существительные:

Жёлтый –

Высокий –

Смелый –

Вывод: эти существительные обозначают признак как предмет.

5.Реализация выхода из затруднения (1 мин.)

Задача: составить алгоритм действия

Проблемный вопрос: как отличить существительное от других частей речи? (слайд 8)

+ 1. По вопросам. (слайд 9)

2.По значению – предмет.

3. По суффиксам.

4. По морфологическим признакам (склонение, род, число, падеж)

- Приведите примеры суффиксов существительных

6.Обобщение и систематизация знаний (10 мин.)

1)Приём «Корзина идей» (4 мин.)

Задача:1) обобщение и систематизация знаний по теме урока

2)повторение морфологических и синтаксических признаков существительного

3) умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы

- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об имени существительном и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…». (слайд 10) Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о существительном.

(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать) (Слайд № 11)

Вопросы:

1. На какие вопросы может отвечать существительное,?

2. Что обозначает существительное?

3. Какие морфологические признаки имеет существительное?

4. Как изменяется?

5. Каким членом предложения обычно бывает?

4) Обмен информацией в парах

- Время уже истекло. Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

- Теперь назовите по очереди информацию по данной теме, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

- Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.

2)Работа по учебнику, заполнение таблицы (6 мин.)

Цель: систематизация материала и постановка дальнейших целей обучения.

– Где мы можем найти информацию об имени существительном?

+ в учебнике

Самостоятельная работа по материалам учебника(§89) и оглавлениям в конце учебника по теме «Существительное» и заполнение таблицы («Бортового журнала») (слайд 12) (приложение 2)


Знаю

Хочу узнать




Известную информацию заносят в первую графу, во второй графе записывают задачи на последующие уроки по этой теме

Обсуждают записи в парах. Один человек отвечает, другие дополняют.

Возвращение к « корзине» идей.

Вся ли информация по теме, которую записали на доске, верна?

Постановка дальнейших задач обучения (планирование дальнейшей работы по теме)

- Что ещё хотите узнать по этой теме?

(Чтение записей из второй части таблицы учеником, другие дополняют)

Дополнение признаков имени существительного

Физкультминутка (слайд 13) (1 мин)


Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо).

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладони над головой).

Мышки дёрнули за гири (руки вниз, приседание).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

7.Применение знаний и умений с использованием алгоритма действий (4 мин)

Цель: умение определять часть речи по алгоритму, определять склонение существительного, писать безударные личные окончания существительных

Спиши, дописывая окончания. Укажи склонение имен существительных. (приложение 2)
1 пара: 1)Капли дождя барабанили по крыш… 2) Мальчик подошел к окн…

2 пара: 1) По деревн… проехала машина. 2) К кроват.. ребенка подошла мать.
8.Этап самостоятельной работы с применением знаний в новой ситуации (7 мин)

Цель: умение составлять текст по ключевым словам, определять род, число, падеж существительных.

-Создадим морфологический портрет имени существительного (работа в парах)

На доске записаны ключевые слова: февраль, месяц, метель, дорожки, сугробы.

Составить рассказ на тему «Февраль».

1 пара: 1)Выписать существительные и определить их морфологические признаки.

- Все справились с заданием, потому что усвоили порядок действий при определении существительного как части речи. Поднимите руку, кто не усвоил? Загляните в учебник.

- Какие морфологические признаки существительного вы знаете?

+ склонение, род, число, падеж

2 пара:2)Создадим синтаксический портрет имени существительного.

1)Подчеркнуть существительные как член предложения.

3)Презентация проекта по этой теме пятиклассницы (опережающее индивидуальное задание) (приложение 2) на тему «Синтаксическая роль имени существительного в именительном падеже»

9.Проверочная работа, коррекция (4 мин.)

Цель: умение работать самостоятельно, определение затруднений, их исправление

Мини-тест (слайд16) (приложение 2)

Задача: выявление, на каком уровне усвоен материал

Проверка по образцу

1. Какое словосочетание содержит существительное женского рода:

1) жить в роскоши

2)Едим картофель

3)повидло из яблок

2. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?

1) шёл по тропинке

2) пас овец

3)Писал в тетради

3.В каком предложении существительное стоит в творительном падеже?

1) Трудолюбивые пчёлы порхали с цветка на цветок.

2)Ученик легко справился с этой задачей.

3) Старинное здание запечатлено на фотографии.

10.Итог урока (2 мин)

- Все ли задачи решили сегодня на уроке?

- Как оцените свою работу?

- Кому из товарищей поставили бы 5?

Оценка деятельности учащихся на уроке

Проводится опять цветовой тест, устанавливается обратная связь.

11.Домашнее задание (дифференцированное): (1мин.)

Задача: закрепление полученных знаний.

1) написать синквейн об имени существительном (приложение 2),

2) Выполнить упражнение 467 на странице 190 (записать лексическое значение слов, используя толковый словарь, обозначить падеж, подчеркнуть грамматическую основу предложений). (слайд18)

Технологическая карта урока русского языка

в 5 классе по теме «Имя существительное»

(По учебнику Т.А. Ладыженской)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД: личностных, познавательных регулятивных, коммуникативных

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Задача: создание атмосферы доброжелательности и творческой активности на уроке


Включение в деловой ритм.

Чтение весёлого четверостишия

Готовятся к работе.


Самоопределение (Л)


.

  1. Целеполагание

Мотивационный

Цель: создание проблемной ситуации, побуждающей к предстоящей деятельности, постановка цели и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками







3.Создание проблемной ситуации и фиксация затруднений в деятельности














4.Актуализация знаний

1)Самостоятельная работа по упражнению №465, стр. 189 (индивидуально, под одной цифрой)

Задача: определить, что мы понимаем под словом предмет.

Возвращение к высказыванию Паустовского



2). Самостоятельная работа творческого характера (в парах) (слайд 7)

Задача: определить, что мы понимаем под словом предмет.



Даёт задание: поразмышлять над высказыванием К. Паустовского







Даёт лингвистическую задачу «Третий лишний»







Ставит проблемный вопрос (что понимаем под словом предмет?)

Читает стихотворение А. Шибаева

Просит сопоставить своё мнение с мнением поэта














Организует самостоятельную работу учащихся







Просит опять возвратиться к высказыванию писателя, сопоставить свои предположения с полученными знаниями


Организует работу в парах: образовать существительные от глаголов и прилагательных

Организует самостоятельную работу в парах по карточкам





Размышляют над высказыванием, высказывают своё мнение






Находят «лишнее» слово.

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Определяют тему урока по лишнему слову и ставят задачи, которые необходимо решить на этом уроке



Размышляют над вопросом, слушают стихотворение, высказывают своё мнение

Отвечают на проблемный вопрос и сопоставляют своё мнение с мнением поэта, осознают, что не только эти значения обозначает предмет. Ставят задачу узнать: что ещё может обозначать предмет? Высказывают предположения







Работают индивидуально и самостоятельно по учебнику, делают выводы







Проводят сравнительный анализ





Учащиеся работают в парах, образуют существительные от глаголов и прилагательных.

Работают по карточке в паре: обсуждают, делают вывод







Понимание смысла (П)

Изложение своих мыслей (К)







Логические действия (П)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

Выделение учебной задачи (Р)


Сопоставление своего мнения с мнением товарища и мнением поэта (Р)

Участие в учебном диалоге (К)

Аргументирование своей точки зрения (К)

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Поиск и выделение необходимой информации (П)


участие в учебном диалоге (К)

Аргументирование своей точки зрения (К)




Самостоятельность (Р)

Контроль и коррекция (Р)

Подведение под понятие (П)

Самоопределение (Л)

Анализ (П)

Самостоятельность (Р)

Контроль и коррекция (Р)

Подведение под понятие (П)


Понимание своих ошибок (Р)

Анализ (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

Общеучебные (П)

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Работа в паре (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П)


5.Реализация выхода из затруднения

Проблемный вопрос: как отличить существительное от других частей речи? (слайд 8)






6. обобщение и систематизация знаний

1)Приём «Корзина идей»

Задача: актуализация знаний по теме урока



2).Самостоятельная работа по материалам учебника(§89) и оглавлениям в конце учебника по теме «Существительное» и заполнение таблицы («Бортового журнала») (слайд 12)

Задача: актуализация знаний учащихся






Физкультминутка



Ставит проблемный вопрос,

Записывает отличительные признаки существительных









Использует приём технологии РКМЧП

Записывает все ответы на доске






Использует приём технологии РКМЧП

Организует самостоятельную работу в парах по таблице










Вспоминают признаки отличия существительного от других частей речи и записывают их








Вспоминают всё, что знают по теме урока, отвечают на вопросы, записанные на слайде, обсуждают в паре, дают ответ





Читают материал в учебнике и заполняют 1 часть таблицы.

Читают оглавление по теме и ставят задачи, которые будут решать на следующих уроках

Постановка и решение проблем (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Развивают навык сотрудничества (К)

Инициативность (Р)

Искать способ действия (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)



Сопоставление своего мнения с мнением товарища и мнением поэта (Р)

Участие в учебном диалоге (К)

Аргументирование своей точки зрения (К)

Самостоятельность (Р)

Контроль и коррекция (Р)

Подведение под понятие (П)

Самоопределение (Л)

Сопоставление своего мнения с мнением товарища и мнением поэта (Р)

Участие в учебном диалоге (К)

Аргументирование своей точки зрения (К)

Самостоятельность (Р)

Планирование действий (К) Работа с информацией (П)




7. Применение знаний и умений с использованием алгоритма действий


Цель: умение определять часть речи по алгоритму, определять склонение существительного, писать безударные личные окончания существительных

8.Этап самостоятельной работы с применением знаний в новой ситуации

Цель: умение составлять текст по ключевым словам, определять род, число, падеж существительных.




Даёт задание для самостоятельной работы каждой паре


.









Находят имена существительные по алгоритм в предложении, определяют их склонение, дописывают окончания










Выполнение действий по алгоритму (П)

Сопоставление своего мнения с мнением товарища (Р)


Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)





1)Создание морфологический портрет имени существительного

2) Создание синтаксического портрет имени существительного

Задача: включение в систему знаний и повторение

9. Самостоятельная работа, коррекция

Мини-тест (слайд16)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Задача: выявление, на каком уровне усвоен материал

10. Итог урока



Оценка деятельности учащихся


11. Домашнее задание

Даёт задание создать по ключевым словам текст на тему «Февраль» и определить морфологические признаки существительных (первой паре)

Даёт задание второй паре: подчеркнуть существительные как член предложения, сделать вывод








Даёт задание для самостоятельной работы








Устанавливает, все ли задачи решены.


Проводит цветовой тест, устанавливает обратную связь

Даёт домашнее задание

Придумывают текст по ключевым словам, создают морфологический портрет имени существительного

Работают в тетрадях и выполняют творческое задание.

Создание синтаксического портрет имени существительного

Смотрят презентацию, подготовленную учащейся класса, высказывают своё мнение, оценивая работу товарища


Решают тест


Проверяют, делают вывод.








Отвечают на вопрос учителя



Выбирают цветовую полоску, оценивают своё настроение

Записывают задание в тетрадь

Контроль (Р)

Классификация (П)
Самостоятельность (Р)




Контроль (Р)

Классификация (П)
Самостоятельность (Р)

Оценка результатов деятельности (П)





Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)



Коррекция Р)





Оценка результатов деятельности (П)



Самоопределение (Л)

Коррекция Р)




Приложение 2

Синквейн

Существительное

собственное, нарицательное

называет, обозначает, отвечает

самая распространённая часть речи

Освою! Киселёва В.


«Корзина идей»




Бортовой журнал



ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ















Мини-тест

Прочитай словосочетания, выбери правильный ответ:

1. Какое словосочетание содержит существительное женского рода:

1) жить в роскоши

2) Едим картофель

3)повидло из яблок

2. В каком словосочетании есть существительное в винительном падеже?

1) шёл по тропинке

2) пас овец

3)Писал в тетради

3.В каком предложении существительное стоит в творительном падеже?

1) Трудолюбивые пчёлы порхали с цветка на цветок.

2)Ученик легко справился с этой задачей.

3) Старинное здание запечатлено на фотографии.


Карточка 1

Образуйте от глаголов существительные:

Косить –

Просить –

Петь –


Карточка 2

Образуйте от прилагательных существительные:

Жёлтый –

Высокий –

Смелый –


Карточка 3

Спиши, дописывая окончания. Укажи склонение имен существительных.
1)Капли дождя барабанили по крыш… 2) Мальчик подошел к окн…



Карточка 4

Спиши, дописывая окончания. Укажи склонение имен существительных.
1) По деревн… проехала машина. 2) К кроват.. ребенка подошла мать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!