СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя существительное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока - открытие нового знания.

Форма урока – путешествие

учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. 3) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;

развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческий подход; 4) развивать умение работать в  группе;

воспитательные: 1) воспитывать любовь к своему краю, к русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное как часть речи»

Конспект урока русского языка для 5 «В» класса

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Урок – исследование по русскому языку


Тип урока - открытие нового знания.

Форма урока – путешествие

учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. 3) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;

развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческий подход; 4) развивать умение работать в  группе;

воспитательные: 1) воспитывать любовь к своему краю, к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.


  1. Словарный диктант. (на закрытой доске)


Музыкальный клавишный инструмент

пианино

Намеченный путь

маршрут

Плетеное изделие, вместилище для фруктов, ягод, грибов

корзина

Выступающая из стены здания площадка с перилами

балкон

Узкая полоска кожи

ремень

Шкаф для одежды или помещение в общественном здании для хранения верхней одежды

гардероб

Аппарат для передачи информации на расстоянии

телефон

График, содержащий сведения о месте и времени проведения чего-либо

расписание

Устройство с экраном для приема телепередач

телевизор

Время перед восходом солнца

рассвет

Человек, умеющий читать и писать

грамотный


  1. Проверка домашнего задания.


Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по стране Морфологии.

- Давайте вспомним, что такое морфология.

- Какие части речи вы знаете?

- Мы побываем в области самой представительной части речи.

- Как вы считаете, почему самой представительной? (Дети высказывают свои мнения).

Потому что каждое второе слово в нашей речи – слово данной части речи. Это наиболее самостоятельная часть речи.

- А что значит самостоятельная часть речи? (Учащиеся называют признаки самостоятельных частей речи, изученные на предыдущем уроке).


4.Изучение нового материала.


-     Ребята, я приглашаю вас на урок-путешествие. Этот урок особенный: я предлагаю вам роль юных исследователей. Посмотрите и послушайте запись, скажите, знаете ли вы это произведение, о каком герое идет речь? (1 мин)

За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.


- Конечно, это сказка замечательного сибирского писателя П.П.Ершова. Много сказочных героев в его произведении. Мы надолго запоминаем величественный образа «рыбы-кит». Почему же П.П.Ершов обратился к этому фантастическому образу? Можно предположить, что на это повлияли древние легенды, по которым земля наша держалась на трех китах. Другими словами, они были главной опорой существования мира.  Так и в русском языке все части речи, по мнению филолога В.Бабайцевой, держатся на трех китах. Представим это в виде такого рисунка: общее грамматическое значение  морфологические признаки   синтаксические признаки.

Объектом нашего наблюдения станет часть речи имя существительное (3 слайд). Материалом для исследования  нам будут служить   фрагменты произведения П.П.Ершова «Конек-горбунок». Прочитайте слова на слайде

Время катит чередом,

Час за часом, день за днем.

- Я считаю, что выделенные слова -  имена существительные. Кто со мной согласен? Почему? Докажите свою точку зрения. Испытываем затруднение в последовательности доказательства, с чего нужно начинать и как заканчивать свое рассуждение. Давайте сформулируем цели нашего урока. (Цели урока: знать общее грамматическое значение имени существительного, его морфологические и синтаксические признаки, формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному )   Итогом нашей работы на уроке будет составление  алгоритма в виде закладки «Это я – имя существительное», она поможет нам  в умении доказывать принадлежность слов к имени существительному, а также вы можете ей пользоваться и при изучении других частей речи.

 - Для решения этой проблемы вам предлагается  Поисковый лист с направлением исследования: «Три кита имени существительного».    Исследуем это направление.

- На выполнение заданий вам отводится 5 минут.


ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 1

Направление исследования «Три кита имени существительного»

Выполните задания последовательно.

1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

                            Тут сказал конек Ивану:

                            «Ты увидишь здесь поляну:

                             На поляне той гора

                             Вся из чистогосребра;

                             Вот сюда – то  до зарницы

                             Прилетают Жары – птицы

                             Из ручья воды испить;

                             Тут и будем их ловить»…

                             Что за поле! Зелень тут

                              Словно камень – изумруд;

                              Ветерок над нею веет,

                              Так вот искорки и сеет;

                               А по зелени цветы

                               Несказанной красоты…

                               И того ерша – гуляку,

                               Крикуна и забияку

                               Где бы ни было нашли

                               К государю привели.


2. Распределите (письменно) выделенные существительные по значению, по образцу продолжите ряд:

Живые существа: девочка, кошка…

Явление природы: : гроза, снег…

Признак как предмет: синева, белизна…

Действие как предмет: бег, прыжок…

Абстрактные понятия: счастье, радость…

Конкретные понятия: дверь, окно…

  1. Ответьте на вопрос: Что мы понимаем под словом  «предмет»,  какие названия предметам даёт имя существительное? 

(Живые существа: девочка, кошка…Иван, конек, птицы

Явление природы: : гроза, снег…ветерок, заря, солнце, зарница

Признак как предмет: синева, белизна…зелень

Действие как предмет: бег, прыжок…гуляка, крикун

Абстрактные понятия: счастье, радость…красота

Конкретные понятия: дверь, окно…вода, гора, поляна

 

( Общее грамматическое значение существительного – это значение предмета. Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? Что это?)


ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 2

Направление исследования «Три кита имени существительного»

Выполните задания последовательно.

1. Прочитайте выразительно отрывки из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок». 

Волны моря заклубились,

Корабли из глаз сокрылись.

Чудо-юдо рыба-кит

Громким голосом кричит,

Рот широкий отворяя,

Плесом волны разбивая:

"Чем вам, други, услужить?

Чем за службу наградить?

Надо ль раковин цветистых?

Надо ль рыбок золотистых?

Надо ль крупных жемчугов?

Все достать для вас готов!" –

"Нет, кит-рыба, нам в награду

Ничего того не надо, --

Говорит ему Иван, --

Лучше перстень нам достань -- 

2. Выпишите выделенные существительные. Определите род, число, склонение, падеж этих существительных.

3. Сделайте вывод: Что входит в морфологические признаки существительных.

Волны - мн.ч, И.п., 1 скл.

Моря – ср.р., ед.ч., Р.п., 2 скл.

Службу – ж.р., ед.ч., В.п., 1 скл.

Награду – ж.р., ед.ч., В.п.1 скл.

Перстень – м.р., ед.ч., В.п. 2 скл.


Вывод: Морфологические признаки существительных- род, число, падеж, склонение.


ПОИСКОВЫЙ ЛИСТ № 3

Направление исследования «Три кита имени существительного»

Выполните задания последовательно.

1. Прочитайте выразительно отрывок из сказки П.П.Ершова «Конек-горбунок».

Вот полночною порой

Свет разлился над горой,-

Будто полдни наступают:

Жары-птицы налетают,

Стали бегать и кричать

И пшено с вином клевать.

Наш Иван, от них закрытый,

Смотрит птиц из-под корыта

И толкует сам с собой,

Разводя вот так рукой:

Кабы всех переимать, -

То-то было бы поживы!

Неча молвить, страх красивы!

Ножки красные у всех;

А хвосты – сущий смех!

2. Запишите выделенные предложения. Подчеркните в них все существительные как члены предложения.

3. Сделайте вывод: Каким членом предложения может быть имя существительное?


Вывод: В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями, могут обстоятельствами и сказуемыми.  


- Давайте подтвердим наши сведения учебником. (чтение правила)


- Молодцы! А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру «Рассади пассажиров».


 



-   Мы вспомнили, углубили и систематизировали у имени существительного: Общее грамматическое  значение слова. Морфологические признаки. Роль в предложении. Для чего? (По эти признакам мы можем узнать и доказать принадлежность слова к имени существительному и отличать его от других частей речи.)   


5. Работа с текстом.

Л.Петрушевская “ПуськиБятые”

Сяпала Калуша по напушке и увазилабутявку. И волит:

- Калушата, калушаточка! Бутявка!

Калушатаприсяпали и бутявкустряшкали. И подудонились. А Калуша волит:

- Ой-ой! Бутявка-то некузявая!

Калушатабутявкувычучели. Бутявкавздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит:

- Бутявок не трямкают, бутявкидюбые и зюгиотзюмонекузявые. От бутявокдудонятся. А бутявкиволит за напушкой:

- Калушатаподудонились!

Калушатаподудонились! Зюмонекузявые! ПуськиБятые!


Возможные задания

1.О чем этот текст? Что необычного вы заметили в тексте?

Можно ли определить, к какой части речи относится каждое из слов сказки? Объясните.

  1. Найдите существительные и обозначьте, какими членами предложения они являются.

  2. Определите падеж существительных с предлогами.

  3. Разберите по составу следующие слова:

Калуша, калушата, калушаточки.

  1. Подчеркните волнистой чертой прилагательные.

(Подчеркните двойной чертой глаголы)

  1. Сделайте морфологический разбор глаголов:

дудонятся - 
увазила –

  1. Выпишите из текста наречия. Объясните.


6.  Творческое задание:

Расшифровать телеграмму, составив из морфем слова. Вы – …

приставка как в слове прехорошенькая,

корень как в слове красавица,

суффикс как в слове вольный,

окончание как в слове счастливые;

корень как в слове ученый,

суффикс как последний

суффикс в слове певуче,

суффикс как в слове водник,

окончание как в слове рыбаки.

корень как в слове поверье,

суффикс как в слове проходная,

окончание как в слове любимые,

корень как в слове подружка (ж/з),

окончание как в слове семья.

(ВЫ ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕНИКИ И ВЕРНЫЕ ДРУЗЬЯ)


7. Рефлексия

- Что из того, о чем мы сегодня говорили, вам уже было знакомо?

- Что оказалось новым?

- С чем вы не согласны, что вызвало сомнение?

- Как вы можете доказать свою точку зрения?


8. Домашнее задание: сочинить лингвистическую сказку «Жили-были  имена существительные».


9. Итог урока. Оценки.



Аспектный анализ урока


Аспект: рациональное использование персонального компьютера с мультимедийным проектором для оптимизации распределения времени урока, повышения наглядности материала и активизации мышления и внимания учащихся

Цель анализа: проследить как формируются информационные компетентности учащихся на уроке

Ф.И.О. учителя:

Класс: 5

Дата посещения: 15.10.2019 г.


Тема: Имя существительное как часть речи.

Задачи урока:

учебно-познавательные: 1) дать понятие об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения); 2) формировать умение доказывать принадлежность слова к имени существительному; умение находить существительные в текстах и определять их морфологические признаки. 3) дать понятие о синтаксической функции имен существительных в предложении;

развивающие: 1) развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; 2) развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию; 3) развивать творческий подход; 4) развивать умение работать в  группе;

воспитательные: 1) воспитывать любовь к своему краю, к русскому языку.

Тип урока –открытие нового знания

Структура урока оптимальна для достижения цели решения задач урока. В течение урока учитель использует различные методы его проведения.

На организационном этапе был создан благоприятный эмоционально- психологический климат. Он способствовал настрою на партнерство, благоприятствовал созданию ситуации успеха. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением.

Акцент на уроке был сделан на формирование понятия имя существительное как часть речи, потому что следующие уроки раздела опираются на данные понятия.

Контроль усвоения знаний осуществлялся на протяжении всего урока, при проведении практической работы и при подведении итогов урока: многократное повторение, выводы, чтение определения. На уроке были использованы такие средства обучения как компьютеры, проектор, презентация, раздаточный материал.

Работоспособность учащихся на протяжении урока обеспечивалась за счет реализации личностно - ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий и сменой деятельности. По-моему, время на уроке использовалось рационально, чтобы предупредить перегрузку учащихся, на уроке была проведена физминутка для глаз, домашнее задание достаточно подробно разобрано на уроке.

Выводы: выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Со стороны педагога были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения в системе «учитель – ученик».







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!