СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное. Обобщающий урок

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное. Обобщающий урок»

Тема: Обобщающий урок по теме:

«Имя прилагательное» (с презентацией)

5 класс

Материал рассчитан на два урока обобщения знаний по теме и урок контроля знаний по теме (Тест – Приложение 1).

Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».

  2. Развитие речи, внимания, памяти.


Задачи: повторить в течение урока материал по темам:

  • Роль прилагательного в тексте;

  • Морфологические признаки прилагательного;

  • Синтаксическая функция прилагательного;

  • Согласование прилагательных с существительными;

  • О – Ё в окончаниях прилагательных после шипящих и Ц;

  • Грамматические особенности кратких прилагательных;

  • Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями


Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1.

Прилагательное как часть речи



Сл. 3,4









Сл.5

Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?


  1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.

  2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Задание:

Дайте определение имени прилагательного как части речи


1) Арбуз: алый, сахарный, зеленый, бархатный.

2) Морковь: красная, зеленая. Это имена прилагательные






Имя прилагательное -

- самостоятельная часть речи

- обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... )

- отвечает на вопросы Какой? Каков? Чей?


2.

Роль прилагательного в тексте


Сл. 6,7

Отгадайте, о какой птице идет речь.

Какие прилагательные помогают понять это?


… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы.

Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.)

Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают:

  1. цвет;

  2. отношение автора к предмету описания.


Величавой (осанке), водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), с черным (носом), черными (лапами), с длинною, гибкою, красивою (шеей), прекрасен.







Величавый, прекрасен водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами),

Сл.8

Задание: Запишите предложения, вставив прилагательные к выделенным существительным.


Было _____, _____ утро… Помню ____, ____ сад, помню _____ аллеи, тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.



Сл.9

Вопрос:

Какова роль имени прилагательного в речи?


Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.

3.

Согласование имени прилагательного с существительным


Сл.10

Задание:

Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных?

Докажите примерами и запишите их.


Образец: -ая, -яя – ж. род, ед. ч., им. п.большая (книга), синяя (тетрадь).


-ое, -ее – … -ого, -его – …

-ые, -ие – … -им, -ым – …

-ый, -ий – … -ую, -юю – …




Задания на карточках:

Вариант 1. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными. Определите их падеж.

Маленьк.. остров в лесу. Пахнет дымом, прошлогодн.. листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн.. пятака превращается в золот.. монету. Вдоль тропинки к темн.. одинок.. дому загораются желт.. огоньки. Это ива при лунн.. свете зажгла фонари крупн.. пушист.. цветов. (В. Песков.)


Вариант 2. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными. Определите их падеж.

Солнце только поднялось из-за верхушек огромн… соснов… бора и осветило просторн.. болото. Оно поросло част… березняком. Вся земля покрыта мягк… зелен… мхом, а на бугорке цел… заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну спел… чернику за другой. (По Г Скребицкому.)



4.

Синтаксическая роль имени прилагательного


Сл.11

Задание:

Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.


У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная.


Перышки белые.

Голова, крылья, хвост черные.

Хвост красив.

Он длинный, прямой.

Перья зеленоватые.

Сорока- птица.


(выступает в роли сказуемого, а также определения – в последнем предложении)

5.

Грамматические особенности кратких прилагательных


Сл.12

Вопрос:

Чем отличаются краткие прилагательные от полных?


Задание: Образуйте от полных прилагательных краткие формы мужского и женского рода. Запишите их, расставляя ударение. Подчеркните беглую е в краткой форме мужского рода.


Образец. Бедный – беден, бедна.


Бледный, близкий, вкусный, властный, вредный, холодный, добрый, грозный, страшный, интересный.



Различаются окончанием



Изменяются по родам и числам, не склоняются.

6.

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.


Сл.13

Задание: Расскажите о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящую.

Задание: Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму.

Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, колючий, пахучий.


Мягкий знак не пишется

7.

Правописание букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.


Сл.14

Задание: Расскажите о правописании букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.


Задание: Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму.

На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме.


Под ударением – О

Без ударения - Е

8.

Подведение итогов урока. Выставление оценок

В течение урока ученики получали за ответы жетоны-смайлики красного и голубого цвета.

9.

Развитие речи



Сл.15

Задание: Написать сочинение – миниатюру «Зимний лес»


Фото на слайде

10.

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное»








































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!