Материал рассчитан на два урока обобщения знаний по теме и урок контроля знаний по теме (Тест – Приложение 1).
№ | Этапы урока | Примечания |
1. | Прилагательное как часть речи | |
Сл. 3,4 Сл.5 | Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет? Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице. Задание: Дайте определение имени прилагательного как части речи | 1) Арбуз: алый, сахарный, зеленый, бархатный. 2) Морковь: красная, зеленая. Это имена прилагательные Имя прилагательное - - самостоятельная часть речи - обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... ) - отвечает на вопросы Какой? Каков? Чей? |
2. | Роль прилагательного в тексте | |
Сл. 6,7 | Отгадайте, о какой птице идет речь. Какие прилагательные помогают понять это? … по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы. Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.) Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают: цвет; отношение автора к предмету описания. | Величавой (осанке), водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), с черным (носом), черными (лапами), с длинною, гибкою, красивою (шеей), прекрасен. Величавый, прекрасен водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), |
Сл.8 | Задание: Запишите предложения, вставив прилагательные к выделенным существительным. Было _____, _____ утро… Помню ____, ____ сад, помню _____ аллеи, тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег. | |
Сл.9 | Вопрос: Какова роль имени прилагательного в речи? | Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету. |
3. | Согласование имени прилагательного с существительным | |
Сл.10 | Задание: Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных? Докажите примерами и запишите их. Образец: -ая, -яя – ж. род, ед. ч., им. п. – большая (книга), синяя (тетрадь). -ое, -ее – … -ого, -его – … -ые, -ие – … -им, -ым – … -ый, -ий – … -ую, -юю – … | |
| Задания на карточках: Вариант 1. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными. Определите их падеж. Маленьк.. остров в лесу. Пахнет дымом, прошлогодн.. листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн.. пятака превращается в золот.. монету. Вдоль тропинки к темн.. одинок.. дому загораются желт.. огоньки. Это ива при лунн.. свете зажгла фонари крупн.. пушист.. цветов. (В. Песков.) Вариант 2. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными. Определите их падеж. Солнце только поднялось из-за верхушек огромн… соснов… бора и осветило просторн.. болото. Оно поросло част… березняком. Вся земля покрыта мягк… зелен… мхом, а на бугорке цел… заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну спел… чернику за другой. (По Г Скребицкому.) | |
4. | Синтаксическая роль имени прилагательного | |
Сл.11 | Задание: Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных. У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная. | Перышки белые. Голова, крылья, хвост черные. Хвост красив. Он длинный, прямой. Перья зеленоватые. Сорока- птица. (выступает в роли сказуемого, а также определения – в последнем предложении) |
5. | Грамматические особенности кратких прилагательных | |
Сл.12 | Вопрос: Чем отличаются краткие прилагательные от полных? Задание: Образуйте от полных прилагательных краткие формы мужского и женского рода. Запишите их, расставляя ударение. Подчеркните беглую е в краткой форме мужского рода. Образец. Бедный – беден, бедна. Бледный, близкий, вкусный, властный, вредный, холодный, добрый, грозный, страшный, интересный. | Различаются окончанием Изменяются по родам и числам, не склоняются. |
6. | Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. | |
Сл.13 | Задание: Расскажите о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящую. Задание: Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму. Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, колючий, пахучий. | Мягкий знак не пишется |
7. | Правописание букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных. | |
Сл.14 | Задание: Расскажите о правописании букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных. Задание: Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму. На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме. | Под ударением – О Без ударения - Е |
8. | Подведение итогов урока. Выставление оценок | В течение урока ученики получали за ответы жетоны-смайлики красного и голубого цвета. |
9. | Развитие речи | |
Сл.15 | Задание: Написать сочинение – миниатюру «Зимний лес» | Фото на слайде |
10. | Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» | |