Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Цель: создание условий для формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать, что такое имя прилагательное;
Уметь определять его в тексте;
Уметь составлять предложения описательного характера с использованием сравнения.
Личностные:
проявлять готовность и способность к саморазвитию;
развитие внимания, воображения;
воспитание любви и уважения к родному языку.
Ход урока.
1. Организационный момент. Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Всем желаю хорошей продуктивной работы. Ладонью заслонясь от света, Сидит мальчишка. Тишина. И вдруг волшебное: - Ракета. Достигла станции Луна. И оторвавшись от тетрадок, Сказал с достоинством: -Порядок. Как будто так и быть должно. Должно быть так, А не иначе. И удивительного нет, Что это нами, Нами начат Штурм неразгаданных планет. - Ребята, скажите, какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля? (день космонавтики) (Музыка) слайд 2 - 60 лет назад, 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полёт первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин. - мы сегодня представим себя в роли космических путешественников. | 13.00 3 мин |
2. Актуализация знания - Чтобы наш полет прошел хорошо нам необходимо быть внимательными! СЕЛИ РОВНО! Взяли космические ручки. Откройте БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ, запишите ДАТУ ПОЛЕТА, ВИД работы. Посмотрите на доску. Слайд 3 | 13.03 2 мин |
К_смический, пол_тел, б_льшой, зв_зда, З_мля, ск_зал - На какие три группы можно разделить слова? (существительное, прилагательное, глагол) - запишите 1 группу слов вставляя пропущенные буквы (1 ряд – существительные, 2ряд- прилагательные, 3 ряд- глаголы) Поставьте себе оценку. | 13.05 5 мин |
Самоопределение к деятельности - Какую тему вы изучаете на уроке русского языка? (имена прилагательные) - Что вы уже знаете об именах прилагательных? - тема урока: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Слайд 4 - как вы думаете, что нового мы узнаем сегодня на уроке? (Какое значение имеют прилагательные в речи? Как прилагательные помогают сравнивать предметы?) записать на доске | 13.10 5 мин |
Работа по теме урока - прочитайте загадку. Слайд 5 черный На корабле воздушном, Космическом, послушном, Мы, обгоняя ветер, Несемся на (…ракете) - Какие слова помогли вам разгадать загадку? - К какой части речи относятся эти слова? (имена прилагательные) - Прочитайте загадку без имен прилагательных. Какую роль выполняют они в тексте? (Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной) - Спишите загадку, подчеркните имена прилагательные волнистой линией. | 13.15 5 мин |
Физминутка Я попрошу всех встать и выйти из-за парт. Хлопаем в ладоши. День весенний, день апрельский, Много лет тому назад, Мчалась быстрая ракета Завораживая взгляд. | 13.20 3 мин |
На пути нам встречаются разные космические объекты. Слайд 6 Вот нам встретился астероид (небольшое небесное тело солнечной системы, двигаются по своей орбите вокруг солнца) Астероид маленький, а планета… Солнце освещает и греет нашу планету. Кто знает, какая температура на Солнце? (приблизительно 5500 градусов Цельсия). Температура открытого космоса (-273 градусов Цельсия) Солнце горячее, а космос… В солнечной системе много планет. Какие планеты ближе всего к Земле? (Венера и Марс) Земля голубая, а Марс … - Выпишите из каждого предложения противоположные по смыслу имена прилагательные. Проверка Как вы думаете, с какой целью они употреблены в этих предложениях? | 13.23 5 мин |
слайд 7 (При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают предметы с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу.) | 13.28 3 мин |
Закрепление изученного материала слайд 8 Перед вами карточки. У ребят, сидящих за первым вариантом, в конверте вопросы, а у ребят за 2 вариантом, в конверте слова сравнения. Ваша задача подобрать вопрос и слово сравнение. Например: (Какая?) Быстрая, как ракета. … Горячее, как Солнце … Голубая, как Земля … Красный, как Марс Слайд 9 ЧЕРНЫЙ | 13.31 3 мин |
- наш полет подходит к концу, и чтобы нам вернуться домой необходимо дать верную команду нашему кораблю. Перед вами слова, составите из них предложение. (Родная сторона – мать, а чужая - мачеха.) работа у доски | 13.33 3 мин |
Итог урока слайд 10 - Ребята, мы вернулись с вами домой. Скажите, нашли мы ответ на наши вопросы? Какое значение имеют прилагательные в речи? (помогают описать предмет). Как прилагательные помогают сравнивать предметы? (Описывают предмет по цвету, величине, вкусу). Рефлексия слайд 11 Наше путешествие подошло к концу. У вас на парте лежит смайлик, но у него нет эмоций. Дорисуйте ваш смайлик. Отметки за урок | 13.36 |
КАКОЕ? | ГОРЯЧЕЕ | КАКАЯ? |
ГОЛУБАЯ | КАКОЙ? | КРАСНЫЙ |
КАКОЙ? | ХОЛОДНЫЙ | КАКОЕ? |
ЛЕГКОЕ | БЫСТРАЯ | КАКАЯ? |
| | |
КАК РАКЕТА | КАК РАКЕТА | КАК РАКЕТА |
КАК СОЛНЦЕ | КАК СОЛНЦЕ | КАК СОЛНЦЕ |
КАК ЗЕМЛЯ | КАК ЗЕМЛЯ | КАК ЗЕМЛЯ |
КАК МАРС | КАК МАРС | КАК МАРС |
КАК КОСМОС | КАК КОСМОС | КАК КОСМОС |
КАК ОБЛАКО | КАК ОБЛАКО | КАК ОБЛАКО |
Родная сторона – мать, а чужая - мачеха.
Данный урок русского языка из раздела Части речи
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Образовательная Цель урока: создание условий для формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.
Воспитательная Цель урока: воспитывать активность, усидчивость, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
Развивающая Цель урока: развивать умения формулировать учебную задачу урока и отвечать на поставленные вопросы;
- развивать познавательную активность учащихся
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:.
Предметные:
Знать: Что такое имя прилагательное как часть речи, его значение и употребление в речи; связь имени прилагательного с именем существительным; сравнение как одно из выразительных качеств.
Регулятивные УУД: уметь выявлять проблему; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать предложение и оценку учителя, товарищей.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям, обобщать.
Коммуникативные: допускать возможность различных точек зрения; формировать собственное мнение, задавать вопросы
Урок метапредметный, на всех этапах прослеживается связь с окружающим миром с элементами проблемногообучения.
Тип урока закрепление.
Он включал в себя 6 этапов
Организационный момент.
Актуализация знаний
Самоопределение к деятельности
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Включение в систему знаний.
Рефлексия деятельности
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС (здоровьезберегающие технологии) и использовала их на этапе актуализации знаний, самостоятельной работы.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
В ходе урока была организована индивидуальная, фронтальная работа, и работа обучающихся в парах.
Темп урока быстрый/динамичный.
Распределение времени было рациональное/нерациональное.
Мне удалось уложиться по времени.
Мне было легко вести урок. Учащиеся включались в работу активно
Меня порадовали … , удивили … , огорчили …
Результаты урока совпадают с целью урока.
В целом урок можно считать успешным.