СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имена существительные общего рода" (6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Имена существительные общего рода" (6 класс)»

Имена существительные общего рода 6 класс

Тип урока: «открытие» нового знания.

Задачи:

- углубить знания об имени существительном;

- узнать об именах существительных общего рода;

- сформировать умение находить в тексте имена существительные общего рода.


Планируемые результаты:

Личностные: уметь открывать новые знания, совершенствовать имеющиеся; выработать положительное отношение к познавательной деятельности.

Метапредметные: улучшить навыки целеполагания и самоконтроля, навыки сотрудничества с одноклассниками, умение анализировать полученную новую информацию, владеть приёмами систематизации материала.

Предметные: умение находить имена существительные общего рода среди других существительных в тексте, согласовывать с другими частями речи: глаголами, местоимениями, прилагательными. 

Оборудование: учебник, тетрадь для правил, рабочая тетрадь, опорный конспект, карточки.


1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем уроки русского языка. 

- Какое у вас, ребята, настроение? Поднимите левую руку – некомфортно и неуютно, правую – если вам не очень комфортно, но вы готовы работать, встаньте – если у вас прекрасное настроение и вам хочется узнать на этом уроке много нового и интересного. 

- Записываем число, классная работа.

Оставляем пустую строчку.


2. Актуализация знаний.

1. Словарная работа (записываем в рабочую тетрадь).

– Перед началом работы на уроке, давайте отгадаем слово, послушайте: 

Не куст,

А с листочками,

Не рубашка,

А сшита,

Не человека,

А рассказывает (книга).


- Давайте определим грамматические признаки слова (ж.р., ед.ч., 1 скл., нариц., неодуш, И.п.) 


- Каждый урок мы с вами узнаем что-то новое. Сейчас мы работаем с темой имя существительное, но для начала давайте вспомним, что это такое? (Ученик дает определение).

А давайте вспомним, какие морфологические признаки есть у имени существительного? (ученики называют: одуш., собств или нариц., род, скл., падеж, число).

Сегодня мы откроем что-то новое об этой части речи. А в конце мы подведем итоги и узнаем, кто лучше всего усвоил новую тему.

 

Работаем сейчас со словарными словами.

- На доске вы видите слова. Прочитаем их вместе.

- Выпишите слова, в которых ошибки. Списать надо вам без ошибок.


Слова на доске: ПАЛИСАДНИК, АВТОМОБИЛЬ, ВАСТОК, КОНЬКИ, КОСМОНАВТ, СЧАСТЬЕ.

- Проверяем. (самопроверка, отмечаются ребята, у которых работа выполнена правильно).

- Ребята, что нового мы уже узнали об этой части речи? (разносклоняемые сущ., написание падежных окончаний разносклоняемых сущ. о несклоняемых существительных, научились определять род несклоняемых существительных)

- Проверим, как вы умеете применять знания.

2. Работаем с карточками: вставить пропущенные буквы, написать падеж, скл.

1.Шли весело от деревн… 

2. Ловят в проруб…

3. Идти по улицам…

4. Кошки на ладошк…

5 Налил кака…

6. Идти по лестницам…

7.Ехать на лошади…

- Взаимопроверка, ученики меняются тетрадями с соседомОцениваем по пятибалльной системе. На полях карточки напишите баллы. 

3) Повторяющий диктант.

Цель: повторить особую группу существительных, а название скажем после диктанта

- Я диктую значение слова, а вы записываете слово, которое узнали в тетрадь.

1 Вещь, предназначенная для ношения в холодное время года, обычно длинная и может быть слегка пушистой(пальто). 

2 Большой экран, на котором автоматически показываются какие-либо цифры, буквы (табло).  Длинная дорога для автомобилей, которая соединяет большие города (шоссе). Маленькая лошадка, которую любят дети и взрослые (пони). Напиток, который любят дети, он придает сил и поднимает настроение, его разбавляют водой или молоком (какао).

- Как называются существительные, которые вы выписали? (несклоняемые). 

- Проверяем сами. Оцениваем снова по 5 бальной системе. Пишем на полях.



3. Изучение нового материала. 


— Вот вам одно слово. Как называют человека, который усидеть на месте? (непоседа)

 - Какой род у слова? 

- Почему? А можно сказать о Паше, что он непоседа? А о Маше? Какого рода слово? Мужского или женского?

- Давите определим, какова цель нашего урока?

- Мы должны узнать с вами, что это за существительные, к какой группе они относятся. Чтобы это узнать ответы на наши вопросы, надо выполнить задание.

Попробуйте определить род следующих слов. (на доске вывешены распечатанные слова: молодец, почемучка, трудяга)

«Молодец»,- сказала мама Ангелине

 «Ты такой почемучка!»- воскликнула бабушка, глядя на внучку.

«Ну и трудяга же ты, Оксана»,- восхитился отец.

- Что помогло вам определить род? (Слова, стоящие рядом, контекст.)

  - Как вы думаете, можно ли употребить их говоря о мальчиках?

Попробуйте поставить в этих предложениях вместо женских имен – мужские.

- С какими существительными сегодня познакомились?

В чем особенность их? (Они могут употребляться по отношению к мальчику и девочке, то есть и в женском, и в мужском роде.)

- Как определить род существительных?  (по контексту, рядом стоящему слову) 

- Можно ли их род назвать общим? (да)

Вывод: итак, мы определили тему нашего урока «Существительные общего рода».  

Записываем её в пустую строчку.


Работа с учебником. Прочитайте материал на стр. 145 (один учащийся читает вслух).

Один из учеников делает краткий вывод, который все дети записывают тетрадку для правил. (опорный конспект).


Физкультминутка.

«Кто вы?» (Если Ваш ответ:«Да», то встаем, руки вверх, если – «Нет», то приседаем, руки вбок)

- Ты сладкоежка?

- Ты неряха?

- Ты злюка?

- Ты молодец?

- Ты соня?

- Ты трудяга?

- Ты милашка?

- Ты чистюля?

- Ты умница?


4. Закрепление изученного материала. 

- А сейчас мы с вами закрепим изученный материал

Задание: выпишите существительные общего рода, там, где можно определите род. Работаем коллективно. Выполним упражнение 277.


Работа со словарями.

-На доске два слова невежа и невежда, дети записывают в тетрадку краткое объяснение.

Невежа – невоспитанный, невежда – необразованный.

5. Итог урока. Вывод по уроку.

Вывод: Для чего нужны сущ. общего рода? Чтобы дать герою более точно характеристику. Какую оценку могут давать такие существительные? (Положительную или отрицательную).

- Назовите примеры положительных (молодец,сластена, умница, трудяга,)

-  А в разговоре мы произносим такие такие существительные? (Да. Плакса, вакса, гуталин, Жадина – говядина).

                          

6. Рефлексия.

- Подведём итог. Достигли ли мы поставленных целей?

Посчитайте количество баллов у соседа. Запишите в тетради на полях.Мы так узнаем, кто работал на уроке.

7. Домашнее задание. Параграф 49, упражнение 278.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!