| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Мотивационный этап | Включить детей в деятельность за счет мотивационного настроя. | Фронтальная 2 мин | Читает стихотворение, желает удачи в предстоящей работе. Я рада нашей новой встрече, Мне с вами интересно, друзья! Интересные ваши ответы С удовольствием слушаю я. Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать А чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Принимают учебную задачу. Включаются в работу. | Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение к деятельности | Положительный настрой на урок, при подборе положительных качеств |
2 | Актуализация знаний. Целеполагание, постановка проблемы. | Включить деятельность детей на выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность. | Фронтальная 5 мин | Запишем дату. На доске имена прилагательные: белый, сердечный, чёрный, жёлтый, сладкий, кислый, золотой, добрый. Какое задание можно выполнить с данными словами? Разделить на две группы: близкие по смыслу и противоположные по значению. Определите закономерность и запишите прилагательные по группам в два предложения. Какие варианты получились? Вызвать к доске (открываю на доске, оцените правильность и аккуратность). Лист обратной связи. Сверьте ответы с образцом на доске. - Как вы думаете, почему у некоторых детей прилагательные записаны в другом порядке? Почему? (Надо хорошо различать прилагательные близкие и противоположные по значению) - Давайте назовем тему нашего урока. - А тема нашего урока «Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению». Какую цель определим для себя на сегодняшний урок? Вставьте в предложение пропущенные слова. Расскажите о словах, которые вставили. Река __________, а ручей___________. Роза__________ , На фоне__________заката. - Прочитайте предложение. -Какие слова вставили? Что это за слова? | Принимают учебную задачу Выявляют закономерность Оценивают в листах обратной связи на начало урока по умениям Выясняют, что возникло затруднение. | Познавательные: структурирование знаний Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать и аргументировать свое мнение Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока с помощью учителя. Контроль полученного результата | Определяют этап урока Выполненное задание сверяют с эталоном на слайде Определяют тему урока Выявляют место затруднения |
3 | Построение проекта выхода из затруднения | В совместной деятельности составить план | Фронтальная 4 мин | - Как будем решать проблему, составим план. 1. Узнаем о названиях прилагательных близких и противоположных по значению. 2. Научимся различать прилагательные - синонимы от прилагательных – антонимов, используя словарь синонимов и антонимов. | Принимают учебную задачу. Формулируют пункты плана с помощью учителя | Познавательные: извлечение необходимой информации Регулятивные: планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | |
4 | Реализация проекта выхода из затруднения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы Снятие физического и психического напряжения | Работа в парах. 6 мин Физминутка 2 мин Работа в группах 6 мин | - Как называются прилагательные с противоположным значением? Антонимы. - Как называются прилагательные, имеющие близкое значение? Синонимы. - Куда можно обратиться для решения проблемы в различии близких и противоположных по значению прилагательных? Учебник стр. 90 -91, словарь синонимов стр. 140, антонимов стр.141. Вернемся к месту затруднения. -Теперь вы можете вставить пропущенные прилагательные в предложение? Можно попросить помощи у соседа Физминутка – для глаз и для частей тела. ВОПРОС. Вспомним, -На какие две группы делим прилагательные? Чтобы ответить на 2 пункт плана вы поработаете исследователями. Карточка с заменой прилагательных. Поставьте прогноз, справится группа с заданием: ! – справимся, ? – сомневаемся, - не справимся. | Определяют, что информацию можно найти в учебнике, в словаре, спросить у учителя. Контролируют и оценивают свою работу Заменяют пропуски на карточке Следят глазками за предметами. Проговаривают действия в движении. Повторяют правила работы в группе Выполняют прогноз результативности Замените прилагательные антонимами: легкая задача, весёлый клоун, старый дом, слабый голос. Замените прилагательные синонимами: дивный день (чудный), добрый человек (сердечный), красная роза (алая), синий шарф (васильковый). | Познавательные: умение применять и сохранять цель, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в рамках предложенных условий Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата. Прогнозируют результат учебных действий .Коммуникативные: умение слышать и вступать в диалог, формулирование и аргументирование своей речи | Правиль - ность выполнения задания сверяют с эталоном на слайде Правильность выполнения задания сверяют с эталоном на слайде |
5 | Закрепление нового знания | Применение знаний и умений в новой ситуации | Фронтальная 5 мин Индивидуальная 6 мин | - А зачем нам учиться различать слова прилагательные синонимы от слов прилагательных антонимов? Где это пригодится? Прилагательные близкие (синонимы) и противоположные по значению (антонимы) необходимы для того, чтобы наша речь была полной, яркой и эмоционально окрашенной. Выполните задание из учебника стр. 90, упр. 155, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные (антонимы или синонимы). Задание: Муравей маленький, а слон ….. Уголь чёрный, а снег……Из окна я увидела красивый дом и ……закат. | Высказывают предположения. Выполняют задание в рабочей тетради. | Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: контроль полученного результата Коммуникативные: готовность слушать собеседника | Правильность выполнения задания сверяют с эталоном на слайде |
7 | Рефлексия | Контроль процесса и результата учебной деятельности | Фронтальная 4 мин | Подведем итог нашего урока. СМОТРИМ на план. Ответили на вопросы плана? - Что такое слова прилагательные близкие и противоположные по значению? -Как они называются? -Какова их роль в речи? Какую цель ставили перед собой? - Оцените себя в листах обратной связи на конец урока (прописаны умения) Выяснили, теперь я понимаю, с кем нужно поработать на следующем уроке. | Учащиеся вспоминают тему и задачи урока. Отвечают на вопросы Оценивают свою деятельность на уроке. Выполняют движение | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументирование своего мнения | Идет формирование оценочного действия |