СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка  по теме "Имена прилагательные близкие и противоположные по значению" (2 класс)

Просмотр содержимого документа
«"Имена прилагательные близкие и противоположные по значению"»


Технологическая карта урока


ФИО учителя: Шипулина Наталья Владимировна

Класс: 2

УМК: Учебник « Русский язык». Автор В.П. Канакина Система Школа России.

Предмет: Русский язык

Тема: «Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению».

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме: 3 урок «Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению».

Цель: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи.



Планируемые результаты



Предметные знания, предметные действия


УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

-правильно различает синонимы и антонимы прилагательных в речи;

-классифицирует прилагательные по сходству и различию в их названии, по представлению их роли в речи.

– понимает и принимает учебную задачу, осуществляет решение учебной задачи под руководством учителя;

- планирует деятельность под руководством учителя;

-оценивает результаты работы

- находит и анализирует в текстах информацию заданную в явном виде

 -вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

-задает  вопросы;

-отвечает на  вопросы  других;

- осуществляет совместную деятельность в парах, группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


-проявляет интерес к изучаемому материалу;

- стремиться к  преодолению трудностей, осваивает новые виды деятельности,

- осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.








Ход урока


Название

этапа урока







Задача, которая должна быть

решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные,

регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихсяпо достижению планируемых результатов урока


Диагностика

достижения планируемых результатов урока

1

Мотивационный этап

Включить детей в деятельность за счет мотивационного настроя.

Фронтальная

2 мин

Читает стихотворение, желает удачи в предстоящей работе.

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!


Принимают учебную задачу. Включаются в работу.


Личностные:

психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение к деятельности

Положительный настрой на урок, при подборе положительных качеств

2

Актуализация знаний. Целеполагание, постановка проблемы.

Включить деятельность детей на выполнение заданий, активизирующих мыслительную деятельность.

Фронтальная

5 мин

Запишем дату.

На доске имена прилагательные: белый, сердечный, чёрный, жёлтый, сладкий, кислый, золотой, добрый.

Какое задание можно выполнить с данными словами? Разделить на две группы: близкие по смыслу и противоположные по значению. Определите закономерность и запишите прилагательные по группам в два предложения.

Какие варианты получились?

Вызвать к доске

(открываю на доске, оцените правильность и аккуратность).

Лист обратной связи.


Сверьте ответы с образцом на доске.

- Как вы думаете, почему у некоторых детей прилагательные записаны в другом порядке? Почему? (Надо хорошо различать прилагательные близкие и противоположные по значению)

- Давайте назовем тему нашего урока.

- А тема нашего урока «Имена прилагательные, близкие и противоположные по значению».

Какую цель определим для себя на сегодняшний урок?


Вставьте в предложение пропущенные слова. Расскажите о словах, которые вставили.


Река __________, а ручей___________.


Роза__________ ,

На фоне__________заката.

- Прочитайте предложение.

-Какие слова вставили? Что это за слова?


Принимают учебную задачу




Выявляют закономерность







Оценивают в листах обратной связи на начало урока по умениям










Выясняют, что возникло затруднение.

Познавательные:

структурирование знаний

Коммуникативные:

готовность признавать возможность существования различных точек зрения;

излагать и аргументировать свое мнение

Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока с помощью учителя.

Контроль полученного результата


Определяют этап урока



Выполненное задание сверяют с эталоном на слайде












Определяют тему урока



Выявляют место затруднения


3

Построение проекта выхода из затруднения

В совместной деятельности составить план

Фронтальная 4 мин


- Как будем решать проблему, составим план.

1. Узнаем о названиях прилагательных близких и противоположных по значению.

2. Научимся различать прилагательные - синонимы от прилагательных – антонимов, используя словарь синонимов и антонимов.


Принимают учебную задачу.


Формулируют пункты плана с помощью учителя

Познавательные:

извлечение необходимой информации

Регулятивные: планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества со сверстниками.


4


Реализация проекта выхода из затруднения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы


















Снятие физического и психического напряжения


















Работа в парах.

6 мин





Физминутка

2 мин




Работа в группах

6 мин

- Как называются прилагательные с противоположным значением?

Антонимы.

- Как называются прилагательные, имеющие близкое значение?

Синонимы.

- Куда можно обратиться для решения проблемы в различии близких и противоположных по значению прилагательных?

Учебник стр. 90 -91, словарь синонимов стр. 140, антонимов стр.141.


Вернемся к месту затруднения.

-Теперь вы можете вставить пропущенные прилагательные в предложение? Можно попросить помощи у соседа



Физминутка – для глаз и для частей тела.




ВОПРОС. Вспомним,

-На какие две группы делим прилагательные?


Чтобы ответить на 2 пункт плана вы поработаете исследователями.


Карточка с заменой прилагательных.

Поставьте прогноз, справится группа с заданием: ! – справимся, ? – сомневаемся, - не справимся.



Определяют, что информацию можно найти в учебнике, в словаре, спросить у учителя.











Контролируют и оценивают свою работу

Заменяют пропуски на карточке



Следят глазками за предметами. Проговаривают действия в движении.




Повторяют правила работы в группе



Выполняют прогноз результативности


Замените прилагательные антонимами: легкая задача, весёлый клоун, старый дом, слабый голос.

Замените прилагательные синонимами: дивный день (чудный), добрый человек (сердечный), красная роза (алая), синий шарф (васильковый).

Познавательные:

умение применять и сохранять цель, выбор наиболее эффективных способов выполнения задания в рамках предложенных условий

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.

Прогнозируют результат учебных действий

.Коммуникативные: умение слышать и вступать в диалог, формулирование и аргументирование своей речи


















Правиль -

ность выполнения задания сверяют с эталоном на слайде













Правильность выполнения задания сверяют с эталоном на слайде

5

Закрепление нового знания













Применение знаний и умений в новой ситуации

Фронтальная

5 мин










Индивидуальная

6 мин

- А зачем нам учиться различать слова прилагательные синонимы от слов прилагательных антонимов? Где это пригодится?

Прилагательные близкие (синонимы) и противоположные по значению (антонимы) необходимы для того, чтобы наша речь была полной, яркой и эмоционально окрашенной.




Выполните задание из учебника стр. 90, упр. 155, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные (антонимы или синонимы).

Задание: Муравей маленький, а слон ….. Уголь чёрный, а снег……Из окна я увидела красивый дом и ……закат.

Высказывают предположения.












Выполняют задание в рабочей тетради.

Познавательные: структурирование знаний Регулятивные: контроль полученного результата

Коммуникативные: готовность слушать собеседника















Правильность выполнения задания сверяют с эталоном на слайде

7

Рефлексия

Контроль процесса и результата учебной деятельности

Фронтальная

4 мин

Подведем итог нашего урока. СМОТРИМ на план. Ответили на вопросы плана?

- Что такое слова прилагательные близкие и противоположные по значению?

-Как они называются?

-Какова их роль в речи?

Какую цель ставили перед собой?


- Оцените себя в листах обратной связи на конец урока (прописаны умения)


Выяснили, теперь я понимаю, с кем нужно поработать на следующем уроке.

Учащиеся вспоминают тему и задачи урока.



Отвечают на вопросы





Оценивают свою деятельность на уроке.

Выполняют движение

Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме,

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументирование своего мнения

Идет формирование оценочного действия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!