Тема занятия. Близкие и противоположные имена прилагательные.
Цели занятия:
- Совершенствовать у учащихся практическое умение использовать в речи прилагательные антонимы и синонимы в соответствии с их значеним;
- Пополнить запас слов у учащихся на основе материала о прилагательных;
- Развивать способность сосредотачивать свое внимание на выполнении действий;
- Развивать самоконтроль за поведением и речью.
- Воспитывать творчество, активность и самостоятельность;
- Учить работать в коллективе;
- Воспитывать любознательность, аккуратность при письме, интерес к предмету, сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока;
- Воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи,
Оборудование: презентация к занятию, карточки.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Загадка.
«Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь!» (прилагательное)
Стихотворение «Имя прилагательное». (Слайд №1)
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая",
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные (прилагательные).
2. Повторение изученного об имени прилагательном. (Слайд №2)
- Что называется именем прилагательным.
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
3. Психогимнастика:
Ваша спина говорит: «Я не старая, а молодая» (выпрямили спинки)
Ваши плечи говорят: «Мы не согнулись, а разогнулись» (расправили плечи)
Ваше лицо говорит: «У меня не плохое настроение, а хорошее» (улыбнулись)
- Вот с этим хорошим настроением мы продолжим сегодня наше занятие.
4. Формулирование темы занятия и постановка цели.
- Ребята, какие слова с противоположным значением я сейчас произносила (старая – молодая, согнулись – разогнулись, плохое – хорошее).
а)- Как называются эти слова? (антонимы).
Слово антонимы произошло от греческого слова анти – «против», онима – «имя»(Слайд №3) (Слайд №4)
Отправляемся дальше в город слов.( Слайд №5)
С антонимами мы уже познакомились.
б)Знакомство с синонимами.(Слайд №6) (Слайд №7) .(Слдайд №8)
- Попробуем сформулировать тему нашего занятия (Слайд №9)
в) Постановка цели занятия. (Слайд №10)
И в каждом задании вы будете закреплять свои умения правильно подбирать слова - антонимы и слова – синонимы к различным частям речи, чтобы ваша речь была яркой, правильной и выразительной.
г) Что такое синонимы? Что такое антонимы? (Слайд №11) (Слайд №12) (Слайд №13) (Слайд №14) (Слайд №15)
5. Закрепление материала.
5.1 Подбери к словам левой колонки антонимы из правой колонки (устно) . Слайд №16
1.Грязный 1.Смелый
2. Добрый 2.Толстый
3.Сухой 3.Чистый
4.Трусливый 4.Злой
5.Тонкий 5.Глубокий
6.Мелкий 6.Влажный
5.2. К словам, записанным в левой колонке, подбери синонимы из правой колонки (устно) Слайд № 17
Грустный мощный
Умный нежный
Красный печальный
Сильный мудрый
Ласковый алый
5.3. Повторение правила (Слайд №18)
5.4. Работа в парах (Слайд № 19)
1)Подбери прилагательные – антонимы
Тихий
Густой
Старый
Высокий
Пасмурная
Начальный
Ранний
Жесткий
Широкий
5.5. Работа в парах (Слайд №20)
Карточка. Задание: выбрать и подчеркнуть имена прилагательные, обозначающие хорошие качества человека.
Трусливый, храбрый, решительный, пугливый, отважный.
5.6. Выберите слова для характеристики здорового человека Слайд №21
Красивый
Статный
Сутулый
Стройный
Сильный
Толстый
Ловкий
Крепкий
Бледный неуклюжий
Румяный
Подтянутый
5.7. Индивидуальная работа (слайд №22)
1уч. Подобрать к каждому слову антонимы:
1.Грязный
2.Мягкий
3.Светлый
4.Широкий
5.Скучный
6.Старый
6. Тестирование. (Слайд №23, №24)
Укажите противоположное по смыслу слово:
1)трусливый
а) слабый
б) смелый
в) спокойный
г) озорной
2)широкий
а) длинный
б) узкий
в) продолговатый
г) высокий
Укажите близкие по смыслу слова:
3)известный
а) мудрый
б) знаменитый
в) добрый
г) прославленный
4)отличный
а) плохой
б) умный
в) хороший
г) высокий
2уч. Соедини противоположные по смыслу пары слов, раскрывающие характер человека (Слайд №25)
Интересный грубый
Образованный ленивый
Добрый скучный
Веселый болтливый
Трудолюбивый злой
Глупый невежественный
Приветливый грустный
Молчаливый умный
3уч. (Слайд №26) К данным словам подбери прилагательные – антонимы
Пасмурный день –
Холодный ветер -
Тяжёлая туча –
Слайд №27
8.Рефлексия:
Продолжите предложения:
Сегодня на занятии познакомились с …
Узнали о …
Антонимы – это …
Синонимы – это - …
9. Итог занятия.