СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал по русскому языку. Темы: Безударные гласные в корне слова, Чередование гласных в корне слова

Просмотр содержимого документа
«ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ»

ИГРЫ СО СЛОВАМИ, или УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ


БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Если есть сомнения, необходимо изменить слово или подобрать родственное таким образом, чтобы на подозрительную гласную падало ударение: небеса – ударное «е» в словах «небо», «небесный». Исключение: не поддающиеся проверке слова надо запомнить: «собака», «вагон», «корова». Чтобы легче запомнить это исключение, можно воспользоваться следующими строчками:

Корова ехала в вагоне,

Собака пела на перроне.

Если в слове непонятно

«Е» писать, а может «и»,

Ты ещё раз это слово

Прочитай и повтори -

С удареньем «е» поставим,

Без ударной ставим «и».


Попытайтесь привести примеры, где непроизносимая гласная в слове была ударной.

***

ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Чередования гласных в корне характерны для русского языка. Они могут зависеть от: ударения; последующей согласной; суффикса, следующего за корнем; значения корня.

Давайте вспомним основные правила правописания:

В корне «гар-гор» - под ударением пишется «а» (загар), без ударения пишется «о» (загорел):


Летом надо загорать, А когда загар пристанет

Но не надо забывать: Смело в слове «а» пиши.

Лишь умеренный загар «Гар» теперь под удареньем,

Нам полезен в млад и старь. Загорайте, малыши!


А теперь, дружок, запомни -

Только станешь загорать,

Знай, что «гор» без ударенья

«О» здесь надо приставлять.

***

В корне «зар-зор» - без ударения пишется «а» (зарница), под ударением может писаться как «а», так и «о» (зарево, зорька).


На заре запел петух –

Загорелась зорька вдруг.

Испугался он зори:

«Зарево, ты не гори!»


«Зар» всегда без ударенья –

Ты запомни навсегда.

«Зор» бывает с ударенье,

Но бывает с буквой «а».


Прежде, чем слова писать,

Надо просто рассуждать.

***

В корне «клон-клан» - без ударения пишется «о» (наклонить), а под ударением может писаться как «а», так и «о» (кланяться, поклон).


Кланялся слуга царю, Наклонил головку низко,

Отбивал поклон ему. Поклонился очень быстро –

Кланяться ему не лень, Подхалим он у царя,

Может бить поклон весь день. Только кланяется зря.

В корне «твор-твар» - без ударения пишется «о» (творить); под ударением может писаться как «а», так и «о» (утварь, творчество).


Спеши творить добро ты людям,

Тебя за это не забудут!

Пусть творчество прогонит лень,

Твори всегда, хоть целый день!


Исключением из правил является слово «утварь».


Мы утварь в доме соберем,

Почистим все, помоем в нем.

Творенье наше не пустяк,

Блестит наш дом не просто так.

***

В корне «кос-кас» - перед согласным пишется «о» (коснуться). В корне «кос-кас» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (касаться).


К наукам прикоснулись мы -

Прикосновеньем мы сильны.

Косится лень на нас с утра,

А мне касаться с ней нельзя.

***

В корне «лаг-лож» - перед суффиксом «а» пишется буква «а» (предлагать), в других случаях пишется «о» (предложить).


Предложили Мишке кашу: Мишка, ты теперь запомни:

«Кушай, Миша, кашу нашу». «Лаг» пиши пред буквой «а».

Надо Мишке предлагать «Лож» напишешь в этом корне,

Спать ложиться лишь в кровать. Если дальше нет той «а».

***

Корень «плов» употребляется в двух словах: «пловец», «пловчиха»; а корень «плыв» употребляется в слове «плывун» и произвольных от этого слова. Корень «плав» - употребляется в остальных случаях (плавание).


И пловчиха, и пловец Ты «пловчиху» и «пловца»

Сбросили немного вес. С буквой «о» пиши всегда.

Плаванье - хороший спорт: А лишь станешь «плавать» ты,

Поплывешь и есть рекорд! Сразу «плав» везде пиши.

***

В корне «раст (щ)» «а» пишется перед «ст» и «щ» (растить, выращен). Исключение: «росток», «Ростов», «ростовщик».


Ростовщик сорвал росток

И привез его в Ростов.


В остальных случаях употребляется корень «рос» (вырос). Исключение: «отрасль».


В поле выросла трава,

А на ней растет айва.

Выращен тот плод не зря –

Будет рада детвора.

***





В корне «скак-скач» без ударения буква «а» пишется только перед «к» (скакать). В корне «скоч» перед «ч» пишется буква «о» (вскочить). Различаются в написании формы единственного лица будущего времени, а также повелительного наклонения у глаголов «заскакать» («начать скакать») и «заскочить» («зайти ненадолго»): заскачу и заскачи – заскочу и заскочи.


Зайка от Слона спешил, - На минутку заскочи,

И в трамвай скорей вскочил. Ты забыл у нас ключи.

Зайке Слон спешит с балкона - Я не конь, чтобы скакать,

Позвонить по телефону: Хоть забыл ключи забрать.

***

Корень «мак» со значением «погружать в жидкость» пишется с буквой «а» (макать сухарь). Корень «мок» со значением «пропускать жидкость» пишется с буквой «о» (вымокание).


Если надо хлеб макать – Мишка хлебом мед макает,

Не забудьте «а» писать. Кролик тут же промокает

Если будем промокать, Нос запачканный мишутки,

Станем «о» везде писать: А не то промочит ушки.

***

Кроме этих правил существуют ещё несколько, которые вы обязательно изучите на уроках русского языка.

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с

Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,

Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,

Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал.

И за б(е)дный тот об(е)д

Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.


А теперь давайте немного поупражняемся в написании слов с теми корнями, которые мы с вами повторили. Вставьте нужные буквы, используя правила, в слова, где встречаются сомнения в правописании букв «а» и «о», «и» и «е»:


Г(о)рит з(а)ря на неб(о)своде -

Приплыл пл(о)вец на тепл(о)ходе.

Л(о)жится Ваня заг(о)рать

Не на песок, а на кр(о)вать.

Он к другу заск(о)чил с утра.

Все буквы вставить нам пора!

***

ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Игра «Заколдованное слово»

Взрослый (учитель, мама, папа, бабушка или дедушка) зачитывает короткие стихотворения, в которых некоторые слова «заколдованы», т.е. неуместны в этом предложении. Надо «расколдовать» слово - заменить в нём всего одну букву и получить новое, уместное для данного предложения:

На лугу паслись две свечки (овечки), Отлежал Мишутка сок (бок)

А у нас погасли овечки (свечки). И налил фруктовый бок (сок).

Мы построим новый сом (дом),

Шевелит усами дом (сом).

Мы в тетради ставим дочку (точку)

Очень любит мама точку (дочку).

Снежный лом (ком) упал на нас,

Нужен ком (лом) как раз сейчас.

Вот огромная нора (гора),

В ней глубокая гора (нора).

Мишка ест прекрасный лёд (мед),

На реке замерзший мед (лед).

***


Игра «Стихотворные анаграммы»

Анаграмма – это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука – кума, луг – гул, стук – куст, карп – парк, мир – Рим, адрес – среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы – разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Стихотворные анаграммы - составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это может быть и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Попробуйте.

Я – юмор и веселый смех, Летом всюду я летаю,

Любимица порой для всех. И жужжу, и всех кусаю.

Но если буквы переставишь, Превратите-ка меня,

Меня на бой пешком отправишь. Сделав частью корабля.

(Потеха – пехота) (Комар – корма).


Я дикий родственник свиньи. Роли я играл на сцене,

Но букв порядок измени – Выступал и на арене.

И превращусь в стеклянный склад, Кто-то взял и подшутил:

В котором прячется салат. Слово это превратил

(Кабан – банка). Толи в тряпку, толи в мойку,

Положив меня на полку.

Легко дыша в моей тени, И теперь на кухне ловко

Меня ты летом часто хвалишь, Натираю я морковку. (Актер — терка).

Но буквы переставь мои –

И целый лес ты мною свалишь. Скрывается мой плод румяный

(Липа - пила). Тенистою листвою,

А буквы переставь –

В овраге ты меня сорвёшь, Я окажусь рекою. (Слива - Висла).

В овраге ты меня сорвёшь,

Корзинку из меня совьёшь. Сохатый по лесу бродил,

Но буквы переставь во мне – Но вдруг в приправу угодил.

Останусь от костра во мгле. (Лоза – зола). Вначале он с рогами спал,

Затем соленый сразу стал.(Лось – соль).

Первое слово на сцене играет,

Его режиссеры частенько снимают, Я людям на Руси служил,

Второе на кухне работает ловко, И всяк меня с собой носил,

Протрет вам лимон или даже морковку. Но если буквы переставишь,

(Актер – терка) Одеть зимой меня заставишь.

(Лапоть – пальто).

***

Игра «Стихотворные метаграммы»

Метаграмма – это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор – бар, кот – ток и т.д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм. Цепочки слов - поэтапное составление из одного слова несколько слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот – дот – рот – пот. Задания могут быть самыми различными, например:

- заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час – бас – бес – вес – век;

час – бас – бал – вал – вол – гол – год);

- превратите кору в лису (кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса);

- как из дома сделать сыр? (дом – том – сом – сон – сын – сыр).

- стихотворные цепочки слов:

Слово первое – в мешке, И мешает, и жужжит.

В булке хлеба на столе. Только третье нам поможет,

А второе – к нам летит, Вдохновит и обнадежит. (Мука – муха – муза).

Четыре слова отгадай, Три словечка отгадай,

Лишь буквы к слову подбирай: Буквы только подбирай:

С буквой «Д» я время суток, Мной гордятся казаки:

Грею солнцем стаю уток. «Ишь, под носом – посмотри!».

С буквой «П» я след пилы, Не успеешь «О» поставить,

Подо мною и грибы. Как спешит она ужалить.

С буквой «Т» я на свету, Если вставишь мягкий знак,

Не люблю я темноту. В колесе я не пустяк. (Усы - оса – ось).

Ну а с «Л» я спать хочу,

И уроки не учу. (День — пень — тень — лень).


Загадаем шесть вам слов А теперь четыре слова

С первой буквой. Ты готов? С первой буквой. Вы готовы?

С «Ч» над морем я летаю, С «О» – я вам рассказ кончаю,

С «Г» в машине нахожусь, С «У» – дождём вас поливаю,

С «М» тебя я одеваю, С «А» - ваш груз перевожу,

С «Л» собачкою зовусь, С «К» – с волнами я дружу.

С «С» можешь в булочной купить, Если я случаюсь в море,

С «Ш» в бане себя мыть. Рыбакам со мною горе.

(Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка) (Точка – тучка – тачка – качка).


Три словечка отгадай, С «М» она пальто поест,

Вторую букву подбирай: С «С» на кухне место есть. (Моль – соль).

С буквой «К» я в ней учусь,

С «П» - на ножке я промчусь, С «Д» - лишь мамино творенье,

С «Т» - окошко закрываешь, С «Т» - окончанье предложенья.

Все слова теперь ты знаешь. (Дочка – точка)

(Школа – шпора – штора).


Две первых буквы для меня – Буква «а» внутри стоит –

И креслом стану для царя. Много тайн в себе хранит.

Две первых буквы заменю Люди в слове том живут,

И в колокола я зазвеню. (Трон – звон). Много их и там, и тут.

Лишь заменишь «а» на «у» -

За гитарой побегу. (Страна – струна).

Вторая буква «о» во мне

И я на ветке по весне.

А «е» поставлю вместо «о» -

Готов избе дарить тепло! (Почка – печка).

***

Игра «Стихотворные логогрифы»

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» - слово и «грифос» - загадка, сеть) - словесная головоломка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). Здесь принято загадывать не любые слова, а существительные в именительном падеже или имена собственные, например, из слова «рот», добавив букву, можно получить слова «крот».

Я глубока и полноводна, Мы всех – и взрослых, и детей –

И вся страна гордится мной. В часы досуга развлекаем,

А впереди ты «И» прибавишь – Но если нам приставить «Т»,

И стану птицей я лесной. (Волга – иволга). Мы их ужасно испугаем.

(Игры - тигры).

Я с «Л» смягчённым – под землёй –

Бываю каменный и бурый, Несёт меня с трудом старик,

А с твёрдым – в комнате моей Но если «Ю» прибавить, вмиг

В геометрической фигуре. (Уголь – угол). К нему придёт на помощь тот,

Кто без труда меня несёт.

(Ноша – юноша).


В ранце я всегда лежал, Чтоб поддерживать скворечню

Букву как-то потерял… Иль антенну, я гожусь.

Если руки с мылом мыли, С мягким знакомя, конечно,

То меня с водою смыли. (Пенал - пена) Сразу цифрой окажусь. (Шест – шесть).


Из усатого сладкоежки Мой верный друг – сердитый гром.

Можно сделать без труда Но если букву уберем,

Слеповатого ночлежку, То превращаюсь я в цветок:

Дом которого - нора. (Кот – крот). Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза – роза).


В короне я сижу на троне, Отгадай четыре слова,

Любуюсь собственной персоной. Поменяй лишь буквы снова:

Как в слове «О» я потеряю, С «Б» - ударила в руке,

Так стиль пловца обозначаю. (Король – кроль). С «М» - сидит в воротнике,

С «Т» на крышу взобралось,

Три словечка отгадай, С «Кр» - пловцу лишь удалось.

Буквы смело подставляй: (Боль – моль – толь – кроль).

Буквы смело подставляй:

С «У» - идет он в каждой школе, Слово спряталось и ждет,

С «За» - залог в любом он споре, Кто его скорей найдет?

С «По» - пристанет к малышам, Землю пашет это слово,

И мешает в жизни нам. Забодать тебя готово,

(Урок – зарок – порок). И в кафе его найдешь,

Что за слово – ты поймешь?

«Этот кот - ну просто жмот, (Барона – баран – бар).

На плоту разинул рот;

Повернул за поворот - От глагола «рвет» скорей,

На лугу увидел скот» Образуй слова быстрей.

Сколько раз вместилось в строчки Вставь в стихи и прочитай!

Слово «кот» и «от» до точки? И подумай, и сыграй:

(«Кот» - 2 раза, «от» - 7 раз). Карапуз цветочки …. (рвет),

И к тому ещё …. (ревёт).

Мыла мама шилом раму, Мама плаксу в дом …(зовет) -

Папа мылом туфли правил… У него болит живот!

Папа мылом туфли правил…

Что то здесь пошло не так, Три слова просто отгадаем,

Догадаться не пустяк. Умело буквы лишь поставим:

Поменяй слова скорей – Вот слово первое мурлычет,

Стань поэтом побыстрей! Второе – корни в норке ищет,

(Мыла мама мылом раму, А третье, улыбнувшись, шлет привет.

Папа шилом туфли правил). Что, догадались? В чем секрет?

(Кот – крот – рот).

Заменим буквы в слове ловко

И отгадаем, в чем уловка:

Здесь, на Кавказе, есть ….(гора),

А в ней прорытая ….(нора).

С утра вставать пришла … (пора).

Спасибо всем, вот это да!


Кто перепутал все слова?

Кружится даже голова.

Найди словам свое ты место,

Поставь туда, где быть уместно:

Гуляет в чистом горе (поле) ветер,

А поле (горе) входит в старый дом.

Корабль плывет в соленом горе (море),

Ему не страшен даже шторм.

***


Игра «Стихотворные шарады»

Шарада – один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами или слогами. В шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например: если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль).

Мой первый слог – бумаг большая куча, Первый слог - намек слегка -

А из второго – каша будет гуще. Третья часть снеговика.

А в целом – дерева стройнее Слог второй немного больше -

Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис). Так зовётся леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Первый слог – простая нота, Не забудьте про меня. (Ком-пани-я).

Первый слог – простая нота,

Слог второй – уже игра Первый слог известен Архимеду,

Если думать неохота, Два вторых совместно значат «век».

Вещь возьми у столяра. (До-лото). В целом – огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек.

Слог первый любит самолет, (Пи-сто-лет).

Он самый опытный пилот.

Второй, любуясь на себя, Слово первое поет,

Бывает стулом для царя. Открывая группой рот.

Слог третий – это сопротивленье, А второе зажужжит

Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом). И на скот скорей спешит.

Если вместе их сведешь,

Вокруг елки запоешь. (Хор – овод).

Слог первый – термин при игре.

Второй – в атаку позовет. Первый слог с горы свалился,

А вместе – домик во дворе, Он из снега получился.

И Шарик в нем давно живет. (Кон – ура). А второй – спешит играть,

Просит мячик передать.

Слог первый в чайнике шипит, Вместе – в рюкзаке живет

И засвистит, как закипит. И на север поведет. (Ком – пас).

Второй - под носом казака,

Гордится им казак не зря. Первый слог – есть мера веса,

Белеет в море вдалеке А второй – в сосновом лесе.

Все слово в старом челноке. (Пар – ус). Вместе – добрый Артемон,

Кучерявый вечно он. (Пуд – ель).

Первый слог плывет с фонтаном

По бескрайним океанам,

А второй под Новый год

Папа в дом мне принесёт.

Слога два соедини

И мундир ты получи. (Кит – ель).

В первой части - на земле наследил медведь везде.

Во второй – прейдет с годами, понимаем это сами.

Если вместе обе части – по густой пройдете чаще.

(След – опыт).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!