Игры с детьми на развитие слухового внимания и памяти.
Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора (запоминание звуков музыки, шумов и т.д.). Слухоречевая память это способность человека запоминать слова, предъявляемые на слух.
Слуховое внимание (далее СВ) – Умение сосредоточиться на звуке. Без этого умения сложно слышать и понимать то, что произносит человек, смысл интонации, с которой произносятся слова. Игры на СВ не требуют большой подготовки и в них можно играть не отвлекаясь от домашних дел.
Игра «Хлопни в ладоши» 3+
Взрослый называет различные слова. Услышав слово, на заданную заранее тематику, ребёнок должен хлопнуть в ладоши (например, тема «Одежда», хлопаем на слово юбка и т.д.). Затем можно усложнить задание: выбрать несколько тематик и выполнить разные действия. Например, на слове из темы «Посуда» топаем ногой, из темы «Фрукты» двойной хлопок руками и т.д.
Игра «Правда или ложь» 3+
Взрослый произносит различные утверждения. Если они верны, ребенок хлопает в ладоши. Если нет, топает ногами. Например, солнце зеленого цвета – топают ногами, зимой холодно – хлопают в ладоши и т.д.
Игра «Нос - пол - потолок» 2+
Когда взрослый говорит «нос» - ребёнок должен дотронутся до носа, «пол» - показать пальцем на пол, «потолок» - показать пальцем на потолок. Взрослый пытается запутать ребенка, говоря нос, показывайте на потолок и т.д. Можно усложнить задание, говорить слова в разном порядке и в ускоренном темпе.
Игра «Где звук» 3+
Ребёнку завязывают глаза повязкой и предлагают угадать, с какой стороны звенит колокольчик.
Игра «Что лишнее» 4+
Взрослый говорит слова, а ребёнок называет лишнее из них по звуковому составу.
Например: кроватка – ватка – шубка – стул; ком - сом – дом – норка.
Игры со звуками 5+
- Назови первый (последний) звук в слове;
- Какой звук потерялся? (произносим, слово не говоря первый или последний звук);
- Назови 10 слов в которых есть звук Л (С, Ш и т.д.);
- Какой общий звук есть во всех словах которые ты услышишь? (например: метр, рак, акробат – звук Р и т.д.);
- Игры в слова, имена или города.
Игры с двустишиями 5+
Капризуля наша Маша, У неё в тарелке ….(каша). Живет в нашем доме Гарик, У него есть синий …(шарик). Стоит в деревне старый дом, В сети к нам попался …(сом). На палубу упала пачка, Потому, что была…(качка). Пишет маме письмо дочка, В конце рассказа стоит …(точка). Дымится в миске кашка, С чаем стоит…(чашка). Очень громко плачет мальчик- Он поранил стеклом …(пальчик). В малиннике медведь бурчал, Рядом с ним ручей…(журчал). Жил на свете мальчик Жора, У него сестрёнка …(Лора). Всех хвастливей Таня крошка, У неё на шляпе …(брошка). Надел спортсмен свою жакетку, В руках держит он …(ракетку). Ребятня каникул ждёт, Лето красное…(идёт) | В кладовой шуршала мышка, Под сосной лежала …(шишка). Очень любят мыши сыр, В хорошем сыре много… (дыр). В библиотеке взяли том, Стоял повсюду страшный …(гул). Портной выбрал красный шёлк, Значит, знает в моде …(толк). Было в сказке очень худо, Пока не появилось…(чудо). В огороде вырос лук, На грядке ползал майский …(жук). У Вали красивый волос И приятный, звонкий…(голос). Жил на свете старый пёс, Он исправно службу …(нёс). Подарили Рэксу дудку, И сторожевую…(будку). На стройке делают бетон, В метро потребуют ….(жетон). Петрушки зелёной пучок Прожорливый сьел…(жучок). |
Игра на удержание внимания и ритма 5+
Выполняется сидя по–турецки или стоя. Мяч берём в правую руку и начинаем перекладывать мяч «себе, себе, себе - соседу», потом под счёт «раз – два – три - четыре» соответственно.
3 раза вслух, 3 раза шепотом, 3 раза молча,
3 раза вслух, 3 раза шепотом, 3 раза молча, и снова повторяем.
С каждым разом безошибочно вы будете играть всё дольше и дольше, увеличивая работоспособность ребёнка.
Используем мозжечковую стимуляцию (упражнения на балансировочных досках и подушках), т.к. основная роль в автоматизации движений принадлежит мозжечку.