Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя образовательная школа №8» Муниципального образования городского округа
г. Симферополя, Республики Крым
Тема по самообразованию:
«Игровая деятельность - как средство реализации здоровьесберегающих технологий»
Воспитатель первой категории:
БЕЛЯЛОВА НЕЗИРЕ МУСТАФАЕВНА
Симферополь
«Игровая деятельность - как средство реализации здоровьесберегающих технологий»
Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. В числе оздоровительных мероприятий особое значение придаётся системе здравоохранительного образования. Образовательные учреждения, работающие с детьми младшего школьного возраста, должны формировать уровень здоровья будущего гражданина. Это очень важная и актуальная для нашего времени задача.
Здоровье закладывается в детские годы. Известно, что начальный этап систематического обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья. Ученые-физиологи относят к школьным факторам риска, негативно влияющим на здоровье детей:
- интенсификацию учебного процесса;
-несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;
- отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни,
- недостаточное использование средств физического воспитания и спорта.
В настоящее время все эти факторы могут встречаться в работе ГПД. Причину этого следует искать в неправильной организации учебного труда детей, в неумении создавать условия для восстановления физических и духовных сил ребенка, как в процессе учебных занятий, так и при их завершении. Как сделать так, чтобы благая цель - дать детям максимально качественные знания - не заслонила другую, не менее важную, – сохранить и укрепить их здоровье?
В сложившейся ситуации здоровьесбережение – это уже не некое модное нововведение, а необходимость. Здоровьесберегающая педагогика не выражается какой-то конкретной образовательной технологией. Понятие « Здоровьесберегающие технологии » объединяет в себе все направления деятельности учебного заведения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся, рассматривается как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья учащихся.
Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. От того насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия школьного учреждения, зависит здоровье ребенка.
Работа по созданию здоровьесберегающей среды в школе строится на основе комплексного подхода, направленного на всестороннее развитие личности ребенка, на принципах гуманизации педагогического процесса, с опорой на единство требований учреждения и семьи.
Считаю, что обучение и воспитание должны быть увлекательным, а не мучительным. Значить всё должно происходить через неотъемлемую часть детей - игру!
Для эффективности этого использую разные формы воспитания: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы воспитательной работы в группе продлённого дня: метод убеждения, метод упраждения, метод внушения, поощрения, наказания и самовоспитания ( самоубеждение, самоуправление, самопоощрения и самоанализ), словесные, наглядные, поисковые, исследовательские.
В осуществлении мер, направленных на сбережение и укрепление здоровья школьников, велика роль воспитателя ГПД. Он должен эффективно использовать средства, методы и приемы здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с учащимися начальной школы, а особенно с первоклассниками, и активно вовлекать учащихся в систему работы в условиях педагогики оздоровления. Таким образом, владея современными педагогическими знаниями, воспитатель должен планировать свою работу в тесном взаимодействии с учителями, учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
В своей работе я ставлю следующие оздоровительные задачи, направленные на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, включение в активную двигательную деятельность, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику. В этом мне помогают введённые в программу курс бесед «Культура здоровья», организованные встречи с медсестрой, учителем ОБЖ, с сотрудниками МЧС, с родителями- врачами. На этих встречах мы узнаём о том, как надо закалять свой организм, о болезнях грязных рук, учимся применять средства защиты при ЧС, оказывать первую помощь и т.д.
Режим группы строится с учетом учебного плана школы, возрастных особенностей детей, режима питания. Обязательными компонентами являются прием пищи, активный отдых, самоподготовка, досуговая деятельность.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Достаточное движение должно быть обеспечено и во время самоподготовки, и во время отдыха.
Во время самоподготовки провожу физкультминутки для осанки, для глаз, для снятия усталости рук – пальчиковые игры.
Отдых школьника должен быть активным. Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Активный отдых в группе продленного дня разнообразен. Это подвижные игры, физкультурно-оздоровительные занятия, физический труд, экскурсии, прогулки, свободная деятельность, ручной труд, изобразительная деятельность, музыкальные занятия, ознакомление с окружающим миром, кружковая работа.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. Это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.
Структура прогулки может быть следующей:
1. Наблюдение за природой, погодными явлениями.
2. Труд на участке.
3. Коллективные игры.
4. Самостоятельная деятельность детей.
5. Индивидуальная работа с детьми.
Я регулярно провожу
- природоведческие экскурсии провожу на территории школы, на пришкольном дворе, в парке КФУ («В рябиновом сентябре», «В январе –все деревья в серебре», «У леса на опушке…»);
- обществоведческие экскурсии («Осенние работы в сельском хозяйстве», «Где работают наши родители.», «Изменения в живой и не живой природе»);
- прогулки-практикумы («Дети и дорога!», «Безопасный путь домой», «Гололёд и сосульки!», «Осторожно! Весенний лёд!», «Правила поведения в природе»);
- творческие прогулки («Есть в осени первоначальной…», «Удивительное - рядом») - следопытские прогулки: («Найди клад», «Чей голосок?», «Чьи
следы?») и др.
На прогулках мы собираем природный материал (шишки, листья, шишки, жёлуди, каштаны, палочки) для будущей работы в классе.
Нравятся детям спортивные часы, подвижные игры, соревнования и спортивные праздники. Выделяются дети, обладающие высокими физическими возможностями. Задача воспитателя – заметить такого ребенка и содействовать раскрытию его способностей. Но к конкурсам и соревнованиям важно привлекать и учащихся с ослабленным здоровьем, физическими недостатками, обеспечивая им равные шансы на победу. Полезна гимнастика на свежем воздухе.
Игра-это не только естественная потребность ребёнка, но необходимый компонент сохранения и укрепления его здоровья-физического, психического, умственного.
К сожалению, современные младшие школьники всё меньше двигаются и меньше играют в развивающие и дидактические игры. Чаще всего это связано с загруженностью уроками, дополнительными занятиями, домашними заданиями. Порой у них не остаётся времени на прогулку. В результате нарушается естественное, нормальное развитие детского организма. Например, школьные уроки физкультуры компенсируют лишь 10 процентов необходимой двигательной активности. Подвижные игры на открытом воздухе весьма действенное средство оздоровления ребёнка. В игре ребёнок учится проявлять инициативу, выдержку, развивает силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость. Помимо физического развития игры способствуют становлению нравственных и эстетических представлений.
Весёлые игры способствуют положительному и эмоциональному настрою. С помощью игр можно быстро создать радостную атмосферу общения , побудить у детей желание скорее включиться в предложенную деятельность.
Спортивные и подвижные игры на площадке около школы, поисковые игры, выход в парк, для детей бывают очень увлекательным и интересным занятием, обогащающих их нравственно и физически.
Детям нравятся такие подвижные игры, как «Бездомный заяц», «Гусеница»,«Два Мороза»,«Третий лишний»,«Вороны и воробьи», «Съедобное, несъедобное»,«Охотники и утки»,футбол,«Ловишки», спортивные эстафеты и т.д.
Большую помощь в проведении следопытских прогулок оказывает родитель одного нашего воспитанника, проводя спортивное ориентирование с детьми. Где дети не только большую часть находясь на улице двигаются, ищут ориентиры, но и познают понятия географии: учатся работать с компасом, картой, ориентироваться на местности.
Малоподвижные игры проводим не только на улице, но и в классе. Это «Кольцеброс», «Бабушка распутай нас», «Море волнуется раз..», «Узнай из какой сказки герой» (пантомима) и настольные игры: шашки, домино, игры в слова и т.д.
Задача воспитателей – пополнять свои знания о здоровьесберегающих технологиях, активно внедрять их в свою практику, делиться опытом с коллегами.
6