СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»»

Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ



ЦЕЛЬ: Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания в области литературы и русского языка и в игровой форме найти применение простейшим логическим умением.

УЧАСТНИКИ: ведущий, четыре игрока, жюри, зрители.

ВЕДУЩАЯ: Мы начинаем нашу игру "Умники и умницы". Вопросы игры позволят нам еще раз перелистать страницы ваших учебников, вспомнить их героев и те ситуации, в которые эти герои попадали.

Вся игра будет состоять из четырех агонов, поэтому участников игры мы с вами условимся называть агонистами. В переводе с греческого языка «агон» означает «соревнование». Значит, агонистам сегодня предстоит соревноваться друг с другом в том, кто лучше помнит содержание прочитанных и изученных книг. Но ее и кто-то из агонистов не сможет ответить на вопрос, не надо расстраиваться - тогда вам помогут зрители, те ребята, которых мы станем называть – теоретиками.

В переводе с греческого слово «теория» означает «праздник, зрелище». Вот нашим зрителям представляется право не только дать правильный ответ на вопрос, но и получить за это почетный орден – «орден шелкового умника».

А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы агонистов, но и внимательно наблюдать - кто же из теоретиков первым поднял руку для ответа. Позвольте вам представить наше жюри. Ареопаг - в переводе с греческого – «Совет старейшин».

(представление судейской коллегии).

И так я объявляю начало первого агона. Вызываю наших агонистов (называет фамилии и имена ребят).



1 - А Г О Н



ВЕДУЩАЯ.

Первый конкурс «Разминка» За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.



  1. Как начинается сказка А.С.Пушкина «Золотая рыбка»

а) «Жил старик своею старухой у самого синего моря».

б) «Жили-были старик со старухой у самого синего моря».

2. Как называется басня Крылова в которой есть такие строчки «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»

(Ворона и лисица)

  1. Какая настоящая фамилия у Алексея Максимовича Горького? (Пешков)

4.Как называется часть речи которая отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? (прилагательное) и что обозначает.

5.Когда руки бывают местоимениями? (вы - мы - ты )

6.Узнать предмет по его признакам красная, душистая, маленькая, вкусная. (клубника, земляника).

  1. Из чего состоит предложение? (Из слов).

8.Как называется часть речи, которая отвечает на вопросы (что делать? что сделать?) (глагол) и что обозначает? (действие предмета).

9.После приставок оканчивающихся на согласные перед какими гласными пишется разделительный ъ знак? (е, ё, ю, я).



2 агон





Конкурс «Весёлая грамматика»

Ведущий. – Я сейчас буду называть словосочетания, вместо которых команды должны будут назвать одно слово – имя существительное. Кто справится быстрее и сделал все правильно получает 5 баллов, второй – 4 балла, 3 – 3 балла, последний – 2 балла.




Например: весёлый человек – весельчак




А) Храбрый человек – храбрец

Б) Болтливый человек – болтун

В) Ленивый человек – лентяй

Г) Мудрый человек – мудрец

Д) Богатый человек – богач

Е) Сильный человек – силач




Конкурс «Половинки»

Ведущий: - Прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.







Любишь кататься, ….    (люби и саночки возить).

Век живи, ….. (век учись).

Делу время, …… (потехе час).

Без труда не вытащишь …….(и рыбку из пруда).

Труд человека кормит, ………(а лень портит).

Под лежачий камень ……… (вода не течет)

Критерии оценивания остаются те же.







3 агон





Ведущий. А сейчас вам будут даны 2 ребуса каждому, за каждый отгаданный ребус участник получает 10 баллов.



1

 глагол



  1.  грамотность



  1.  склонение





  1.  словарь



  1.  буква





  1.  лексика



  1.  прилагательное





  1.  корень





А пока участники решают ребусы, со зрителями проведем конкурс.



1.Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (мельницу)

2. Имя какого русского писателя связано с местом Ясная Поляна? (Л.Н.Толстой)

3. Кто написал произведение «Кошкин дом»? (С.Я. Маршак)

4.Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (свист)

5.Как называется стихотворение М.Ю.Лермонтова, написанное на смерть А.С. Пушкина в 1837 г.? («Смерть поэта»)

6. Какую оплату попросил Балда за год работы в сказке Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде»?(три щелчка)

7. Что случилось с оригиналом «Слова о полку Игореве»? (сгорел во время пожара в Москве в 1812 г.)

8. В пьесе Шекспира «Ромео и Джульетта» Ромео носит фамилию Монтекки. Как фамилия Джульетты? (Капулетти)

9.Кто находился под таинственной шляпой в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»? (котёнок)

10. Назовите имя русского писателя, который имел псевдонимы : « Врач без пациентов», «Брат моего брата», «Человек без селезёнки»? (А.П.Чехов)

11.Называем имя писателя, необходимо назвать фамилию.

  • Иван Андреевич (Крылов)

  • Фёдор Михайлович (Достоевский)

  • Сергей Александрович (Есенин)

  • Самуил Яковлевич(Маршак)

  • Константин Георгиевич (Паустовский)

  • Афанасий Афанасьевич (Фет)

  • Николай Васильевич (Гоголь)

  • Михаил Юрьевич (Лермонтов)

  • Николай Алексеевич (Некрасов)

  • Лев Николаевич (Толстой)

  • Александр Сергеевич (Пушкин, Грибоедов)




4 агон



1. Откуда эти строки?
1) «Почтмейстер ...тоже добрый человек...» («Ревизор»)
2) «Терпи, козак, - атаманом будешь!» («Тарас Бульба»)
3) «Ну, мой верный слуга! Я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся» («Песня про купца Калашникова»)
4) «Тяжко, братья, голове без плеч,
Горько телу, коль оно безглаво» («Слово о полку Игореве»)
5) Науки юношей питают,
Отраду старым подают...» («Ода на день восшествия...Елизаветы Петровны»)
6) «Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире...» («Недоросль»)
7) «Ты в ответе за тех, кого приручил» («Маленький принц»)
8) «Хоть видит око, да зуб неймет» («Лисица и виноград»)
9) «И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь» («Я помню чудное мгновенье»)
10) «Однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту...» («Муму»)
2. «Говорящие фамилии».
-Скотинин («Недоросль» Фонвизина)
-Коробочка («Мертвые души» Гоголя)
-Сквозник-Дмухановский («Ревизор» Гоголя)
-Софья («Горе от ума» Грибоедова)
-Очумелов («Хамелеон» Чехова)
-Кирибеевич («Песня про купца Калашникова» Лермонтова)
-Каин («Библия»)
-Левко («Майская ночь...» Гоголя)
-Минский («Станционный смотритель» Пушкина)
-Голокопытенко («Тарас Бульба» Гоголя)


За каждый правильный ответ участники получают 1 балл, ареопаг фиксирует правильные ответы.





Ареопаг анализирует ответы и называет победителя этого конкурса.

Победитель занимает почетное место в кресле и получает почетный приз.

Призы получают те из теоретиков, которые набрали больше всего орденов «шёлкового умника».





Рефлексия “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:




красный - восторженное;




оранжевый - радостное, теплое;




зеленый – спокойное;




синий - неудовлетворенное, грустное;




фиолетовый - тревожное, напряженное;




черный - упадок, уныние.















 





 



















































Лист оценивания



Ф. И.

«Разминка»

«Весёлая грамматика»

«Половинки»


«Ребус»

«Откуда эти строки?»

. «Говорящие фамилии».

1









2









3









4











Первый конкурс «Разминка». За каждый правильный ответ участник получает 1 балл.



Конкурс «Весёлая грамматика» Кто справится быстрее и сделал все правильно получает 5 баллов, второй – 4 балла, 3 – 3 балла, последний – 2 балла.

Конкурс «Половинки» Кто справится быстрее и сделал все правильно получает 5 баллов, второй – 4 балла, 3 – 3 балла, последний – 2 балла.



Конкурс «Ребус» - за каждый отгаданный ребус участник получает 10 баллов.



Конкурс «Откуда эти строки?» и конкурс «Говорящие фамилии» - за каждый правильный ответ участник получает 1 балл.







10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!