СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий литературной игры "Умники и умницы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная игра «Умники и умницы» по А. С. Пушкину «Капитанская дочка».

Игра проходит в несколько этапов: сначала нужно определить первую тройку игроков, для этого проводится первый отборочный тур.

Потом трое участников выбирают «цветные» дорожки: на красной нельзя допустить ни одной ошибки, на жёлтой – возможна одна ошибка, а на зелёной – две.

Всего в игре три отборочный тура, три агона, финальный тур, определяющий двух финалистов, и финальный агон.

Таким образом, число участвующих в игре достаточно велико.

Мероприятие проводится с использованием мультимедийного оборудования.

Каждый вопрос, каждое задание проецируется на экран, так что все присутствующие способны увидеть, прочитать задание.

Необходимые ресурсы.

Необходимые устройства: компьютер с подключённым к нему проектором.

Необходимые программные средства: Microsoft Office PowerPoint.

 

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературной игры "Умники и умницы"»


Предмет: литература.

Класс – 8.

Форма проведения: литературная игра «Умники и умницы».

Цели:

  • проверить знания учащихся по литературе за курс 8 класса;

  • развивать речь, мышление, память;

  • воспитывать интерес к литературе.


Оборудование:

компьютер с мультимедийным проектором;

репродукции портретов А.С.Пушкина работ О.Кипренского, В. Тропинина

и других;

красная дорожка - 2 квадрата, желтая – 3 квадрата, зелёная – 4 квадрата, ордена умников.

Описание игры.

Игра состоит из трёх агонов («агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которых из девятерых агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

За каждый правильный ответ агонисту вручается «орден» или визитная карточка. В случае если агонист затрудняется ответить, либо его ответ неверен, вопрос передаётся «теоретикам» (зрителям), также получающим «орден».

Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса, но он не имеет права на ошибку.

На жёлтой дорожке агониста ждут три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе.

Зелёная дорожка длиннее предыдущих – четыре вопроса. Тем не менее, у зелёной дорожки есть своё преимущество: здесь можно ошибиться дважды.

Вопросы задаются каждому агонисту поочерёдно.

Состязание судит Высокий ареопаг (жюри).



Жюри: высшие судьи (ареопаг) формируется из учителей или старшеклассников.

Задачи ареопага:

  1. указывать на первого отвечающего в отборочном туре,

  2. оценивать ответ агониста в спорной ситуации и оповещать о принятом решении,

  3. указывать на первого отвечающего теоретика в агоне,

  4. принимать участие в процедуре награждения победителей и участников.




Ход игры:


На экране – слайд №1 отборочного тура 1.

1. Вступительное слово ведущего:

- Добрый день, уважаемые зрители, участники и болельщики, уважаемый АРЕОПАГ! Я рада приветствовать всех присутствующих на игре «Умники и умницы!» Вы отлично знаете, что 2015 год – это год Литературы в России.

В ознаменование этого мероприятия проходит и наша встреча.



Сегодня здесь гости и из школы ……

Вот такая широкая география…

А говорить мы сегодня будем об одном из очень известных произведений великого поэта А.С.Пушкина, которому не чужда была и проза. И 2016 году это произведение отметит 180- летний юбилей.

Что это за произведение, которое собрало нас сегодня в этом зале?


(«Капитанская дочка»)

Сегодня мы сможем определить самого внимательного и серьёзного читателя, самого умного ученика в области литературы. Ведь игра так и называется – «Умники и умницы». И она проходит под девизом «Умную голову почитают смолоду».

- А поможет определить самого умного и наблюдательного наше высокоуважаемое жюри, высокоуважаемый АРЕОПАГ (Представление членов жюри).


О.В.

-Игра будет состоять из отборочных туров, по результатам которых отбираются агонисты. Перед началом каждого агона будут разыграны дорожки. 


Агонисты будут соревноваться друг с другом, если кто-то из агонистов не сможет ответить, отвечают теоретики и получают за правильный ответ «орден умника». Перед агонистами будут три дорожки: красная, желтая, зеленая: красная дорожка самая короткая, но на ней нельзя ошибаться. Нужно правильно ответить на два вопроса. Желтая дорожка позволит вам сделать одну ошибку. Будет задано 3 вопроса. На зеленой дорожке можно допустить две ошибки. Задано будет 4 вопроса.

Агон заканчивается, как только один из участников пересечет свою дорожку. По результатам первых трех агонов определятся участники финала игры. Финал будет проходить также по дорожкам.



Ведущий:


---Итак, для того чтобы определить первую тройку игроков, проведём 1 отборочный тур.

---Но прежде хочу заметить следующее. В отборочных турах идет борьба за право команды выйти первой на дорожку. Первыми выйдут представители тех трёх команд, которые наберут наибольшее количество жетонов. Представители команд по очереди выйдут к дорожкам и выберут ту, которая им по душе и которая им в конце концов достанется.

А далее: если агонист не ответил на свой вопрос, то право ответа переходит теоретикам, которые сидят в зале.

И за каждый правильный ответ теоретик получает орден, здесь уже каждый играет за себя. В конце игры теоретики, набравшие наибольшее количество орденов, будут отмечены (награждены) отличной оценкой по литературе, которую им поставит учитель по настоятельной просьбе АРЕОПАГА.

Итак, первый тур!!!!!


На экране – слайд № 2 отборочного тура 1.

1. В каком городе родился А.С.Пушкин? (В Москве)

На экране – слайд № 3 отборочного тура 1.

2. 3 января 1837 года благодаря своему современнику мир узнал о дочке. Я не прошу вас назвать мне имя этого современника, скажите лишь, чья это была дочка? Ответ: Капитанская (в «Современнике» опубликовали «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина).

На экране – слайд № 4 отборочного тура 1.


3.  В начале 1774 года 24-ая легкая полевая команда царской армии разбила в Самарском крае пугачевских повстанцев. Однако ее командир не берег собственную честь: он присваивал и продавал захваченное имущество, реквизировал скот самарских помещиков… Мы  спрашиваем вас, как звали этого командира?

Ответ: Петр Гринев.


На экране – слайд № 5 отборочного тура 1.

4. В 1809 году граф Аракчеев ввел некое новшество, касавшееся определенной части населения России. Что должна была делать эта группа людей в своей среде, если один писатель советовал обращаться с этим предметом действия более бережно?

Ответ: Отдавать честь.

Комментарии: Аракчеев ввел правило отдавать честь в офицерской среде. У Пушкина есть эпиграф: «Береги честь смолоду».

На экране – слайд № 6 отборочного тура 1.

5. Его отец служил при графе Минихе и дослужился до звания премьер-майора. Сам он еще до рождения по знакомству был записан сержантом в одно из крупных воинских подразделений. Какое воинское звание носил отец его возлюбленной?

Ответ: Капитан.

На экране – слайд № 7 отборочного тура 1.

6. О каком пушкинском герое Марина Цветаева писала, что он на глазах, по ходу действия, превращается из дворянского недоросля Митрофана в самого Пушкина?

Ответ: О Петре Гриневе из «Капитанской дочки«.

Комментарии: Гриневу в момент покидания отчего дома неполные 17 лет. По ходу действия повести он начинает мыслить и поступать, как взрослый опытный мужчина. Цветаева полагает, что Пушкин был очарован образом Пугачева и эту очарованность перенес на Гринева.

На экране – слайд № 8 отборочного тура 1.

7. У одного из героев А.С. Пушкина, по мнению его непосредственного начальства было три уха. Назовите этого героя

Ответ: Швабрин из «Капитанской дочки«.

Комментарии: После дуэли Гринева со Швабриным капитан, журя Гринева, произнес: «Он вам слово, вы ему десять, он вас в рыло, вы его в ухо, в другое, в третье…»

На экране – слайд № 9 отборочного тура 1.

8. Имя и фамилия Савельича. (Архип Савельев.)

На экране – слайд № 10 отборочного тура 1.

9. С какой просьбой обращается Гринёв-старший в письме к своему другу Андрею Карловичу? ("Моего повесу... держать в ежовых рукавицах”.)

На экране – слайд № 11 отборочного тура 1.

10. Сколько было лет Петру, когда отец решил его определить на службу? (Пошел семнадцатый год)


Ведущий.

Итак, давайте посчитаем количество жетонов, заработанных каждой командой.

Итак, тройка игроков определена, начинаем 1 агон.


На экране – слайд № 1 I агона.

1. Как звали отца Петруши Гринёва из повести «Капитанская дочка», и в каком чине он «вышел в отставку»? (Андрей Петрович, премьер-майор)

На экране – слайд № 2 I агона.

1. На протяжении повести Савельич плачет всего лишь раз. Когда именно? (Когда Пётр Гринёв закричал сердито на дядьку, чтобы он не умничал и делал то, что ему приказывают, — принёс 100 рублей, проигранных Зурину.)

На экране – слайд № 3 I агона.

1. «Ну, братцы,- сказал Пугачёв,- затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». Назвать произведение, песню. ( «Капитанская дочка», песня «Не шуми, мати зелёная дубровушка»)



На экране – слайд № 4 I агона.

2. "Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет...” Закончите реплику Гринёва-старшего. ("...солдат, а не шаматон”.)

На экране – слайд № 5 I агона.

2. За какие достоинства стремянный Савельич получил "повышение”, став дядькой маленького барина? ("...за трезвое поведение”.)

На экране – слайд № 6 I агона.

2. Иван Игнатьевич при первой встрече с Гринёвым поинтересуется: "В каком полку изволили служить? Зачем вы изволили перейти из гвардии в гарнизон?” Как на последний вопрос ответил Гринёв? ("Такова воля начальства”.)

На экране – слайд № 7 I агона.

3 Как долго служил Швабрин в Белогорской крепости? (Пятый год.)

На экране – слайд № 8 I агона.

  1. Как всегда обращается Пугачёв к Гринёву? ("Ваше благородие, ты...”)

На экране – слайд № 9 I агона.

4. Сколько солдат служило в Белогорской крепости под началом капитана Миронова? (130 солдат.)

Ведущий.

Мы определили первого победителя.

А сейчас выявим следующую тройку агонистов. а для этого проведем

второй отборочный тур.

На экране – слайд № 1 отборочного тура 2.

  1. Какие жанры УНТ Пушкин использует в повести «Капитанская дочка». (Песни, поговорки, сказки)

На экране – слайд № 2 отборочного тура 2.

2. Какую пословицу припомнит Пугачёв в ответ на слова Гринёва: "Ах! я было и забыл благодарить тебя за лошадь и тулуп. Без тебя я не добрался бы до города и замёрз бы на дороге”? (Долг платежом красен.)

На экране – слайд № 3 отборочного тура 2.

3. Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: "Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)


На экране – слайд № 4 отборочного тура 2.

4.Какую пословицу дважды употребляет в "Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

На экране – слайд № 5 отборочного тура 2.

4.


5. Мы в фортеции живём,
Хлеб едим и воду пьём;
А как лютые враги
Придут к нам на пироги,
Зададим гостям пирушку...

Закончите последнюю строчку этой солдатской песни, взятой Пушкиным в качестве эпиграфа к главе "Крепость”. ("...Зарядим картечью пушку”.)

На экране – слайд № 6 отборочного тура 2.

6. Пётр Андреич сочинял недавно песню и сегодня запел её при мне, а я затянул мою любимую...” Скажите, какая песня у Швабрина, по его словам, любимая? ("Капитанская дочь, не ходи гулять в полночь...”)

На экране – слайд № 7 отборочного тура 2.

7. Назовите главных героев сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву.(Ворон и Сокол)

На экране – слайд № 8 отборочного тура 2.

8. В ком из персонажей, по словам М. Цветаевой, сочетаются «людоед, бес, добрый молодец, серый волк, разбойник»?( В Пугачеве)

На экране – слайд № 9 отборочного тура 2.

9. Продолжите пословицу, которую сказал Пугачёв: «Будет дождик…» (Будут и грибочки)


Ведущий:

---И вновь тройка лучших по итогам этого конкурса занимает «цветные» дорожки, готовясь ко второму агону.

АГОН второй!

На экране – слайд № 1 II агона.


На экране – слайд № 2 II агона.

1. В последний раз Пётр Андреевич Гринёв увидел Пугачёва во время казни самозванца. Тот узнал Гринёва в толпе и за минуту до того, как мёртвая и окровавленная голова будет показана народу, поприветствовал "его благородие”. Как именно? (Кивнул головою.)

На экране – слайд № 3 II агона.

1. В начале повести Зурин имеет чин ротмистра, в конце "Капитанской дочки” он получил повышение по службе. Какой чин стал у него? (Чин майора.)

На экране – слайд № 4 II агона.


1. Как отреагировал Швабрин на грозные слова Пугачёва: "И ты смел меня обманывать? Знаешь ли, бездельник, чего ты достоин?” (Упал на колени перед Пугачёвым.)

На экране – слайд № 5 II агона.

2. Как всякий раз обращается Швабрин к Пугачёву? (Государь.)

На экране – слайд № 6 II агона.

1. Как долго Пугачёв принимал присягу обитателей Белогорской крепости? (Около трёх часов.)

На экране – слайд № 7 II агона.

2. Как долго был без сознания раненый Гринёв? (Пришёл в сознание на пятые сутки.)

На экране – слайд № 8 II агона.

2. Кто был учителем литературы у Швабрина? (Поэт Тредиаковский: "Такие стихи достойны моего учителя, Василия Кирилыча Тредьяковского...”)

На экране – слайд № 9 II агона.

3. "Я воюю хоть куда, — скажет Пугачёв Гринёву. — Знают ли у вас в Оренбурге о сражении под Юзеевой?” Чем же похвастается далее Пугачёв? ("Сорок генералов убито, четыре армии взято в плен”.)

На экране – слайд № 10 II агона.

4. Как долго Иван Кузьмич служит в Белогорской крепости? (Двадцать второй год.)

Ведущий:

--- Вот определён и второй победитель. А сейчас выявим последнюю тройку соревнующихся.

Третий отборочный тур

На экране – слайд № 1 отборочного тура 3.


1. Какого мнения Иван Кузьмич о всех стихотворцах? ("Все они люди беспутные и горькие пьяницы”.)

На экране – слайд № 2 отборочного тура 3.

2. "Хорошо, коли отсидимся или дождемся сикурса”, — скажет Иван Кузьмич. Что такое "сикурс”? (Помощь.)

На экране – слайд № 3 отборочного тура 3.

3. "...До сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами” — эта фраза из речи капрала Белобородова. Каково значение слова "супостат”? (Враг.)

На экране – слайд № 4 отборочного тура 3.

4. Верхняя одежда из толстого сукна. (Армяк.)

На экране – слайд № 5 отборочного тура 3.

5.Гринёв по приезде в Белогорскую крепость сразу отправляется представиться коменданту. Дома его он не застал, а увидел Василису Егоровну, сидевшую у окна с платком на голове и в... В чём именно? (В телогрейке.)

На экране – слайд № 6 отборочного тура 3.

6.За что попал на службу в Белогорскую крепость Алексей Иванович Швабрин? (за смертоубийство)

На экране – слайд № 7 отборочного тура 3.

7. Что пожаловал Пугачев Гриневу перед отъездом того в Оренбург? (лошадь, шубу – овечий тулуп, полтину денег)

На экране – слайд № 8 отборочного тура 3.

8. Где и когда Марья Ивановна встретила императрицу Елизавету П? (в Царскосельском парке во время утренней прогулки)

На экране – слайд № 9 отборочного тура 3.

9.Как отреагировала Марья Ивановна на отказ родителей Гринева? («Покоримся воле Божией»)



Ведущий. Определена последняя тройка конкурсантов. Прошу занимать дорожки. Начинаем 3 агон игры.


На экране – слайд № 1 III агона.

1.Какой единственный безалкогольный напиток употребляла матушка Петра Андреевича? ("Отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать”.)


На экране – слайд № 2 III агона.

1. Назовите полное имя главной героини повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

(Миронова Мария Ивановна)

На экране – слайд № 3 III агона.

1. Машу Миронову с Петром Гринёвым в пути задерживают кавалеристы Зурина. Припомните чин старшего среди них. (Вахмистр.)

На экране – слайд № 4 III агона.

1. Высший военный чин в армии Пугачёва был у беглого капрала Белобородова. Что это за чин? (Фельдмаршал.)

На экране – слайд № 5 III агона.

2. Впервые Гринёв увидел капитана Миронова за учением солдат. Во что был одет комендант крепости? (В китайчатый халат, а на голове у него был колпак.)

На экране – слайд № 6 III агона.


2. Почему Иван Кузьмич советует Гринёву оставить стихотворство? (Это дело службе противное и ни к чему доброму не доводящее.)

На экране – слайд № 7 III агона.

3. Как был одет Пугачёв во время приёма присяги в Белогорской крепости? (В красивый казацкий кафтан, обшитый галунами, и в высокую соболью шапку с золотыми кистями.)

На экране – слайд № 8 III агона

3. Как сам Гринёв определил жанр своего стихотворения, посвящённого Маше? (Песенка.)

На экране – слайд № 9 III агона

4. С какой целью использовался погребец в XVIII веке? (Дорожный сундучок для посуды и съестных припасов.)


Ведущий:Отборочный тур для финалистов

По результатам трёх агонов выявились трое финалистов нашей игры. Право первым выбрать дорожку определит отборочный тур для финалистов. Кто первый ответит на вопрос, тот выбирает себе дорожку.

На экране – слайд № 1 отборочного для финалистов

Итак, первый вопрос.

1. В англо-русском словаре слово «curfew» имеет три значения. Одно из них – вечерний звон, сигнал для гашения света, второе – колпачок для тушения огня. В качестве третьего значения в словаре значится некое словосочетание. Должность, имеющая непосредственное отношение к этому словосочетанию, упоминается и в «Капитанской дочке«, и в «Графе Монте-Кристо», и в «Соборе Парижской богоматери». Назовите упомянутое словосочетание.

Ответ: Комендантский час.

Комментарии: В перечисленных произведениях не последнюю роль играют различные крепости и, соответственно, их коменданты.


На экране – слайд № 2 финального тура.

2.  В работе над «Капитанской дочкой» А.С. Пушкину очень помогли детские воспоминания какого писателя, сына боевого офицера?

Ответ:  Крылов был очевидцем осады Оренбурга отрядами Е. Пугачева.

На экране – слайд № 3 финального тура.

3.Что скрыл Гринев на допросе? (имя Марьи Ивановны)

На экране – слайд № 4 финального тура.

4.Кто расстроил первую попытку дуэли? (Иван Игнатьич все рассказал Василисе Егоровне)

На экране – слайд № 5 финального тура.

5. Кто отвлек Гринева во время дуэли? (Савельич)


Ведущий:

--- Дорожки финалистами выбраны, нам остаётся пожелать ребятам удачи. Именно сейчас по результатам последнего финального конкурса мы узнаем, кто станет победителем нашей игры. ФИНАЛ!


На экране – слайд № 1 финала.

1.Какой сон увидел Петр Гринев, задремав в кибитке во время бурана?

(Он приехал домой, в кровати отца видит бородатого мужика, мать говорит, что это посажёный отец и велит целовать ему руку; Гринев хотел бежать, но мужик вскочил с постели, выхватил топор и стал махать во все стороны.)


1. Что объединяет такие произведения А.С.Пушкина как «Дубровский», «Капитанская дочка«, «Выстрел», «Метель», «Полтава» и «Бахчисарайский фонтан»?

Ответ: героини этих произведений носят имя Мария.

На экране – слайд № 2 финала.

1. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва? предвещает развитие отношений двух персонажей и характеризует Пугачёва


На экране – слайд № 3 финала.

  1. Какая книга «всегда имела сильное впечатление» на Гринёва?(Придворный календарь)


2. Пушкин в «Капитанской дочке» описывает такой случай: перед нападением Пугачёва на крепость комендант, прощаясь с семьёй, велел Маше надеть сарафан.Почему он так поступил? (Сарафан – это одежда русских крестьянок, а людей из народа пугачёвцы не трогали. Значит, капитан не был уверен, что крепость выстоит)


На экране – слайд № 4 финала.


2. Какую главу предваряет собой эпиграф:

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-

спросил он ласково». (А.Сумароков) «Мятежная слобода»


На экране – слайд № 5 финала.

  1. Какой породы была собачка императрицы Елизаветы II?(Белая собачка английской породы)


3. Как решил судьбу Гринева Пугачев? Процитируйте его слова.

(“Так и быть. Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь”)

Ведущий:

А сейчас я предоставляю слово жюри для заключительного слова и награждения победителя.

4. За кого выдавал себя Е.Пугачев? (За государя Петра 111).



6. Награждение победителя и лучших теоретиков.

Награждение: 3 диплома

Итог игры.

Сегодняшняя игра доказала, что среди вас есть настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны творчества великого Пушкина разгаданы сегодня, впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы еще не раз обратитесь к произведениям нашего великого поэта и откроете для себя что-то новое. И пусть



Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Пушкин есть Пушкин навеки,
Ровесник новых и былых годов.
Поэта время отнесло далеко,
Но нет нигде – ни рядом, ни вдали –
Для слова русского такого срока,
Чтобы стереть его с лица земли.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!