СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи:

формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению литературы;

— повторить материал по теме «Фольклор»; проверить умение определять жанры фольклора, знание литературоведческих терминов; привить любовь к родной речи.

— развитие коммуникативных навыков;

—воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.

Оборудование: выставка книг (На стенде разместить книги: Меркурьев И.С. «Так говорят Кольские поморы», Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. «Храни огонь родного очага», Пантелеева Л. Т. «С любовью к родному краю», Парфёнцева Ю. А. «Чудеса Заполярья», Криничная Н. А. «Предания Русского Севера»), картина Н.Морозова «Песня»

Просмотр содержимого документа
«Игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ»»

Игра «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ» Цели и задачи:

—формирование познавательного интереса и положительной мотивации к изучению литературы;

— повторить материал по теме «Фольклор»; проверить умение определять жанры фольклора, знание литературоведческих терминов; привить любовь к родной речи.

— развитие коммуникативных навыков;

—воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.

Оборудование: выставка книг (На стенде разместить книги: Меркурьев И.С. «Так говорят Кольские поморы», Пантелеева Л. Т., Лявданский Э. К. «Храни огонь родного очага», Пантелеева Л. Т. «С любовью к родному краю», Парфёнцева Ю. А. «Чудеса Заполярья», Криничная Н. А. «Предания Русского Севера»), картина Н.Морозова «Песня»

Подготовительная работа и оборудование:

- формирование команд из учащихся 8 класса;

- подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами, бочонка;


Ход игры:

Игра включает разминку и шесть геймов.

Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите краткости здоровой силы, которая создаёт образ двумя - тремя словами.

М. Горький

Учитель сообщает тему, и этапы игры. Знакомит с эпиграфом.

Разминка.

Учитель: Разминка, которую мы проведём перед геймами, напомнит нам значение фольклора в жизни человека. У нас две команды. Каждая команда получает по одному вопросу.

На доске записана цитата фольклориста, профессора Ю.М. Соколова. 1. Задание команде: вставьте в цитату слово, подходящее по смыслу. «______ - это отзвук прошлого и вместе с тем громкий голос настоящего». (Фольклор)

Кому принадлежат эти слова? «Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». (А.С.Пушкин)

1-й гейм «Дальше, дальше, дальше»...

Слово учителя: Ваша задача: за 1 минуту дать максимальное количество ответов. Если вопрос вызывает затруднение, то необходимо сказать «дальше» (каждой команде предлагается по 8 вопросов).

  1. Что в переводе с английского обозначает слово «фольклор»? (Народная мудрость, народное творчество)

  2. Кто первый употребил термин «фольклор» в одной из своих статей, после чего этот термин поддержали в других странах? (Английский историк Вильям Томсон)

  3. Как называется наука, изучающая фольклор? (Фольклористика)

  4. Каково значение слова «скоморох»? (Народный артист)

  5. Кто является автором словаря «Живая речь Кольских поморов»? (Меркурьев И.С.)

  6. Главный былинный богатырь, любимец народа. (Илья Муромец)

  7. Как называется исполнение песни без сопровождения музыкального инструмента? (Акапелла)

  8. Определить жанр выражения «Не мало ли вас, не надо ли нас»? (Присловье)

  9. Символом чего в фольклоре является мутная вода, холод? (Символом печали, тоски)

  10. Символом чего в фольклоре являются образы свежего цветка, травки, весёлой молодой берёзки? (Символом счастья)

  11. Какова роль загадки в древности? (Испытание мудрости человека)

  12. Жители каких селений Кольского полуострова чаще других пользовались рукописными книгами? (Умба, Варзуга)

  13. Укажите название рубахи, которую носила поморская девушка целую неделю перед венцом. (Убивальница)

  14. Как называют учёного, специалиста в области народного творчества? (Фольклорист)

  15. Героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях. Укажите этот жанр. (Былина)

  16. Коротенькая, четырёхстрочная (реже - шестистрочная) песня. Укажите жанр. (Частушка)

2-й гейм «Я в коробочке лежу».

Слово учителя.

Я в коробочке лежу,

Своей очереди жду.

Счастливый случай, подвернись,

На глаза мне попадись!

(Учащиеся поочерёдно вытаскивают номера вопросов. Отвечают. Команде, вытащившей подкову «Счастливый случай», засчитывается 3 балла.)

1.

Одинаково или по-разному понимают термин «фольклор» в разных странах? Докажите. (По-разному. Западноевропейские и американские учёные фольклором называют все виды народного искусства. В России фольклором называют словесное искусство народа. Если речь идёт о музыкальном творчестве, о народной музыке, то так и говорят: музыкальный фольклор.)

2.

Назовите не менее десяти жанров русского фольклора.
(Сказка, былина, бывальщина, песня, загадка, пословица, поговорка, частушка, байка - колыбельная, скороговорка, легенда, прибаутка, заговор, дразнилка, считалка.)

3.

Отгадайте 3 поморские загадки.

 

а)

Еду - еду - следу нету.
Режу - режу - крови нет. (Лодка)

 

б)

Утка в море,
Хвост на угоре. (Ковш)

 

в)

Четыре четырки да две растопырки,
Один верток да два прутышка. (Кот: 4 ноги, 2 уха, хвост, пара усов)

4.

Каково значение литературоведческого термина «песня»? Назовите группы песен. (Песня - небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Песни бывают:

 

а)

исторические;

 

б)

лирические: любовные, ямщицкие, разбойничьи, рекрутские, обрядовые и т. д.)

5.

Какую картину воссоздаёт поморская песня? (Просмотр фрагмента видеозаписи).
(Девушка ждёт своего парня с моря, она плачет, грустит, а когда видит судно в море, радуется.)

6.

Определите жанр произведения, исполнительницей которого была сказительница Марфа Крюкова.

 

 

Как подуют - то ветры буйные,
Растревожится тогда да море Белое,
Никуда от шуму морского да не уйдёшь никак.
На круты горы зайдёшь - да всё слыхать его,
За тобой море гнается да настигает тебя...
(Былина.)

7.

Вставьте слово, подходящее по смыслу.
А какие _______. пели! Говорят, когда, бывало, жёнки _______ заведут - мужики работать бросают: слушать хочется ________, они здесь были особые - долгие, как тундра, и широкие, как душа. (Песня.)

8.

Название какого жанра пропущено в тексте?

 

 

Много чудесных ... ходит об этой женщине (о Татьяне Ивановне Куковеровой, жительнице Поноя). Она безвозмездно лечила и лопарей, и поморов, возглавляла рыбацкие промысловые артели. Лопари называли её «царицей». (Легенда.)

9.

О каком жанре идёт речь?
Здесь может рассказываться как о всякой нечистой силе, неправдоподобных происшествиях, так и об исторических событиях. (Бывальщина.)

10.

Укажите жанр.
Чудак - покойник: умер во вторник, стали гроб тесать, а он вскочил, да и ну плясать. (Прибаутка.)

11.

Что необходимо, чтобы стать хорошим сказителем?
(Надо иметь хорошую память, хорошее знание текстов и напевов, умение художественно передавать их, обладать даром импровизации.)

12.

Когда началось научное собирание и изучение фольклора? (30-е годы 19-го века.)

13.

«Счастливый случай». (Подкова.)


3-й гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу по 1-му вопросу.

4-й гейм «Тёмная лошадка».

Слово учителя .Попробуйте угадать, кто проведет этот гейм. Вторая часть слова, обозначающего место работы «Тёмной лошадки», в переводе с греческого означает «хранилище». (Библиотекарь, библио - книга, тека – хранилище.)

(Библиотекарь знакомит учащихся с выставкой книг, задаёт вопросы)

1.

Как относились к народному творчеству во времена правления царя Алексея Михайловича?
(В это время борьба властей и церкви с народным творчеством усилилась. За исполнение народных песен и сказок наказывали, высылали из городов.)

2.

Укажите эпитеты в песне «Охота на тюленей».

 

 

Сила земна,
Сила водяна,
Земна толщина,
Морска глубина.
Зверь идёт,
Зверя ведёт!
Стрела калёна,
Тетива шелкова,
Зверь идёт,
Зверя ведёт!

5-й гейм «Мы очень любим сочинять»...

 

Мы очень любим сочинять,
Творить, мечтать, придумывать.
Судьбу фольклора нам решать,
Работу эту продолжать!

Командам было предложено подготовить ответ на вопрос: будет ли жить фольклор в 21 м веке?

6-й гейм «Гонка за лидером».

Каждая команда получает по 3 вопроса.

1.

Назовите художника, написавшего картину «Песня». (Николай Морозов.)

2.

Какой новгородский писатель, автор исторических романов: «Ветер времени», Святая Русь», «Отречение», прошёл пешком по всем сёлам Терского берега, чтобы услышать, как звучит чистая новгородская речь 13-го - 15-го веков? (Дмитрий Балашов.)

3.

Творчество каких поэтов питала поэзия частушек?
(С. Есенин, М. Исаковский, А. Твардовский, Д. Бедный.)

4.

Наши - то поморы стеной стояли,
Родину свою хранили,
Врага на Белое море не пущали,
Да и Москву сберегли.

О какой войне идёт речь в рекрутской песне?
(Война 1812-го года. В ней участвовал полк, сформированный из северян.)

5.

Где исполнялись плачи и причитания?
(Свадьба, проводы рекрутов на царскую службу, похороны.)

6.

Отгадайте поморские загадки.

 

а)

50 поросят в один голос голосят. (Печка в бане «каменка».)

 

б)

Мать толста, дочь красна,
Отец горбоватый, сын кудреватый. (Печь, огонь, кочерга, дым.)

Жюри подводит итоги игры

Слово учителя. Пусть не станете вы фольклористами, но любовь к родной речи, к родным песням и преданиям пронесите через всю жизнь. На протяжении всей русской истории фольклор был национальным сокровищем, и это сокровище мы должны знать, беречь и любить с юных лет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!