СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игры и упражнения по ФЭМП

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

1. Числовой ряд

  Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами 1 до 10. При этом каждому из детей даётся определённое, количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые цифры встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очерёдности берёт карточку с цифрой, открывает и кладёт перед собой . Затем первый играющий открывает ещё  одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребёнок кладёт карточку левее первой, если больше – правее. Если же он возьмёт карты с числом, уже открытым  им, то возвращает её на место, а право хода передаётся соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

2.Придумай сам.

                                 (В игре участвуют от четырёх до семи человек)

 

   Дидактическая задача. Учитель детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместители других предметов и наоборот.

   Материал. Набор различных предметов, например, брусок, палочка, конус, пластмоссовый  шарик, полый цилиндр, деревянное колечко(можно от пирамидки). Картинки с  изображениями, напоминающими каждый из имеющих предметов(по 4 картинки для каждого предмета). Цвет, размер, пропорции рисунка  могут быть произвольными, вожно, чтобы хоть что-то в рисунке напоминала данный предмет: санки, одежная щётка, мыло, автобыс  – брусок; карандаш, удочка, нож, ложка- палочка; ракета, морковь, ёлочка, мячик – шарик; бутылка, ваза, стакан, наперсток –цилиндр; кольцо, бублик, колесо, пяльцы – колечко.  

Вариант 1.

Руководство. Дети усаживаются вокруг стола, каждый ребёнок получает какой-либо предмет.  Воспитатель спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребёнок, имеющий палочку, отвечает: «У меня»- и показывает, как рисуют. Педагог даёт ему карточку, на которой изображен карандаш. Затем продолжает. «Кто может со своим предметом поиграть , как  с мячиком?» Ребёнок, имеющий шарик, показывает, как он это может сделать. Точно так же воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому ребёнку3-4 раза увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками.В конце игры педагог хвалит детей.  

 

Вариант 2.

Воспитатель выкладывает на стол сразу несколько предметов(например брусок, камешек, палочку, лоскуток, коробку) и спрашивает, что из этих предметов могло бы быть в игре мылом, булкой, картощкой, одеяльце, трубкой для врача, ванночкой и пр.

Примечание. Воспитатель должен всегда поощрять детей, когда они самостоятельно в сюжетных играх используют различные предметы в качестве заместителей других.

 

Гномы с мешками

 

                                    (В игре участвуют вся группа детей)

 

            Дидактическая задача. Учить детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

Материал. 1.3 вырезанных из бумаги или нарисованных гнома.

3  небольших мешочка. Наполненных  песком, крупой или бусинками. Один мешочек полный, второй заполнен на 2/3, а третий – на 1/3.

3.3 бумажные полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.

Руководство. Дети рассаживаются за столом. Воспитатель кладёт перед ними картинки с изображением гномов и мешочки. Он сообщает, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести: один тяжёлый, другой полегче, а третий совсем лёгкий(даёт каждому из играющих подержать все 3 мешочка). Чтобы работы у гномов было поровну, они всё время меняются мешками: то один гном несёт полный мешок, то другой, то третий.

   Взрослый говорит, что узнать, какой мешочек у какого гнома, можно по полоскам (показывает детям бумажные полоски разной длины). Вместе с детьми определяет, что самая длинная полоска обозначает самый тяжелый мешочек, средний - средний по тяжести, а самая короткая - самый лёгкий мешочек. Затем предлагает поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребята, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед  каждым гномом, а кто – нибудь  из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры и упражнения

 

         Для формирования у дошкольников математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количество и цифры,  развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в весёлой, занимательной и доступной форме.

 

        Если у ребёнка возникают трудности при счёте, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зелёных. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считать разные предметы(книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребёнка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

  

        Приобретению навыков устного счёта способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры Таким предметом  являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребёнка.

 

       Очень важно научить ребёнка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, вверху, внизу). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.

 

        Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребёнка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например:  стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребёнком кубики разного цвета. Пусть зелёных кубиков будет семь, а красных – пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте ещё два красных кубиков. Что теперь можно сказать о красных кубиках?

 

Просмотр содержимого документа
«Игры и упражнения по ФЭМП»

1. Числовой ряд

Двое детей, сидящих за одним столом, раскладывают перед собой лицевой стороной вниз карточки с цифрами 1 до 10. При этом каждому из детей даётся определённое, количество карточек с цифрами (например, до 13). Некоторые цифры встречаются в наборе дважды. Каждый играющий в порядке очерёдности берёт карточку с цифрой, открывает и кладёт перед собой . Затем первый играющий открывает ещё одну карточку. Если обозначенное на ней число меньше числа открытой им ранее карты, ребёнок кладёт карточку левее первой, если больше – правее. Если же он возьмёт карты с числом, уже открытым им, то возвращает её на место, а право хода передаётся соседу. Выигрывает тот, кто первым выложил свой ряд.

2.Придумай сам.

(В игре участвуют от четырёх до семи человек)


Дидактическая задача. Учитель детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместители других предметов и наоборот.

Материал. Набор различных предметов, например, брусок, палочка, конус, пластмоссовый шарик, полый цилиндр, деревянное колечко(можно от пирамидки). Картинки с изображениями, напоминающими каждый из имеющих предметов(по 4 картинки для каждого предмета). Цвет, размер, пропорции рисунка могут быть произвольными, вожно, чтобы хоть что-то в рисунке напоминала данный предмет: санки, одежная щётка, мыло, автобыс – брусок; карандаш, удочка, нож, ложка- палочка; ракета, морковь, ёлочка, мячик – шарик; бутылка, ваза, стакан, наперсток –цилиндр; кольцо, бублик, колесо, пяльцы – колечко.

Вариант 1.

Руководство. Дети усаживаются вокруг стола, каждый ребёнок получает какой-либо предмет.
Воспитатель спрашивает: «У кого предмет похож на карандаш?» Ребёнок, имеющий палочку, отвечает: «У меня»- и показывает, как рисуют. Педагог даёт ему карточку, на которой изображен карандаш. Затем продолжает. «Кто может со своим предметом поиграть , как с мячиком?» Ребёнок, имеющий шарик, показывает, как он это может сделать. Точно так же воспитатель обыгрывает остальные предметы, давая возможность каждому ребёнку3-4 раза увидеть в своем предмете сходство с другими предметами или игрушками.В конце игры педагог хвалит детей.



Вариант 2.

Воспитатель выкладывает на стол сразу несколько предметов(например брусок, камешек, палочку, лоскуток, коробку) и спрашивает, что из этих предметов могло бы быть в игре мылом, булкой, картощкой, одеяльце, трубкой для врача, ванночкой и пр.

Примечание. Воспитатель должен всегда поощрять детей, когда они самостоятельно в сюжетных играх используют различные предметы в качестве заместителей других.


Гномы с мешками


(В игре участвуют вся группа детей)


Дидактическая задача. Учить детей соотносить реальные предметы с их заместителями по величине.

Материал. 1.3 вырезанных из бумаги или нарисованных гнома.

3 небольших мешочка. Наполненных песком, крупой или бусинками. Один мешочек полный, второй заполнен на 2/3, а третий – на 1/3.

3.3 бумажные полоски разной длины: длинная, средняя и короткая.

Руководство. Дети рассаживаются за столом. Воспитатель кладёт перед ними картинки с изображением гномов и мешочки. Он сообщает, что гномы несут мешочки в свой домик, но мешочки разной тяжести: один тяжёлый, другой полегче, а третий совсем лёгкий(даёт каждому из играющих подержать все 3 мешочка). Чтобы работы у гномов было поровну, они всё время меняются мешками: то один гном несёт полный мешок, то другой, то третий.

Взрослый говорит, что узнать, какой мешочек у какого гнома, можно по полоскам (показывает детям бумажные полоски разной длины). Вместе с детьми определяет, что самая длинная полоска обозначает самый тяжелый мешочек, средний - средний по тяжести, а самая короткая - самый лёгкий мешочек. Затем предлагает поиграть с гномами, которые с помощью полосок будут загадывать ребята, кто из них несёт какой мешочек. Воспитатель раскладывает по одной полоске перед каждым гномом, а кто – нибудь из детей в соответствии с полосками размещает перед гномами мешочки.





















Дидактические игры и упражнения



Для формирования у дошкольников математических представлений используйте разнообразные дидактические игры. Такие игры учат ребёнка понимать некоторые сложные математические понятия, формируют представления о соотношении цифры и числа, количество и цифры, развивают умения ориентироваться в направлениях пространства, делать выводы. При использовании дидактических игр в обучении дошкольников математике широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в весёлой, занимательной и доступной форме.



Если у ребёнка возникают трудности при счёте, покажите ему, считая вслух, два синих кружочка, четыре красных, три зелёных. Попросите вашего дошкольника самого считать предметы вслух. Как можно чаще считать разные предметы(книжки, мячи, игрушки и т.д.), время от времени спрашивайте у ребёнка: «Сколько чашек стоит на столе?», «Сколько лежит журналов», «Сколько детей гуляет на площадке?» и т.п.

Приобретению навыков устного счёта способствует обучение дошкольника понимать назначение некоторых предметов бытового обихода, на которых написаны цифры Таким предметом являются, например, часы. При работе с часами дошкольники не только изучают цифры, но и учатся определять время. Важно учесть, чтобы цифры на циферблате были арабские, т.е. привычные для глаз ребёнка.



Очень важно научить ребёнка различать расположение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева, вверху, внизу). Для этого вы можете использовать разные игрушки. Расставьте игрушки в разном порядке и спросите, что стоит впереди, позади, что находится сверху, что снизу, что справа, слева и т.д.



Дошкольник также должен усвоить такие понятия математики, как много, мало, один, несколько, больше, меньше, поровну. Во время прогулки или дома просите ребёнка назвать предметы, которых много, мало, один предмет. Например: стульев много, стол один; книг много, тетрадей мало. Положите перед ребёнком кубики разного цвета. Пусть зелёных кубиков будет семь, а красных – пять. Спросите, каких кубиков больше, каких меньше. Добавьте ещё два красных кубиков. Что теперь можно сказать о красных кубиках?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!