СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игровые и коммуникативные технологии в работе с детьми во внеурочной деятельности.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе обозначены технологии, которые использую при организации внеурочной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Игровые и коммуникативные технологии в работе с детьми во внеурочной деятельности.»

«Игровые и коммуникативные технологии в работе с детьми во внеурочной деятельности» Романенкова Наталья Николаевна Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №8» г.о. Королев 2018 г.

«Игровые и коммуникативные технологии в работе с детьми во внеурочной деятельности»

Романенкова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №8»

г.о. Королев

2018 г.

 «Игра-это жизненная лаборатория…»      С.Т. Шацкий  «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.»  В.А. Сухомлинский «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»       А.С. Макаренко

«Игра-это жизненная лаборатория…» С.Т. Шацкий

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.»

В.А. Сухомлинский

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.»

А.С. Макаренко

 Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Существенным признаком педагогической игры является четко поставленная педагогическая цель и соответствующий ей педагогический результат , которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая воспитательная технология - последовательная совокупность игровых действий, ведущая к получению запланированных воспитательных результатов. Игровая технология реализуется в единстве с коммуникативной технологией.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Существенным признаком педагогической игры является четко поставленная педагогическая цель и соответствующий ей педагогический результат , которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая воспитательная технология - последовательная совокупность игровых действий, ведущая к получению запланированных воспитательных результатов.

Игровая технология реализуется в единстве с коммуникативной технологией.

Коммуникативные технологии диалог работа в парах работа в группах ведение дискуссии проектная деятельность Реализуются в процессе совместного поиска решений, проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия участников воспитательного процесса, в том числе игровой деятельности.

Коммуникативные технологии

  • диалог
  • работа в парах
  • работа в группах
  • ведение дискуссии
  • проектная деятельность

Реализуются в процессе совместного поиска решений, проблемных ситуаций на основе активного взаимодействия участников воспитательного процесса, в том числе игровой деятельности.

Функции игры

1. Обучающая функция - развитие общих учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.;

2. Развлекательная функция - создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

3. Коммуникативная функция - объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения. 4. Релаксационная функция - снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

5. Психотехническая функция - формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

6. Самореализации и самовыражения - стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, более полно раскрыть свой потенциал. 7. Компенсаторная функция - создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

8. Диагностическая - выявление отклонений от нормативного поведения.

Значение игры для ребенка Самоанализ . В игре ребенок постоянно сравнивает себя с другими детьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность. Достижение эмоциональной близости . Игра дает больше возможностей для достижения важной для ребенка эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность. Развитие прогностических функций . В игре у ребенка развиваются важные прогностические функции поведения. Для ребенка очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в “ближайшем будущем”. Приобретение социального опыта . В игре ребенок приобретает опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей.

Значение игры для ребенка

Самоанализ . В игре ребенок постоянно сравнивает себя с другими детьми, сопоставляет, анализирует и на основе этого анализа корректирует свое поведение. Это касается не только его физических качеств, но и таких, как ум, смелость, коммуникабельность.

Достижение эмоциональной близости . Игра дает больше возможностей для достижения важной для ребенка эмоциональной близости, путем его вовлечения в совместную значимую деятельность.

Развитие прогностических функций . В игре у ребенка развиваются важные прогностические функции поведения. Для ребенка очень сложно предположить результаты своих действий и деятельности в целом, поскольку в основном их результат отнесен на неопределенное будущее, в то время как результат игры известен в “ближайшем будущем”.

Приобретение социального опыта . В игре ребенок приобретает опыт улаживания конфликтов, справедливого распределения результатов совместной деятельности, опыт распределения социальных ролей.

Значение игры для ребенка Развитие воображения . Игра развивает воображение ребенка. Эта функция игры особенно важна для детей дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности. Преодоление комплексов и страхов . В игре детям легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует. Ощущение полноценности собственного бытия. Одной из важнейших проблем для подростка является его отчужденность от мира взрослых. Этот мир непонятен, загадочен, запретен и в то же время привлекателен. Игра способствует созданию детьми своего особого мира, отличного от мира взрослых. В этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей.

Значение игры для ребенка

Развитие воображения . Игра развивает воображение ребенка. Эта функция игры особенно важна для детей дошкольного возраста. Воображение позволяет ребенку приобретать опыт, устанавливая взаимоотношения между предметами и явлениями действительности.

Преодоление комплексов и страхов . В игре детям легче преодолеть собственные страхи, поскольку моделируемая действительность управляется тем, кто ее моделирует.

Ощущение полноценности собственного бытия. Одной из важнейших проблем для подростка является его отчужденность от мира взрослых. Этот мир непонятен, загадочен, запретен и в то же время привлекателен. Игра способствует созданию детьми своего особого мира, отличного от мира взрослых. В этом мире есть свои правила, традиции, свой язык, секреты, тайны, особые отношения. В эмоционально-психологическом смысле наличие такого особого мира уравнивает взрослых и детей.

Требования к организации игры Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Понимание детьми смысла и содержания игры, ее правил, идеи каждой игровой роли. 3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

Требования к организации игры

  • Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
  • Понимание детьми смысла и содержания игры, ее правил, идеи каждой игровой роли.

3. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.

Классификация игр по содержанию поставленных задач на знакомство на сплочение коллектива на выявление лидера розыгрыши познавательные развлекательные творческие по месту проведения на воздухе в воде в помещении по степени активности  малоподвижные подвижные «сидячие»

Классификация игр

по содержанию поставленных задач

  • на знакомство
  • на сплочение коллектива
  • на выявление лидера
  • розыгрыши
  • познавательные
  • развлекательные
  • творческие

по месту проведения

  • на воздухе
  • в воде
  • в помещении

по степени активности

  • малоподвижные
  • подвижные
  • «сидячие»

Игры на знакомство

«Снежный ком» Дети и вожатые садятся в круг. Первый (например, вожатый) называет свое имя. Следующий (удобнее - по часовой стрелке) называет имя первого и своё. Третий должен назвать два предыдущих имени и своё, и так дальше по кругу. Если сбились, начинают вновь, но уже с того на ком игра прервалась.

«Цып-цап».  Образуется круг. Ведущий указывает на игрока и говорит или цып, или цап. Если ведущий говорит цып, участник называет имя соседа слева, если ведущий говорит цап, то имя соседа справа.

«Покрывало» Детям предлагают разделиться на две команды. Вожатые становятся посередине комнаты, команды по разные стороны от них. Вожатые держат покрывало, как бы отгораживая команды друг от друга. Покрывало поднимается, но так чтобы нижним концом оно не поднималось выше пола. После этого вожатые показывают в каждой команде на одного из детей (либо команда сама выбирает), тот на кого указали должен подойти и присесть со своей стороны покрывала (главное, чтобы его не заметил игрок другой команды). Когда оба игрока сидят, вожатые опускают покрывало, чтобы участники видели друг друга. Цель сидящего быстро назвать имя игрока сидящего с другой стороны покрывала. Назвал - очко команде. В конце подводится итог.

Игры на знакомство

«Ложный портрет» Участники делятся на пары. Каждый расспрашивает друг о друге  (имя, возраст, место жительства, хобби и т.д.). Затем каждый называет  о своем напарнике 4 характеристики: 3 правдивых и 1 придуманную. Задача всех  участников - узнать, какая информация ложная.

«Силуэт» . Участники делятся на пары. Каждая пара получает 2 листа бумаги и  1 маркера (фломастера). 1- ый игрок ложится на лист и рассказывает о себе  (имя, возраст, увлечение и т.д.). В это время 2-й игрок осторожно обводит  контур его части тела (рука, нога) и пишет кратко информацию, полученную

во время творческой работы. После этого игроки меняются местами. Готовые "работы" вывешиваются. 1. Угадывают, кто это. 2. Указывается на силуэте, кто изображен.  Варианты: вырезанные элементы лиц из журналов наклеить на лица (по  желанию, что кому нравится). 

«Бип». Играющие рассаживаются в круг. Водящий с завязанными глазами  ходит внутри круга, периодически садясь к играющим на колени. Его задача -  угадать, к кому он сел. Садиться надо спиной к играющему, так, как будто  садишься на стул, ощупывать руками не разрешается. Тот, к которому водящий  сел на колени, должен сказать "БИП", желательно "не своим голосом", чтобы  не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то они меняются  ролями; игра продолжается .

Игры на сплочение коллектива

«Мигалки». Дети встают в два круга — внутренний и внешний, лицом в центр круга. Так образуются пары: один — из внутреннего круга — стоит спиной к напарнику и смотрит на водящего; другой — из внешнего круга — стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной. Водящий находится в центре внутреннего круга (без пары), он подмигивает кому- либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, водящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину водящего, а игрок, упустивший напарника, становится водящим.

«Печатная машинка». Игра учит сосредоточенности, собранности, развивает умение действовать группой. По очереди игроки называют по букве алфавита, запоминая доставшиеся им буквы. Ведущий предлагает напечатать телеграмму с определенным текстом. Например: «Еду. Встречай. Гном». Перед началом и в конце фразы вся группа должна хлопнуть в ладоши два раза. Затем один раз хлопает, «печатая букву», тот, кому досталась первая буква телеграммы, за ним тот, у кого вторая буква, и т. д. После того, как слово «напечатано», вся группа делает один хлопок, отделяя таким образом слова друг от друга. Игра продолжается, пока группа не передаст всю телеграмму «Печатная машинка» проводится молча.

Игры на сплочение коллектива «Голоса животных» Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения. Гасится свет. Задача игроков —найти партнера по голосу выбранного животного. «Человеческий альянс» Группа состоит из 10-12 человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой — с другим. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения. «Художественная эстафета»  Играющие делятся на две группы. Задача групп - быстрее соперника   нарисовать животное (предмет и пр.) за определенный отрезок времени.   Правило игры - каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию.  Вариант А: каждый человек может нарисовать только одну линию.  Вариант Б: каждая группа рисует животное (предмет и пр.) на скорость без   временных границ.

Игры на сплочение коллектива

«Голоса животных»

Дети разбиваются на пары и выбирают голос какого-либо животного. Затем они расходятся по разные стороны помещения. Гасится свет. Задача игроков —найти партнера по голосу выбранного животного.

«Человеческий альянс»

Группа состоит из 10-12 человек. Участников просят встать в круг, дотянуться и взяться правой рукой с одним человеком, а левой — с другим. Затем их просят распутаться, не разжимая рук. Успех зависит от того, как участники будут договариваться друг с другом. Затем дети обсуждают, как они приходят к согласию в реальной жизни, насколько важны эти соглашения.

«Художественная эстафета» Играющие делятся на две группы. Задача групп - быстрее соперника  нарисовать животное (предмет и пр.) за определенный отрезок времени.  Правило игры - каждый человек имеет право нарисовать лишь одну линию. Вариант А: каждый человек может нарисовать только одну линию. Вариант Б: каждая группа рисует животное (предмет и пр.) на скорость без  временных границ.

Игры на выявление лидера

"Ехали цыгане" Предлагаем ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из  телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров,  жеребенка на привязи. Время на подготовку задания 3 - 5 минут.  Интерпретация:  Кучер - на данный момент главный лидер - организатор в отряде  Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители  Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся "ехать", и кто способен  везти, то есть лидеры меньшего ранга.  Жеребенок - "выпавший ", но с претензиями на лидерство.  Пассажиры - основная масса. По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким  распределением ролей и на какое место они претендуют. 

" Проводник " Ребята выстраиваются в колонну по одному в затылок друг другу, положив  руки на плечи. Вожатый объясняет правила: 1. Запрет на разговоры.  2. У всех, кроме стоящего последним, закрыты глаза.  3. Последний - машинист поезда.  4. Хлопок по левому (правому ) плечу - поворот влево (вправо ).  5. Хлопок по обоим плечам - вперед.  6. Хлопок по обоим плечам двойной - назад.  7. Хлопок по обоим плечам дробью - стоп.  Задача машиниста - провести паровозик несколько поворотов. После чего  последний становится впереди всех и повторяют. Управляет лидер.

Игры на контактность

1." Поздороваться носами ". За 1 минуту поздороваться как можно с большим количеством человек. Здороваться можно руками, носами, коленками. 2. " Молекулы "  Группа хаотично передвигается по помещению. Ведущий кричит: "Объединяемся в группы по 3(4,5 и т.д.) человек. Остальные должны быстро объединиться, как было сказано, и крепко обняться в группах. Каждой микрогруппе даётся задание:1 -изобразить слона; 2-обезьяну; 3-муху. 3 . «Определи наощупь».  Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...). 4. "Остров - I". Группе сообщается, что они оказались на необитаемом острове. Вдруг на горизонте они увидели корабль. Это их последний шанс, поэтому нужно постараться любым способом привлечь к себе внимание. После этого можно спросить у группы, кто кого заметил.  5. " Остров " - 2". Группе нужно уместиться на "острове" куске ткани. Причем "вода поднимается" - т.е. размер острова уменьшается. Уменьшать можно почти до бесконечности. 6. " Путаница "(или паутинка). Все встают в круг и протягивают вперед руки. Нужно схватиться своими руками за руки разных людей, но не соседей, стоящих рядом в кругу. Затем нужно распутаться. Можно усложнить задание, если запретить разговаривать. На обсуждении путаницу можно сравнить с человеческими отношениями, которые кажутся запутанными, когда все между собой переплетены, но если всем к этому стремиться, то можно распутать. 7. " Бесконечное кольцо ". Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук, все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.

8.Мешочек . Группа встает кругом и, взяв друг друга под руки и, протянув руки вперед, перебрасывает по кругу мешочек с горохом. Главное его не уронить, т.к. в этом случае игра начинается с начала. Затем мешочек кидают через одного, потом через двоих.

Список использованной литературы 1. http://corowina.ucoz.com/  - шаблон презентации 2. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. 3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.

Список использованной литературы

1. http://corowina.ucoz.com/ - шаблон презентации

2. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I.  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.,1998.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!