СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Игра "Колесо истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная игра помогает формировать навыки работы в группе, развивает умение анализировать информацию. Через осмысление  прошлого воспитывается  позитивное отношение к истории, формируется  толерантность, развивается  познавательный интерес и кругозор обучающихся.

 

Просмотр содержимого документа
«Игра "Колесо истории"»

Колесо истории.

Цели:

  • формировать навыки работы в группе, развивать умение делать выводы

  • через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к истории, формировать толерантность

  • развивать познавательный интерес и кругозор обучающихся.



Ход:



Класс предварительно делится на 2 команды: «Пушкины» и «Ганнибал», примерно одинаковые по силе знаний (в группах есть и сильные, и средние, и слабые учащиеся); в каждой группе выбирается эксперт, который должен координировать работу своей группы в ходе игры. Каждой команде соответствует свой сектор зала, к которому они могут обратиться в случае затруднения.



Ведущий: Добрый вечер, милостивые судари и сударыни, здравствуйте, друзья!

Мы рады приветствовать вас на «Колесе истории». Надеюсь, что каждый из вас интересно проведёт время в нашем дружеском кругу, узнает много нового и интересного.

Есть одно имя, дорогое и знакомое каждому человеку, вне зависимости от литературных привязанностей и увлечений. Это Александр Сергеевич Пушкин.

Сегодня особое значение приобретают те «смыслы» творчества поэта, которые много лет не замечали. Это прежде всего, темы личного достоинства, уроки истории, гордости за свой народ. И, конечно же, вечная тема любви.

Пушкина нельзя воспринимать вне его современников. Среди окружающих его людей были добрые друзья и злые завистники, тайные и явные враги и искренние почитатели таланта, многие приятели и просто знакомые – все они по-своему влияли на жизнь и творчество поэта.

Сегодня мы поговорим о Пушкине как о литераторе, историке и гражданине.

(Команды входят и рассаживаются)

Мы отправляемся в путешествие по пушкинским местам. Вам предстоит преодолеть тысячу вёрст. За каждый правильный ответ команда получает 100 вёрст. Если команда в своём ответе сообщает дополнительные сведения, то думные дьячки по своему усмотрению добавляют вёрсты. В роли думных дьячков – педагоги (историк, литератор).

1 тур.

А.С. Пушкин любил слушать народные сказки, которые рассказывала его няня Арина Родионовна. «Вот что чудо: у моря – лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идёт – сказки сказывает, вниз идёт – песни поёт»

Вопрос: Это отрывок из народной сказки, записанной Пушкиным от няни. Что напоминает вам этот отрывок? Прочтите стихи Пушкина.

Ответ: Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Вопрос: А теперь от событий сказочных перейдём к событиям реальным. А.С. Пушкин очень любил сочинять коротенькие сатирические стихотворение как на своих друзей, так и на врагов. Вот одна из них:

«Он мало царствовал,

Но много начудесил,

Сто двадцать пять в Сибирь сослал

И пятерых повесил»

О каком событии идёт речь в этой эпиграмме и на кого она написана?

Ответ: Эпиграмма написана на императора Николая I, правившего Россией в 1825 – 1855 годах. Речь идёт о расправе над декабристами, среди которых было много друзей и знакомых Александра Сергеевича.

Ведущий: Сохранилось семь сказок няни в записи Пушкина. Известно, что одну из них он «подарил» В.А. Жуковскому, и знаменитый поэт создал на её основе «сказку о царе Берендее». Три сюжета Пушкин использовал сам.

(Участники театральной студии показывают отрывок из «Сказки о Салтане»).

Вопрос: Кто из вас помнит полное название этой сказки?

Ответ: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Ведущий: На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полон,

И вдаль глядел. Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

… И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет град заложен

Назло надменному соседу,

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твёрдой стать при море,

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам

И запируем на просторе.

Вопрос: о каком событии здесь говорится? Из какого произведения прозвучал отрывок?

Ответ: Говорится об основании Санкт – Петербурга в 1703 году. Отрывок из поэмы «Медный всадник».

Ведущий: Как известно, многие стихотворения Александра Сергеевича стали песнями и романсами. Звучит романс «Я помню чудное мгновенье…»

Вопрос - аукцион к болельщикам: Перечислите произведения Александра Сергеевича Пушкина.

2 тур.

(Участники театральной студии показывают отрывок из «Сказки о мёртвой царевне»)

Вопрос: Назвать божества, в силу которых верили древние славяне.

Ответ: Перун, Ярило, Даждьбог, Велес и т.д.

Вопрос: А.С. Пушкин дал оценку некоторым историческим деятелям, учёным, поэтам. О ком этот великий человек мог сказать так: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, он обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник.»

Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов.

(Звучит отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде»)

Вопрос: Какие правоотношения возникают между этими двумя людьми?

Ответ: Трудовые правоотношения: поп и Балда заключают трудовой договор.

(Участники театральной студии показывают отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Вопрос: Назовите, представительницей каких сословий успела побывать старуха от начала и до конца сказки.

Ответ: крестьянка – столбовая дворянка – вольная царица.

Ведущий: Все сказки Пушкин пишет уже после смерти няни. Поистине удивительна эта дружба и духовная близость неграмотной крепостной крестьянки и великого поэта. Пушкин собирался издать книгу своих сказок и в конце 1834 года набросал план этого издания. Но этим планам не суждено было сбыться по цензурным соображениям.

Вопрос: «Сказку о золотом петушке» очень долго не пропускали цензоры. Какие слова вызвали возражения цензуры?

Ответ: Дневниковая запись Пушкина от февраля 1835 года: «Цензура не пропустила следующие стихи в сказке моей о золотом петушке: Царствуй лёжа на боку! Сказка ложь, да в ней намёк! Добрый молодцам урок.»

Ведущий: Всё имеет своё начало и свой конец. Вот и подошла к концу наша игра. Слово для подведения итогов предоставляется думным дьячкам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!