Каспарова Анжела Давидовна
Учитель музыки МБОУ СОШ №29
г..Георгиевск
Урок музыки в 3 классе
Тема "Я- композитор, исполнитель, слушатель"
Цели:
Образовательная цель: Совершенствовать навыки
использования музыкальных средств выразительности.
Развивающая цель: Способствовать развитию творческого
потенциала детей, самостоятельности в творческом процессе.
Воспитательная цель: Воспитывать интерес к музыкальной
деятельности, уверенность в себе, эстетическое отношение к
жизни и искусству.
Ход урока.
У. Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились на празднике. Я думаю, что в нашем классе уже сейчас ощущается праздничное настроение: вы нарядно одеты, к нам пришло много гостей, чувствуется волнение.
Хотелось бы знать, какие праздники вы любите больше всего? (Дети вспоминают день рождения, Новый год, а так же один из классных праздников).
Расскажите, как вы представляете себя в такие счастливые моменты своей жизни.
Д. Для того, чтобы торжество получилось веселым и интересным, нужно предварительно сочинить сценарий, танцевать, петь вместе и соло и устраивать различные конкурсы.
У. Я тоже предлагаю вам на нашем сегодняшнем празднике сочинять, исполнять сочиненное, отвечать на вопросы, быть смелым, уверенными в себе и улыбаться.
Все это мы будем делать, чтобы атмосфера сегодняшнего урока была творческой и комфортной для нас и для всех, кто пришел к нам в гости.
Итак, начинаем.
Представьте, что все мы очутились в 18 веке на ночном празднике в замке. Я знаю, что у детей отлично получается фантазировать и переноситься в другое пространство.
О чем нужно позаботиться нам, чтобы обустроить такой праздник?
Д. Нужны свечи, фейерверки, вкусное угощение, праздничная одежда: модные в то время белые парики, кружевные рукава, хорошее настроение, и обязательно необходимо, чтобы весь праздник звучала МУЗЫКА.
У. В то время музыку часто писали на заказ. Теперь представьте, что вы – композиторы, и вам поступил заказ на сочинение музыки к этому ночному балу.
Наша с вами задача – легко и быстро сочинить один из музыкальных моментов этого праздника.
Интересно, как проходит процесс творчества у настоящих композиторов?
Д. Нужны фантазия, талант, музыкальные инструменты.
У. Я думаю, что у нас есть все, чтобы попробовать себя в роли композиторов.
Часто композиторы сочиняют музыку, сидя за столом, и только иногда подходит к инструменту, чтобы послушать то, что звучит в глубине души: звучит ли музыкальная правда?
Музыка, как и все живое на свете, рождается из маленького зернышка.
Д. На музыкальном языке это зерно называется зерном интонации. Интонация должна быть летящей.
У. Какой из 3-х жанров (песенный, танцевальный, маршевый) более созвучен нашему празднику?
Дети приходят к выводу, что музыка должна быть танцевальной, а характер – счастливый и радостный, значит мажорный.
У. Где звучит радость?
Д. Высоко. Подходит регистр – высокий.
У. Инструмент открыт! Подходите и ищите, голосом какого инструмента звучит радость и счастье?
Дети подходят к синтезатору, трогают клавиши, находят высокие звуки, пробуют сыграть мелодию на фортепьяно, клавесине, скрипке, каждый свой.
У. В каком темпе звучит ваша музыка?
Д. В быстром, т.е. в темпе аллегро.
У. Попробуйте каждый простучать ритм ладошками. (Дети пробуют на своем месте). Звучат аплодисменты. Самые смелые выходят и хлопают ритм перед классом. «Композиторы» свои мелодии напевают или наигрывают перед классом. Напеть сочиненную мелодию решаются самые отважные. За это также получают аплодисменты гостей, детей и одобрение учителя.
У. Какое название вы бы дали своей музыке?
Д. «Праздничная музыка», «Музыка в ночи» и т.д.
У. Заказ сделан. А теперь вам предлагают попробовать себя в роли дирижера. Руки – ваш инструмент. Они, танцующие и поющие выразят то, что вы сочинили.
Для меня, гостей и одноклассников продлите эту музыку на какое-то время.
(Дети пробуют, напевая, дирижировать).
У. (шутит) Мы увидели новый взгляд на дирижерское искусство. Исполнителем быть всегда не просто, а соло исполнять еще сложнее. Вы справились, вы – молодцы! (И снова аплодисменты гостей, одноклассников).
После паузы.
Как вы думаете: легко ли быть композитором? (Дети отмечают, что им нужно еще много узнать, прежде чем сочинять так, как это делали и делают настоящие композиторы).
У. Кого из композиторов прошлого вы знаете?
Д. Называю Бетховена, Чайковского, Грига, Моцарта.
У. Сейчас прозвучит музыка одного из этих композиторов. Он также, как и мы с вами, написал музыку на ночной праздник, и эта музыка дошла до наших времен. Даже название этого произведения близко к тому, как вы назвали свое сочинение. Она называется «Маленькая ночная музыка».
Звучит музыка.
(дети слушают очень внимательно, с большим интересом)
После слушания.
У. Я видела, как вы великолепно, по-взрослому, слушали произведение. Что вызвало ваш интерес? Поделитесь своими впечатлениями.
Д. Узнали Моцарта. Впечатления. Музыка была такой же счастливой, радостной, танцевальной. Во многом близка к той, которую сочинили они. Отмечают, что музыка их восхитила.
У. Найдите самое точное, яркое слово для определения своих чувств.
Д. Красота, простота, изящество, хрупкость, праздность.
Также вспоминают «Рондо в турецком стиле», а также то, что музыку Моцарт писал с раннего возраста.
У. Действительно, Моцарт с детства купался в музыке. Может быть счастливое детство, проведенное в маленьком городке, помогло стать ему гениальным?
В благодарность композитору за минуты счастья и радости, исполним песню «Город детства».
После исполнения.
Наш сегодняшний урок называется «Я – композитор, исполнитель, слушатель».
Кем сегодня вам понравилось быть больше? Композитором? Исполнителем? Слушателем?
Ответы разные. Среди них:
Д. 1. Сложнее было сочинять музыку, зато более интересно и увлекательно.
2. Я сегодня как на празднике побывал.
У. Любые, даже самые лучшие праздники всегда заканчиваются. В заключение нашей встречи хочу пожелать всем, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и красоту. И пусть поможет нам в этом музыка Моцарта!
Спасибо!
Источники:
Конспект полностью является собственной разработкой