Проект: «Вода - это жизнь»
2023 год
Мотив выбора темы: В своей жизни мы настолько привыкли к воде, что порой и не замечаем того, на сколько она нам необходима. Я обратила внимание на детей в своей группе, что они стали чаще интересоваться водой (откуда, какая на цвет, вкус и т.д.) и решила поддержать их интерес в данном направлении.
Практическая значимость заключается в том, что знания, которые дети получат от данной работы будут очень полезны не только для них самих, но и для их семей, заставят задуматься окружающих о том, какова роль воды в жизни человека.
Цель: выявление удивительных свойств воды, её роль в жизни человека, бережное отношение к ней.
Задачи:
1. Провести наблюдения за состоянием воды, её свойствами.
2. Развивать у детей познавательные способности в процессе совместной деятельности.
3. Формирование бережного отношения к воде.
Гипотеза: Вода обладает уникальными свойствами, которые человек и природа используют в своей жизни.
Какие формы и методы я применяла в своей работе через образовательные области?
Формы и методы организации работы через образовательные области.
Образовательная область | Содержание работы | Задачи |
Социально – коммуникативное развитие | Просмотр мультимедийной презентации «Вода – что и откуда?» Беседа «Вода нужна всем» Дежурство в группе «Уход за комнатными растениями» | Формировать знания о возникновении воды на планете Земля. Закрепить знания о значении воды в нашей жизни. Воспитывать желание заботится о комнатных растениях. Обучать практическим навыкам поливки |
Физическое развитие | Пальчиковая игра «Дождик» Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Капитошка возвращается» | Формировать представления о здоровье, его ценности, о полезных свойствах воды. |
Речевое развитие | Чтение стихов и сказок о воде: И.А. Бунин «Бушует полая вода» «Сказка о дожде» И.Ф. Тютчев «Весенние воды» | Поддерживать у детей интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к книге. Закрепить понятие: «Книга - источник знаний. |
Художественно – эстетическое развитие | Рисование «Морское дно» | Вызвать у детей интерес к рисованию. |
Познавательное развитие | Экспериментальная деятельность: - «Вода не имеет формы» - «У воды нет запаха» - «У воды нет вкуса» - «Текучесть воды» - «Пар – это тоже вода» - «Что бывает с паром при охлаждении?» - «Вода нужна всем» - «Как выйти сухим из воды» - «Животворное свойство воды» - «Полив растений» - «Как вытолкнуть воду» - «Склеивание водой» - «Как снег превращается в воду» - «Воду можно покрасить» | Уточнить представление о свойствах воды: льется, капает, течет, не имеет цвета, вкуса, запах. Для чего нам нужна вода? |
Опыт №1
«Вода не имеет формы»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды.
Материал: прозрачная тара разных размеров и форм.
Ход: Предложить ребятам налить воду в различные тары. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится.
Вывод: Жидкая вода не имеет формы.
Опыт №2
«У воды нет запаха»
Цель: знакомство детей со свойствами воды.
Материал: Прозрачные стаканчики, вода, молочный коктейль.
Ход: Предложить ребенку понюхать воду и спросить, чем она пахнет. После ответа дать ребенку понюхать молочный коктейль. А теперь чем пахнет?
Вывод: Вода жидкость, которая не имеет запаха.
Опыт №3
«У воды нет вкуса»
Цель: Выяснить, что у воды нет вкуса.
Материал: Стакан с обычной кипяченой водой, и стакан с молочным коктейлем.
Ход: Спросить у ребенка какого вкуса вода? Дать ребенку попить воду. Затем дать попить молочный коктейль. Дело в том, что дети часто слышат от взрослых, что вода вкусная. Нужно объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода».
Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 4
«Текучесть воды»
Цель: Показать, что вода течёт.
Материал: Два стакана с водой.
Ход: Дать ребенку два стаканчика – один с водой, другой – пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой. Вода льется? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и озерах, не текла бы из крана.
Вывод: Вода льется.
Опыт № 5
«Пар – это тоже вода»
Цель: Знакомство ребенка с паром, и что вода может течь.
Материал: Электрический чайник с водой.
Ход: Возьмем электрический чайник, включим его, чтобы он закипел. Нужно доказать что пар – это тоже вода. Поместить над паром маленькую тарелочку. На ней выступят капельки воды. Покажем ребенку обращая внимания на то, что по мере закипания воды появляется все больше пара. Наклоним тарелочку – видим, капельки пара потекли вниз.
Вывод: Пар - это вода.
Опыт № 6
«Что бывает с паром при охлаждении?»
Цель: показать ребенку, что в помещении пар, охлаждаясь, превращается в капельки воды; на улице (зимой) на тарелочке он становится инеем.
Материал: Стакан с горячей водой, тарелочка.
Ход: Во время прогулки родитель выносит стакан с горячей водой, накрывает его тарелочкой. Ждем, когда пар образует на тарелочке капельки воды. Затем переворачиваем тарелочку и наблюдаем, как она «обрастает» инеем.
Вывод: Пар от холодного воздуха превращается в иней.
Опыт №7
«Вода нужна всем»
Цель: Расширить представление детей о значении воды для семян.
Материал: Тара, ватные диски, семена.
Ход: Дайте каждому ребенку по несколько семян. Пусть положат в тару с намоченным ватным диском и будет поддерживать ее во влажном состоянии. И через не которое время появятся ростки.
Вывод: В результате наблюдения ребенок наглядно убедился в роли воды в прорастании растений.
Опыт №8
«Как выйти сухим из воды»
Цель: Определить, что воздух занимает место.
Материал: Прозрачный стеклянный стакан, чайная ложечка, какао.
Ход: Наполните стакан водой, подчерпните какао ложечкой, и опустите ложечку с какао в воду. Затем поднимите ложечку из воды, коснитесь пальчиком какао. Верхняя воздушная пленочка лопнет и какао окажется сухим.
Вывод: Какао покрывается воздушной пленкой, благодаря этому какао не на мокло.
Опыт №9
«Животворное свойство воды»
Цель: Подвести детей к пониманию и значению животворные свойства воды.
Материал: Прозрачный стеклянный кувшин, веточки березы.
Ход: Заранее срежьте веточки березы. Возьмите кувшин, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место.
Вывод: Пройдя некоторое время веточки ожили. Зазеленели почки и сережки.
Опыт № 10
«Полив растений».
Цель: Расширить знания ребенка о потребностях растений в свете и влаге.
Материал: Бутылка с водой комнатной температуры, растения.
Ход: Спросить у ребенка, что будет с растением, если его не поливать (оно засохнет). Какие условия нужны для растения? (вода, свет, тепло) Как нужно ухаживать за растениями? (поливать, протирать). Вода нужна растениям. А как узнать, что растению нужна вода? (нужно потрогать землю не сухая она) Давай польем растение аккуратно и не торопливо.
Вывод: Нужно вовремя поливать растения, чтобы оно не нуждалось во влаге.
Опыт № 11
«Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду опускать предметы.
Материал: Прозрачный стакан с водой, камешки, емкость.
Ход: Налить не полные стаканы с водой. Перед детьми ставится задача: опускать камешки в стакан с водой, не дотрагиваясь пальцами до неё до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв и из стакана не начнет выливаться вода.
Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
Опыт № 12
«Склеивание водой».
Цель: Развить познавательный интерес ребенка. Показать, что вода обладает склеивающим действием.
Материал: Два листа бумаги, два ватных диска, тара с водой.
Ход: Берем два листа бумаги, зажимаем между ладонями. Листы двигаются легко. Так же сделаем с ватными дисками. Затем намочим один лист и другой. Слегка нажимаем, выдавливая лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются. Так же повторяем с ватными дисками.
Вывод: Вода обладает склеивающим действием.
Опыт № 13
«Как снег превращается в воду»
Цель: показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.
Материал: Снег, плоская тарелка.
Ход: Родитель вместе с ребенком набирает в тарелку снег и предлагает ему сказать, что будет со снегом в помещении. Тарелку вносят в комнату. Вечером вместе рассматриваем талую воду, обсуждают, что и почему произошло, откуда взялся мусор?
Вывод: В тепле снег тает.
Опыт № 14
«Воду можно покрасить»
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде.
Материал: Краски, 4 стакана с водой, кисточка.
Ход: Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная). Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. Какого цвета стала вода? (Зеленая, синяя, жёлтая, красная). Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду.
Вывод: Вода легко окрашивается в любой цвет.
Результат моей работы:
Вспомним слова Конфуция: «Скажи мне – я забуду, покажи мне-и я запомню, дай мне сделать – и я пойму».