Тема: И.А. Бунин. Личность писателя. Лирика
этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ресурсы |
мотивационный | Постановка познавательных задач. создание колаборативной среды | Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации | |
анализ работ | анализ работ прошлого урока | выставляют отметки, задают возможные вопросы (викторина, эссе) | дневник тетради |
мотивационный | Инструктаж по заданию консультирование | 1.работа с эпиграфом Ищу я в этом мире сочетанья, Прекрасного и вечного. - что определяет сам автор особенностью своего творчества? -мы сегодня будем говорить о творчестве Ивана Бунина Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звёздный свет над сумраком земли.” И. Бунин Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звёздный свет над сумраком земли.” И. Бунин 3.целеполагание: определяют цели урока, исходя из эпиграфа, темы и пользуясь речевыми шаблонами | тетрадь речевой шаблон |
операционный | Инструктаж по заданию консультирование наблюдение | 1.работа с биографией Бунина: - просмотр видеофильма, выписывают 5 интересных и важных фактов о биографии Бунина - парная работа с учебником: 1 вариант – Бунин в отзывах и воспоминаниях с. 234-236, 2 вариант – художественный стиль Бунина с. 236-237, выписывают особенности, обмениваются в парах, представляют информацию противоположные варианты 2.прием «Создай паспорт»: групповая работа по анализу стихотворений Бунина с повторением правил работы в группах (в случае затруднений обращаться к учебнику с. 244-248) форма работы: фотография стихотворения (словесная или художественная, что бы вы изобразили на обложке публикации этого стихотворения) личные данные: тема и идея стихотворения особенности характера: изобразительные средства (эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.д., особенности звукописи стиха) особые приметы: каким предстает лирический герой стихотворения? работают в группах с постером, представляют информацию у доски, остальные после представления группы в течение минуты в тетрадях делают вывод об особенностях ст-ия, афиширование по желанию | тетради текст постеры |
рефлексия и оценка | Инструктаж по заданию | 1.эссе самостоятельно работают с эссе на тему «Бунин-поэт – это?»? 2.рефлексия: - что у вас на уроке получилось? почему? - что не получилось? почему? | тетради |
Домашнее задание | Инструктаж по домашнему заданию: Учить наизусть 2 любых стихотворения Бунина (1- любовное, 1 – философское). Бунин «Господин из Сан-Франциско» | Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы | Учебник, дневник |
1 группа с. 284 «Одиночество» лето 1903 за границей |
тема одиночества, непризнанности, отчасти автобиографичное, посвящено художнику Петру Нилусу быть одному – удел многих творческих людей, быть непонятыми и непризнанными | психологический параллелизм, эпитеты (холодная пустыня воды, тебе тоскливо со мной), метафоры (пустыня воды), олицетворения (жизнь до весны умерла) с – последняя строфа, трудность жизни | лирический герой пережил не один раз предательство – намек на собаку, она не предаст, творческая натура, тонкая, чувствительная |
2 группа с. 284 «Айя-София» 1903 |
тема описания главной мусульманской святыни в Стамбуле, показ двух картин мира, двух философий жизни, мир мрака (первые две строфы) и мир света, счастье человеческого существования) | эпитеты (купол необъятный, угрюмый мрак, храм светел, смиренная и священная тишина), олицетворения (страх царил) сш,ц,з вторая строфа, страх в последних строфах – мягкие гласные, блаженство жизни и любви | сторонний наблюдатель, не вписан в сюжет ст-ия |
3 группа с. 285 «К Востоку» |
красота восточного пейзажа и ландшафта, поглощение этой красотой | эпитеты (мертвые холмы, горькая полынь, мягкие крылья, сумрачно горят), метафоры (снежных гор чалмы, веет теплынь), сравнения (как дитя, как джинн пустыни, плачется шакал) в каждой строфе свои согласные: сз – зной кс – красный цвет океана песков жш- жар и ширь параллельность в строении конструкций | лирический герой тонко чувствует природу, является сторонним наблюдателем за ней |
4 группа с. 285 «Тонет солнце, рдяным углем тонет…» 1905 |
тема памяти и рода, откуда идут наши корни, Восток – это колыбель человечества, следы исчезнувших цивилизаций | эпитеты (сизая пустыня, милосердное небо, сладкий страх), метафоры (тонет солнце, твердь темно-синяя), сравнения (разольемся, как волна на берегу морском, солнце тонет рдяным углем) | тонко чувствует, размышляет, мучительно пытается понять происхождение человека |
5 группа с. 287 «Черный камень Каабы» |
описание черного камня в гласном святилище мусульман в Мекке, камень как символ веры человека, воплощение тоски человека | эпитеты (неизреченной белизны, горный снег), метафоры (померк дар), сравнения (белизны – как цвет, он жемчужной грудою сверкал, молитвы рекой текли во храм) в каждой строфе свои согласные: сюжетность каждой строфы | лирический герой – истинно верит в высшую силу, сопереживающий |
6 группа с. 288 «Магомет в изгнании» 1906 |
использована восточная легенда об изгнании пророка Магомета, тема одиночества пророка, непонятости людьми идея – вечное одиночество и скорбь пророка, гонимого людьми | эпитеты (скорбные слова, отвечал спокойно и печально), метафоры (предан пустыне и безлюдью), сравнения (слова, как источник, позабытый богом) пкст – тишина пустыни | созвучен Магомету, одинокий, печальный, непонятый |