СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гжель - русский народный промысел"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гжель - русский народный промысел, вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. В данной работе происходит знакомство детей с данным народным промыслом.

Просмотр содержимого документа
«"Гжель - русский народный промысел"»

ГЖЕЛЬ

ГЖЕЛЬ

Гжель  —  русский народный промысел , вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от  Москвы  по железнодорожной линии,  Москва  —  Муром  —  Казань . Сейчас «Гжельский куст» входит в  Раменский район   Московской области ,  Россия . До  революции  этот район относился к  Богородскому  и  Бронницкому   уездам .

Гжель  —  русский народный промысел , вид русской народной росписи, также один из традиционных российских центров производства керамики.

Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от  Москвы  по железнодорожной линии,  Москва  —  Муром  —  Казань . Сейчас «Гжельский куст» входит в  Раменский район   Московской областиРоссия . До  революции  этот район относился к  Богородскому  и  Бронницкому   уездам .

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.   Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Гжель — не только село и промысел, а целый гончарный край.  Мастерили керамику, а когда крестьяне, братья Куликовы, раскопали белую глину, — перешли на фарфор.

Гжельская глина — стратегический ресурс.   В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.   Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России. Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века

Гжельская глина — стратегический ресурс.  В ХVII веке по указу Алексея Михайловича ее использовали для аптекарских и алхимических сосудов.  Во времена Петровы шла на кирпич, при императрице Елизавете — для первого фарфорового завода в России.

Иллюстрация: Портрет императрицы Елизаветы Петровны. А.П. Антропов. Конец 50-х — начало 60-х годов XVIII века

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.   Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.   Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов. Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

Над секретом изготовления фарфора бились со времен Петра I.  Отправка шпионов успеха не принесла — справились ученые.  Описал технологию производства китайского фарфора друг Ломоносова, химик Дмитрий Виноградов.

Иллюстрация: Дмитрий Иванович Виноградов. Миниатюра неизвестного художника

Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».   Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.   Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.   В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Все секреты росписи — в «Азбуке мазков».  Под одной обложкой собрал опыт поколений Александр Салтыков.  Граф, ученый-керамист, искусствовед в середине прошлого века почти с нуля возродил промысел.  В основе — коллекция Государственного исторического музея.

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.   С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом .

Даже во времена крепостного права гжельские художники считались свободными.  С ХVI века были приписаны к Дворцовому и Удельному ведомствам и занимались только керамическим ремеслом .

Изначально гжель была разноцветная.   Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.   «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Изначально гжель была разноцветная.  Мода на кобальт пришла из Европы и Азии в ХIХ веке. Задавали тон голландские бело-синие изразцы и китайский фарфор.  «Примерила» кобальт гжель — да так бело-синей и осталась.

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает.  Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.   Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Наносится гжельский узор черным кобальтом, а синь свою после обжига получает. Гжельские мастера различают 20 оттенков синего.  Будет цвет светлее или темнее, все от мастера зависит. Как он кистью мазок положит.

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.   На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Любимый узор гжельских мастеров — роза. Прозвана в ремесленной среде Агашкой.  На фарфоровых заводах ХIХ века среди художниц-крестьянок много было Агафий. Вот и прижилось название.

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.   Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.   Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Главная тайна гжели не раскрыта до сих пор — откуда пошло название промысла.  Версий несколько: от старорусского «жгель» — посуду в печи обжигают. В честь речки Гжелки в Смоленской области.  Или от «гжиолки», как раньше называли трясогузку. Гадают уже не первое столетие.

Виды росписи на посуде

Виды росписи на посуде


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!