СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Группы коммуникативных универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются группы коммуникативных УУД

Просмотр содержимого документа
«Группы коммуникативных универсальных учебных действий»


Группы коммуникативных универсальных учебных действий


Изменение методов, требований и содержания образования при переходе с одной ступени обучения на другую нередко приводит к падению успеваемости школьников. Чаще всего за неуспехами детей стоит несформированность самостоятельной учебной деятельности. Поэтому оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования необходимо не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько по сформированности универсальных учебных действий учащихся. Важнейшее место среди основных видов универсальных учебных действий (личностных; регулятивных; познавательных и коммуникативных) занимают коммуникативные универсальные учебные действия

Современные дети к моменту поступления в школу, обладают целым рядом коммуникативных и речевых умений, а именно:

  • умение слушать, в той или иной степени, собеседника;

  • умение общаться со взрослыми и сверстниками и в общении ориентироваться на партнера;

  • умение сотрудничать и положительно к этому относиться;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

Но, как правило, на практике первоклассники не всегда уверенно владеют этими компетенциями.

 Задача учителя – научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают  социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Различают 3 группы коммуникативных УУД

  1. Коммуникация как взаимодействие.

  2. Коммуникация как условие интериоризации.

  3. Коммуникация как кооперация

  1. Коммуникация как взаимодействие.

Первая группа — коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (смысловой аспект коммуникации):

  • Понимание возможности различных позиций и точек зрения.

  • Уважение к иной точке зрения.

  • Понимание относительности оценок.

  • Обмен информацией, установление взаимопонимания.

  • Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

Общение с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией опирается на:

  • умение слушать и слышать друг друга;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

  • готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

  • умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Активное слушание – это способ ведения беседы, когда слушающий активно демонстрирует, что он слышит и понимает говорящего. Т.е. «активно слушать собеседника» означает - дать понять собеседнику о том, что вы услышали то, что он вам рассказал и готовы к взаимодействию. Почему люди не слушают?

  • Ошибочно думают, что «знают», что сейчас услышат.

  • Не находят в информации подтверждения своим мыслям.

  • Поглощены собственными переживаниями.

  • Судят, оценивают говорящего (как сказано), не стараясь понять содержание (что сказано).

  • То, что говорится, противоречит тому, что должно быть сказано.

  • Не умеют слушать.

В основе навыка активного слушания лежат психологические предпосылки, их составляющие:

  • Слуховое восприятие

  • Произвольное внимание

  • Память

  • Логическое мышление

  • Мотивация

  • Конструктивное взаимодействие «Учитель – ученик».

При нарушении работы любой из этих составляющих слушание будет неполным, неэффективным. Чтобы организовать на уроке активное слушание, учитель должен подключить к работе все вышеуказанные составляющие.


2. Коммуникация как условие интериоризации

Возникая как средство общения,

слово становится средством обобщения

и становления индивидуального сознания

Л.С. Выготский

Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям:

  • Коммуникативные речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям, способствующие осознанию и усвоению содержания.

  • Способность строить понятные для партнера высказывания.

  • Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

  • Речевое планирование и регулирование своих действий.

  • Рефлексия своих действий.

Важнейшим критерием усвоения коммуникативных универсальных учебных действий является процесс интериоризации (последовательное преобразование действия от внешней формы к внутренней через речевые формы). Чем больше возможности у ребенка в ходе урока проговорить последовательность выполнения учебных действий, тем эффективнее будет для него интериоризация, т. е. сворачивание внешнего действия во внутреннее личностное понимание. Особое значение здесь приобретает регулирующая речь (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения).

Для развития регулирующей речи должны быть:

  • организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход к речи коммуникативной);

  • в речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи;

  • речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся);

  • речь должна быть произвольной и осознанной, что найдет свое отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.

Коммуникативные УУД, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета:

  • различать особенности диалогической и монологической речи;

  • описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

  • характеризовать качества, признаки объекта;

  • выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью

  • составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

  • писать сообщения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

3. Коммуникация как кооперация

Третью большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество:

  • Коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.

  • Умение договариваться, находить общее решение.

  • Умение аргументировать, убеждать и уступать.

  • Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.

  • Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

В условиях специально организуемого учебного сотрудничества (Рубцов, 1987, 1998; Цукерман, 1993) формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т.е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.

Между тем в настоящее время становление данной способности часто запаздывает, и многие дети обнаруживают ярко выраженные индивидуалистические, «антикооперативные» тенденции, склонность работать, не обращая внимания на партнера. Поэтому приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать в группе:

  • умение договариваться, находить общее решение практической задачи (приходить к компромиссному решению) даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах (конфликт интересов);

  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

  • способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Организация групповых, парных форм работы помогает осмыслить учебные действия, распределить нагрузку, дает эмоциональную и содержательную поддержку для слабых и робких учеников.

Таким образом, каждый выпускник начальной школы должен уметь  свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке.

Коммуникативные действия считаются сформированными, если:

  1. Ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими;

  2. Знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

  3. Умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

  4. Умеет решать конфликтные ситуации;

  5. Умеет работать в группе.

 Итак, овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.











Технологическая карта формирования коммуникативных УУД в начальной школе

















1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.


3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Слушать и понимать речь других.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Участвовать в паре



5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений






6. Критично относиться к своему мнению

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.





7. Понимать другую точку зрения




6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!