СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Групповая технология обучения на уроках географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

групповая технология обучения. тема моего выступления

Просмотр содержимого документа
«Групповая технология обучения на уроках географии»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24















Сообщение на тему:


«Групповая технология обучения на уроках географии»

















Выполнила: Гомазова Т.В.

учитель географии








Павловский Посад


Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.


Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.


Применение технологии группового обучения

на уроках географии

С целью обеспечения активности учебного процесса, достижения эффективности усвоения материала, я в своей деятельности использую групповую технологию.

Групповое обучение – такая организационная форма, когда с учетом дружеских связей обучающихся и их возможностей образуются небольшие группы (3-5 человек), которые совместно выполняют какое-либо учебное задание. Именно в осуществлении социального взаимодействия в группе заключается дидактическая функция группового обучения.

В основном, использую парную деятельность на уроке.

Предстоит отработать другие формы работы, более сложные, формировать умение анализировать, сопоставлять, синтезировать и оценивать новую информацию, развивать умение слушать других, отработать роли в группах, создавать проект в группах.

При работе в группах даются более сложные задания. Подбираю в материале те разделы, которые наиболее удобны для группового изучения, и представляю его в форме проблем, предназначенных для самостоятельного решения обучающимися.

Предлагаю следующие типы задач для группового обучения: задания на поиск путей достижения цели, задания проблемного характера, задания, формирующие умения сравнивать, сопоставлять. Групповую форму работы можно сочетать с другими видами деятельности обучающихся.

Наиболее удачно групповая работа применяется при изучении объемного материала по географии в старших классах, где требуется охарактеризовать отдельные компоненты природы, экономику стран.(Центральный экономический район; Развитие транспорта мира), на уроках –практикумах при работе с контурными картами и т.д.

В зависимости от этапа, цели обучения и характера материала групповая работа применяется для сбора и систематизации конкретного материала, необходимого для последующего обобщения, для углубления понимания сущности явления, события, его характерных особенностей.

Закономерности процесса обучения, реализуемые при групповой работе

1. Эффективность учения растёт, если обучающиеся знакомы с целями обучения, знают о том, что от них ожидает педагог.

2. Новое усваивается лучше, если его рассматривают сначала в хорошо знакомой ситуации.

3. Материал усваивается лучше, если есть возможность применять его в обстановке, близкой к реальной практической ситуации.

4. Освоение умений и выработка эффективных навыков самостоятельной работы, а не только пассивного восприятия излагаемого материала.

5. Эффективно организованное обучение предусматривает формирование и развитие умений анализировать, сопоставлять, синтезировать и оценивать новую информацию.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

1 задание. Контуры континентов

Группы получают конверты с разрезанными контурами континентов. Надо собрать континенты (в конверте помещены два континента).


2 задание. Географические объекты

Каждая группа получает карточки с написанными на них географическими объектами. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.


3 задание. Знаешь ли ты карту?

Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты изображенные на картосхеме.

4 задание. Ты уверен!

Группы получают картосхемы, на которых цифрами обозначены географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное решение. При изучении экономической географии в 9-10-х классах необходимо знание расположения стран, субъектов, экономических объектов, учащиеся активно принимают участие при работе в фуппах.

5 задание. Расположение субъектов РФ на политической карте (9-й класс)

Группа получает конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы определить субъекты РФ относительно физических объектов (реки, озера, горной системы),

6 задание. Страны Мира (10-й класс)

Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира, относительно географических объектов (реки, моря, океана),

7 задание. Бытовой опыт (9-й класс)

За несколько дней перед уроком учащиеся получают опережающее задание, составить список продуктов, которые использовала семья за неделю, и рассмотреть географию их производства. Такое задание выполняется при изучении географии пищевой и легкой промышленности.

Некоторые задания можно повторить в течении года, меняя состав групп. При этом усложнять задания, в начале года работать с использованием атласов, в конце года работать по память, не используя атласы.


Технология дифференцированного обучения


также хорошо известна в методике преподавания географии. При ее применении учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровненные программы, дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.


В практике работы учителей географии широко распространена технология учебно-игровой деятельности. Однако ее реализация чаше всего эпизодична, не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности.

Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.


Модульная технология

также применима в обучении географии. Модулем называют особый функциональный узел, в котором учитель объединяет содержание учебного материала и технологию овладения им учащимися. Учитель разрабатывает специальные инструкции для самостоятельной работы школьников, где четко указана цель усвоения определенного учебного материала, дает точные указания к использованию источников информации и разъясняет способы овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий (чаще в форме тестов).


Порядок работы на уроке.

1.      Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.

2.      Создание групп учащихся.

3.      Определение содержания, этапов и времени групповой работы.

4.      Выполнение работы в группе.

5.      Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.

6.      Подведение итогов на уроке. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!