Гражданин. Право. Мораль
Роль права в жизни человека, общества, государства. Понятие права. Теории происхождения права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Право, мораль, государство, договорная теория права, теологическая теория, теория естественного права, признаки права.
Правовая ответственность. Преступление. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Отличие уголовной ответственности от других видов юридической ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие вину. , Обстоятельства. Исключающие преступность деяния. Виды наказания несовершеннолетних. Освобождение несовершеннолетних от наказания.
Правовое государство.Государство и его признаки. Теории происхождения государства. Правовое государство.
В ходе изучения материала обучающийся должен
Знать/понимать:
- мораль и право неразрывно взаимосвязаны;
- право связано с юридическими законами и государством;
- называть основные признаки права;
- объяснять отличие права от других социальных норм;
- комментировать некоторые определения права;
- характеризовать теории права;
- аргументировать свою точку зрения.
Гражданское общество и государство. Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Признаки государства. Функции государства. Типы государств. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Причины возникновения гражданского общества. Условия возникновения и развития гражданского общества. Условия формирования гражданского общества.
Конституция России. Основы конституционного строя.Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия Президента, судов, ФС.
В ходе изучения материала обучающийся должен
Знать/понимать:
- Конституция обладает высшей юридической силы, основной закон государства;
- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;
- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.
Уметь:
- объяснять, почему конституцию называют законом высшей юридической силы;
- характеризовать смысл основных понятий;
- анализировать текст конституции и др. нормативных актов
Гражданин – человек свободный и ответственный. Гражданин – человек имеющий права. Конституция РФ, конституция США. Декларация независимости. Декларация прав человека и гражданина. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Всеобщая декларация прав человека.Права человека. Всеобщая декларация прав человека. Правовой статус человека. Классификация прав человека. Три поколения прав.
В ходе изучения темы обучающийся должен
Знать/понимать:
- объяснять смысл основных понятий;
Уметь:
- анализировать основные статьи Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека;
- делать выводы;
- отвечать на вопросы;
- сравнивать положения международных документов по правам человека
Международное гуманитарное право.Основные положения международного гуманитарного права. I-IV Женевские конференции. Комбатанты. Международный комитет Красного Креста.
Частная и публичная жизнь гражданина Частная жизнь. Частное право. Гражданское общество. Публичная жизнь и публичное право. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства, частной и публичной жизни гражданина.
Труд и трудовое право Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель. Предпринимательство.
Собственность, предпринимательство, гражданское право имущественные отношения. Право собственности.
Духовная жизнь право человека на духовную свободу. Что значит быть духовно богатым, цельным человеком. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении.
Свобода совести религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Свобода совести. Вера, атеизм. Мировоззрение
Семейное право Потребность человека в семье правовые основы семейно- брачных отношений. Причины счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов.
Домашнее строительство Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет. Право на занятие предпринимательской деятельностью.
Социальные права человека Социальные права. Конституция РФ. Приватизация .Право на социальное обеспечение. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Политические права и свободы Свобода слова. Политические права граждан. Политические организации. Международный пакт о гражданских и политических правах. Гарантии реализации прав человека.
Право на образование Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование.
Личность и личный выбор Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.
Что такое мораль Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности.
Добро и зло Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности идеалы. Добро. Зло.
Долг и совесть Мораль, долг, совесть, поведение.
Роль морали в жизни человека и общества Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека.внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали.
Нравственные основы любви, брака и семьи Любовь, брак, семья, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности супругов.
Нравственная культура. Современный этикет Мораль и выгода. Человек – творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение личности. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Личность и мораль Человек, личность. Права, обязанности. Гражданин. Мораль. Право.
5. Основные требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса обществознания (включая экономику и право) обучающийся должен
знать/понимать:
- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;
- называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства;
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
- сущность общества как формы совместной деятельности людей;
- характерные черты основных сфер жизни общества;
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;
-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);
- объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые связи как внутренние, так и внешние;
- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
6. Система оценивания:
Виды контроля | Текущий | Промежуточный | Итоговый |
Формы контроля | Тестирование Устный опрос Сообщение по теме Рецензирование ответа (сообщения) | Тестирование по теме Составление таблицы (схемы) | Итоговый тест Экзамен |
традиционная пятибалльная система:
отметка «5» выставляется при условии, если учащийся полно и правильно изложил теоретический вопрос, привёл собственные примеры, правильно раскрывающие те или иные положения, сделал обоснованный вывод;
отметка «4» выставляется при условии, если учащийся (не допуская ошибок) правильно изложил теоретический вопрос, но не достаточно полно или допустил незначительные неточности, не искажающие суть понятий, теоретических положений, правовых и моральных норм. Примеры, приведённые учеником, воспроизводили материал учебника. На заданные учителем уточняющие вопросы ответил правильно;
отметка «3» выставляется при условии, если учащийся смог с помощью дополнительных вопросов воспроизвести основные положения темы, но не сумел привести соответствующие примеры или аргументы, подтверждающие те или иные положения;
отметка «2» выставляется при условии, если учащийся не раскрыл теоретический вопрос, на заданные учителем вопросы не смог дать удовлетворительный