Просмотр содержимого документа
«Готов ли ваш ребёнок к школе?»
Готов ли ваш ребёнок к школе ?
Что такое готовность к школе ?
- Функциональная готовность
- Интеллектуальная готовность
- Волевая готовность
- Мотивационная готовность
- Социально-психологическая
готовность
Функциональная готовность
Соответствие степени созревания определённых мозговых структур, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения.
- Уровень общего развития
- Глазомер
- Пространственная ориентация
- Способность к подражанию
- Развитие руки
Интеллектуальная готовность
Определённый запас знаний, развитость наглядно-действенного мышления, творческого воображения, наличие представлений о природе и т. п.
Важен не столько объём знаний, сколько их качество, осознанность, чёткость представлений.
Желательно развивать способность слушать, понимать смысл прочитанного, пересказывать, умение сопоставлять, сравнивать, выражать своё отношение к прочитанному, проявлять интерес к неизвестному.
Волевая готовность
Возможность управлять своим поведением, способность контролировать свои поступки усилием воли.
- Умение слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого.
- Действовать в соответствии с правилом.
- Использовать образец.
- Сосредотачивать и удерживать внимание на определённой деятельности в течение длительного времени.
Мотивационная готовность
Желание ходить в школу, приобретать новые знания, желание занять позицию школьника.
Варианты мотивации учения, порождающие в детях стремление заниматься учебным трудом:
- Интерес к новым видам деятельности
- Самоутверждение
- Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них
- Познавательная потребность
Познавательная потребность
Привлекательность знаний, интерес к процессу познания.
Уровень её развития - один из показателей психологической готовности к школе.
Наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, у которых небольшой объём знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать. Такие дети не проявляют обычной детской любознательности, не желают получать новые знания, избегают умственного напряжения.
Социально – психологическая готовность
Наличие таких качеств, которые помогают первокласснику строить отношения с одноклассниками, учиться работать в коллективе.
Адекватное отношение
к сверстникам, учителям,
успехам и неудачам.
Развитие речи
Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребёнка, так и уровень его логического мышления.
Необходимо, чтобы ребёнок умел находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух.
- Пересказ прочитанных или прослушанных сказок, рассказов.
- Заучивание наизусть пословиц, стихов, считалок, скороговорок.
- Отгадывание загадок.
- Составление рассказа по картине, серии картинок.
Как помочь ребенку ?
- Создание благоприятной эмоциональной обстановки в семье: забота, понимание, внимание.
- Разумная требовательность и дозированная самостоятельность, правильно организованная система поощрений и наказаний.
- Способствовать расширению кругозора, нравственному воспитанию. Ребёнок должен понимать, «что такое хорошо и что такое плохо», знать нормы и правила поведения.
- Включение ребёнка в разнообразные сюжетно-ролевые игры.
- Развитие речи ребёнка, обогащение его словарного запаса.
- Игры-головоломки, ребусы.
- Развитие моторики и координации движений, глазомера (рисование, лепка, выкладывание мозаики, аппликация, вырезание, вышивание, плетение, игры с мячом, танцы).
- Развитие фонематического слуха (логопедические занятия).
- Развитие произвольности (обучение работе по образцу, например, конструирование).
В помощь родителям