Подготовил учитель
истории и обществознания
Цицкиев В.Х.
Государства Востока.
Начало европейской
колонизации
Государства Востока.
Начало европейской
колонизации
План урока:
- Империя Великих Моголов в Индии.
2. «Мир для всех».
3. Кризис и распад империи.
4. Борьба Португалии, Франции и Англии
за Индию.
5. Маньчжурское завоевание Китая.
6. «Закрытие» Китая.
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат
Токугава.
8. «Закрытие» Японии.
Великие географические открытия
Колониальные завоевания
Государства Востока, утратившие независимость
Государства Востока, сохранившие свободу ценой «закрытия» своих стран для европейцев ( изоляция от мира )
XVIII век – страны Востока
продолжали жить в рамках традиционного общества и отставали в своем развитии от стран Европы
Начало европейской колонизации государств Востока
Индия
Китай
1. 1526-1530 гг. – правление падишаха (императора) Бабура Великого
2. 1556-1605 гг. – правление Акбара
3. Кризис и распад империи
4. Борьба европейских держав за Индию
Япония
1. 1368 - 1644 гг. – правление династии Мин
2. 1644-1911 гг. – правление маньчжурск ой династи и Цин
3. “Изоляция” Китая
1. 1603-1868 гг. – правление князей в Японии из династии Токугава - с ёгунат Токугава
2. “Изоляция” Японии
1526 год – вторжение правителя Кабула (Афганистана) Бабура в Индию и завоевание огромных территорий – начало образования Могольской империи.
П ричины побед Бабура:
- опытн ая , закаленн ая в боях арми я ,
- отличн ая артиллери я,
- новы е прием ы ведения боя (прикрытие своей пехоты и артиллерии заграждением из повозок, соединенных цепями).
При преемниках Бабура империя Моголов непрерывно расширяла свои владения. К концу XVII в. она включала почти всю Индию, кроме самой южной оконечности полуострова, и восточный Афганистан.
1526-1530 гг. – правление падишаха (императора) Бабура Великого
- П оложил конец феодальным распрям,
- О казывал покровительство торговле,
- З аложи л основы империи Великих Моголов,
- Объявил ислам государственной религией.
Бабур Великий, падишах Индии
В о много раз увеличил территорию своего государства.
1556-1605 гг. – правление Акбара
Акбар Великий
1556-1605
Падишах
и мперии Великих Моголов .
Реформы Акбара:
- сам вникал во все дела , привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев, поощрял развитие ремесел и торговли.
- сам вникал во все дела ,
- привлек на свою сторону всех крупных землевладельцев (мусульман и индусов) и торговцев,
- поощрял развитие ремесел и торговли.
- установи л для крестьян налог, равн ый одной трети урожая, отмени л должности откупщиков ( крестьяне отдавали налог прямо государству ) налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка. перевел крестьян с натурального налога на денежный
- установи л для крестьян налог, равн ый одной трети урожая,
- отмени л должности откупщиков ( крестьяне отдавали налог прямо государству )
- налог собирался не со всего владения, а только с обрабатываемого участка.
- перевел крестьян с натурального налога на денежный
- З аботился о хорошем состоянии оросительной системы
- З апретил обращать в рабство военнопленных.
- П ровозгласил равноправие всех религий
- отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения, поощрял изучение индуизма, разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
- отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения, поощрял изучение индуизма, разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
- отменил налоги, взимавшиеся с подданных немусульманского происхождения,
- поощрял изучение индуизма,
- разрешал строить индусские храмы и проводить праздники.
- Покро вительствовал искусств у .
- ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса. В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры, копировали европейские гравюры, привезенные в страну католиками-миссионерами. В этой мастерской создавались портреты и жанровые сцены, иллюстрировались книги.
- ученые и поэты переводили на персидский язык произведения древнего индусского эпоса.
- В императорской мастерской художники создавали прекрасные образцы могольской миниатюры,
- копировали европейские гравюры, привезенные в страну католиками-миссионерами.
- В этой мастерской создавались портреты и жанровые сцены, иллюстрировались книги.
1556-1605 гг. – правление Акбара
Реформы Акбара, проводимые по принципу «мир для всех», укрепили империю Великих Моголов.
В годы его правления возникло общество, где в относительной гармонии сосуществовали различные религии.
Акбар Великий ( 1556-1605 )
Падишах и мперии Великих Моголов.
Кризис и распад империи
- Индийское общество было слишком разобщено:
- кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на разных уровнях экономического и культурного развития.
- кастовый строй, индуистская и мусульманская религии, разные народы, находившиеся на разных уровнях экономического и культурного развития.
- кастовый строй,
- индуистская и мусульманская религии,
- разные народы, находившиеся на разных уровнях экономического и культурного развития.
- Бесконечные завоевательные войны .
- Мятеж ная знат ь обирала крестьян и разоряла целы е област и.
- Казна получала все меньше налогов .
- Центральная власть становилась слабее.
- Начал о XVIII в. - империя распалась.
- 1739 г. - персидск ий завоевател ь Надир-шах разграбил Дели и уничтожил большую часть жителей столицы. Затем северную часть Индии наводнили афганцы.
В первой половине XVIII в. Индия фактически вернулась к состоянию раздробленности, что облегчило европейскую колонизацию.
Португали я
Инди я
Англи я
Голландия
1600 г. - основал а Ост-Индскую компанию, создавшую торговые пункты в разных местах Индии.
1690 г. - построил а город Калькутту , приобрела большие земельные владения, которыми управлял генерал-губернатор, для их охраны строила крепости и создавала войска из наемных солдат-индийцев (сипаев), вооруженных и обученных на европейский лад под командованием английских офицеров.
1757 г. - захватил а Бенгалию - начало систематическому завоеванию всей страны войсками Ост-Индской компании, ее владения превратились в настоящую колониальную империю.
Франци я
В XVI в. о тк рыла морской путь в Индию, захватил а несколько баз на Малабарском побережье.
Однако не располагал а достаточными силами для того, чтобы продвигаться в глубь страны.
Главны й соперник Англии , лишилась своих крепостей на территории Индии и вела лишь незначительную торговлю.
В большом количестве вывози ла из Индии пряности и занимал а сь исключительно торговлей, совершенно не вмешиваясь в жизнь индийцев.
КИТАЙ
12
5. Маньчжурское завоевание Китая
С конца XVI в. Северо-Востоке Китая усилилось государство маньчжуров. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, подчинили соседние племена и Корею. Затем они начали войну с Китаем.
В то же время в Китае из-за введения все новых налогов происходили крестьянские восстания.
Создатель империи Цин –
Нурхаци
12
5. Маньчжурское завоевание Китая
Армия повстанцев разгро-мила правительственные войска династии Мин и всту-пила в Пекин. Напуганные китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжур-ской коннице.
В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Ки-тае утвердилась маньчжурс-кая династия Цин, правившая до 1911 г.
- государство
династии Мин
12
5. Маньчжурское завоевание Китая
Дворцовая жизнь
времен династии Цин
Маньчжуры обеспечили себе обособленное и привилегирован-ное положение. По форме правления цинский Китай в XVII — XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император — богдыхан , наделенный неограниченной властью.
Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присое-динила к Китаю государство уйгуров и восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.
12
6. «Закрытие» Китая
В XVII — XVIII вв. в китайс-ких портах стали появля-ться английские и фран-цузские купцы. Китайцы со страхом и уважением смотрели на приплыва-ющих чужеземцев, видя их превосходство над собой в военном деле и пред-принимательстве.
Но в 1757 г. указом цинс-кого императора все пор-ты, кроме Гуанчжоу, бы-ли закрыты для внешней торговли.
Богдыхан цинской династии
12
6. «Закрытие» Китая
Так было положено начало изоляции Китая. Причины проводившейся политики «закрытия» Китая в том, что до мань-чжурского двора дошли сведения о колонизатор-ской политике европей-цев в соседних странах. Контакты с иностранца-ми, как представлялось властям, подрывали тра-диционные устои китайс-кого общества.
Скульптурное изображение Будды
12
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
В борьбе за власть между феодальными группиров-ками в Японии в конце XVI - в начале XVII в. по-беду одержал Иэясу Току-гава , подчинивший затем своей власти всех удель-ных князей Японии и при-нявший титул сёгуна. С этого времени сёгуны из рода Токугава стали пол-новластными правителя ми Японии в последую-щие 250 лет. Императорс-кий двор вынужден был склониться перед их мо-гуществом.
Основатель системы сёгуната
Иэясу Токугава
12
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
Императорская семья была лишена реальной власти, ей не разрешалось иметь в соб-ственности землю, а на ее содержание выделялся не-большой рисовый паек.
При императорском дворе постоянно находились чино-вники, наблюдавшие за всем происходящим. Императору воздавались почести, но по-дчеркивалось, что божеств-енному императору не к ли-цу «снисходить» до общения с подданными .
Императорский дворец
12
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
Дворец сёгуна
Сёгуны Токугава получали от 13 до 25% доходов государства. Для укре-пления власти они установили свой контроль над крупными городами, рудниками, внешней торговлей. Чтобы подчинить себе князей, Токугава ввели систему заложничества . Они построил новую столицу - город Эдо и потребовали, чтобы каждый князь год жил в столице, а год в своем княжестве. Уезжая из Эдо, князья должны были оставлять при дворе сёгуна заложника - кого-нибудь из близких родственников
12
7. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава
В начале XVII в. Токугава объ-явили буддизм государственной религией и каждую семью припи-сали к определенному храму. Уче-нием, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.
Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамо-тности. Среди городского населе-ния популярны были рассказы развлекательного и поучительно-го характера. Но правительство следило, чтобы в печатные изда-ния не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии книж-ного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные вы-сказывания о предках сегуна, вла-дельца магазина казнили .
В начале XVII в. Токугава объявили буддизм государственной религией и каждую семью приписали к определенному храму. Учением, регулирующим отношения в обществе, стало конфуцианство.
Успехи книгопечатания в XVII в. способствовали развитию грамотности. Среди городского населения популярны были рассказы развлекательного и поучительного характера. Но правительство следило, чтобы в печатные издания не попала критика на сегуна. В 1648 г., когда в типографии осакского книжного магазина напечатали книгу, содержащую непочтительные высказывания по адресу предков сегуна, владельца магазина казнили.
Иэясу Токугава
12
8. «Закрытие» Японии
Нападение на английскую
делегацию
к императору Мэйдзи.
С 1542 года, в течение почти 100 лет, японцы покупали оружие у португальцев. Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограни-чивался мир, существуют и другие страны. Миссионеры пропове-довали в стране христианское учение. Центральная власть и знать, усмотрели в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.
Еще до установления сёгуната То-кугавы, в 1542 г., португальские корабли бросили якоря у одного из японских островов. Вслед за этим в Японию прибыл миссионер — католик Франсиск Ксавье. Так произошла встреча Запада с Японией.
С этого времени в течение почти 100 лет у «южных варваров» (как в Японии называли португальцев) японцы покупали оружие (аркебузы и мушкеты). Затем в страну прибыли испанцы, а за ними голландцы и англичане. От европейцев японцы узнали, что, кроме Китая и Индии, которыми в их представлении ограничивался мир, существуют и другие страны. ьМиссионеры проповедовали в стране христианское учение, и оно имело успех среди крестьян. Это вызвало неудовольствие центральной власти и знати, усмотревшей в христианских идеях всеобщего равенства опасность для существующих традиций.
12
8. «Закрытие» Японии
В 30-х гг. XVII в были изданы указы о высылке из страны европейцев и запрещении христианства. Указ сегуна Иэ-мицу Токугава гласил: «На бу-дущие времена, доколе солн-це освещает мир, никто не смеет приставать к берегам Японии, хотя бы даже был послом, и этот закон никогда не может быть отменен под страхом смерти».
Любой иностранный корабль, прибывший к берегам Японии, подлежал уничтожению, а его экипаж - смерти.
Указ сегуна Иэмицу Токугава
12
8. «Закрытие» Японии
Окуша - гробница первого
сёгуна эпохи Эдо,
Токугавы Иэясу
К каким же последствиям привело «закрытие» Японии? Деспо-тический режим династии Токугавы пытался предотвратить разрушение традиционного общества. Хотя «закрытие» Японии и было неполным, оно нанесло значительный урон торговцам, связанным с внешним рынком. Лишившись традиционного занятия, они взялись за скупку земли у разорявшихся крестьян-собственников, заводили в городах предприятия. Закреплялось техническое отставание Японии от стран Запада
12
Домашнее задание
- Параграф 29-30 выучить, ответить письменно на вопросы в конце параграфа .