СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городская форма расселения

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока:

I.Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

II.Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа учащихся (приложение1).

III.Актуализация знаний.

Ребята, прослушайте текс:

До наших дней в Москве сохранились здания и постройки многих столетий. Известен на весь мир Большой театр. Москва богата парками и музеями, театрами и художественными галереями. Это центр культурной и экономической жизни России. Здесь размещаются известнейшие российские институты и университеты, правления многих банков, крупных российских фирм, представительства иностранных компаний. Также Москва является центром политической жизни. Сегодня Москва – это современный европейский мегаполис с многомилионным населением. Он стремительно развивается. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим транспортным узлом.

-О какой форме расселения идет речь?

-Если бы в тексте не прозвучало слово «город», по каким признакам было бы понятно, что это городская форма расселения?

IV.Формулирование темы и целей урока.

-Осваивая и заселяя какую-либо территорию, люди формируют ту или иную систему населенных пунктов. В данном случае – городскую.

-Сформулируйте вопросы которые необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть данную тему.

V.Изучение нового материала.

-Современные ученые считают, что города возникли на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т.е. на внешних силах. Сельская местность хранит традиции, а город – распространяет новое.

В разных странах определение городов и сел различны. Рассмотрим понятие «городское население» для России.

-Какие населенные пункты в России называются городами?

Учащиеся записывают определение понятия «город» (слайд).

-Классификация городов по различным признакам (запись в тетрадь) - слайды:

1)по людности;

2)по функциям;

3)по возрасту;

4)ЭГП;

5) по месту в системе расселения.

-Познакомимся с новыми терминами,характеризующими городское население - «урбанизация», «уровень урбанизации», «темп урбанизации» - запись в тетрадь (слайд)

Задание:

Используя карты атласа, приведите примеры малых, средних, больших, крупнейших городов и городов- миллионеров. Приведите по 2-3 примера:

-промышленных центров;

-транспортных центров;

-городов – курортов;

-наукоградов;

-туристических центров.

Запись определения в тетрадь «агломерация», «мегаполис» (слайд).

Задание:

-Используя карты атласа и учебник, приведите примеры агломераций и мегаполисов в России.

-Назовите плюсы и минусы городской жизни.

-Отгадайте загадки о городах (Орел, Грозный, Воронеж).

VI.Практическая работа.

Учитель организует индивидуальную работу, направляет на практическую деятельность.

-Мы с вами живем в Оренбургской области, необходимо определить соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Оренбургской области.Сравнить эти данные с показателями по России. Сделать выводы (приложение 2).

VII.Закрепление материала.

Выполняют задание в рабочей тетради с.70 №1,2.

VIII.Домашнее задание.

§13; вопросы с.88

IX.Итоги урока, рефлексия.

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.

- Вам было легко выполнять задания или возникли трудности?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

X.Подведение итогов урока.

Подсчет баллов, выставление оценок (приложение 3).

Урок был очень плодотворным, успели много сделать и узнать. Мне было очень приятно с Вами работать. Спасибо за урок.

Просмотр содержимого документа
«Городская форма расселения»

Название предмета: География

Класс:9

УМК: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География: учебник для 9 класса. — М.: Русское слово, 2014.

Уровень обучения: базовый

Тема урока: Городская форма расселения.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы:1час

Место урока в системе уроков раздела «Население России»: 5/9

Цель урока: сформировать понятие «урбанизация», «агломерация», «мегаполис», «уровень урбанизации», «темп урбанизации», рассмотреть классификацию городов и их функции.

Задачи урока:

образовательные:

-познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме;
-выявлять и называть особенности городского расселения в России;
-определять причины, влияющие на городское расселение.

развивающие:

– развивать у учащихся умения сопоставлять, анализировать, выделять главное, существенное, обобщать, формулировать выводы;
– развивать у учащихся познавательный интерес и творческие способности;

-развивать умение читать тематические карты, проводить анализ содержания картографических источников, наносить на карту географические объекты.

воспитывающие:

-формировать коммуникативные компетенции учащихся через работу в группах;

-воспитание любознательности, потребности больше узнать о своей страны.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – представление о сущности и разнообразии, видах и причинах городского расселения населения;

  • метапредметные – находить достоверные сведения в источниках географической информации для формулировки выводов;

  • личностные – представление о формировании расселения населения на территории России.

Техническое обеспечение урока:

1.Компьютерный класс;

2. Презентация к уроку.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Карточки (см приложение)



Содержание урока:

I.Организационный момент.

Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

II.Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа учащихся (приложение1).

III.Актуализация знаний.

Ребята, прослушайте текс:

До наших дней в Москве сохранились здания и постройки многих столетий. Известен на весь мир Большой театр. Москва богата парками и музеями, театрами и художественными галереями. Это центр культурной и экономической жизни России. Здесь размещаются известнейшие российские институты и университеты, правления многих банков, крупных российских фирм, представительства иностранных компаний. Также Москва является центром политической жизни. Сегодня Москва – это современный европейский мегаполис с многомилионным населением. Он стремительно развивается. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим транспортным узлом.

-О какой форме расселения идет речь?

-Если бы в тексте не прозвучало слово «город», по каким признакам было бы понятно, что это городская форма расселения?

IV.Формулирование темы и целей урока.

-Осваивая и заселяя какую-либо территорию, люди формируют ту или иную систему населенных пунктов. В данном случае – городскую.

-Сформулируйте вопросы которые необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть данную тему.

V.Изучение нового материала.

-Современные ученые считают, что города возникли на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т.е. на внешних силах. Сельская местность хранит традиции, а город – распространяет новое.

В разных странах определение городов и сел различны. Рассмотрим понятие «городское население» для России.

-Какие населенные пункты в России называются городами?

Учащиеся записывают определение понятия «город» (слайд).

-Классификация городов по различным признакам (запись в тетрадь) - слайды:

1)по людности;

2)по функциям;

3)по возрасту;

4)ЭГП;

5) по месту в системе расселения.

-Познакомимся с новыми терминами,характеризующими городское население - «урбанизация», «уровень урбанизации», «темп урбанизации» - запись в тетрадь (слайд)

Задание:

Используя карты атласа, приведите примеры малых, средних, больших, крупнейших городов и городов- миллионеров. Приведите по 2-3 примера:

-промышленных центров;

-транспортных центров;

-городов – курортов;

-наукоградов;

-туристических центров.

Запись определения в тетрадь «агломерация», «мегаполис» (слайд).

Задание:

-Используя карты атласа и учебник, приведите примеры агломераций и мегаполисов в России.

-Назовите плюсы и минусы городской жизни.

-Отгадайте загадки о городах (Орел, Грозный, Воронеж).

VI.Практическая работа.

Учитель организует индивидуальную работу, направляет на практическую деятельность.

-Мы с вами живем в Оренбургской области, необходимо определить соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Оренбургской области.Сравнить эти данные с показателями по России. Сделать выводы (приложение 2).

VII.Закрепление материала.

Выполняют задание в рабочей тетради с.70 №1,2.

VIII.Домашнее задание.

§13; вопросы с.88

IX.Итоги урока, рефлексия.

Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.

- Вам было легко выполнять задания или возникли трудности?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

X.Подведение итогов урока.

Подсчет баллов, выставление оценок (приложение 3).

Урок был очень плодотворным, успели много сделать и узнать. Мне было очень приятно с Вами работать. Спасибо за урок.


Приложение 1

1.В каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов Рос­сии доля сельского на­се­ле­ния наи­боль­шая?

1) Кам­чат­ский край

2) Ро­стов­ская об­ласть

3) Мур­ман­ская об­ласть

4) Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия

2.Станица является наиболее характерным типом сельского поселения в:

1)Тюменской области

2)Ленинградской области

3)Ставропольской области

4)Оренбургской области

3.Аулы является наиболее характерным типом сельского поселения в:

1)Красноярском крае

2)Магаданской области

3)Республика Коми

4)Чеченская республика


2.

Пло­щадь тер­ри­то­рии и чис­лен­ность на­се­ле­ния от­дель­ных ре­ги­о­нов РФ

Ис­поль­зуя дан­ные таб­ли­цы, опре­де­ли­те, в каком из пе­ре­чис­лен­ных ре­ги­о­нов за пе­ри­од с 1995 по 2007 г. на­блю­дало­сь снижение чис­лен­но­сти сель­ско­го на­се­ле­ния.

1) Рес­пуб­ли­ка Коми

2) Чу­ваш­ская Рес­пуб­ли­ка

3) Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ская Рес­пуб­ли­ка

4) Вла­ди­мир­ская об­ласть

Приложение 2

Практическая работа

Тема: «Определение соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Оренбургской области».

Цель работы: формирование умений работать с демографическими показателями и картой плотности населения, сравнивать и делать выводы.

Ход работы

Показатели

Россия

Оренбургская область

Численность населения (млн.чел)



Площадь территории(тыс.кв.км)



Плотность населения (чел/кв.км)



Доля городского населения (%)



Доля сельского населения (%)



Естественный прирост



1.Используя карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, сравните демографические показатели для России и Оренбургской области. Данные занесите в таблицу.

Сравните показатели, объясните различия.

Дополнительный материал:

Площадь территории Оренбургской области – 124 тыс. кв. км

Численность населения Оренбургской области –1 994 762 человека

Численность городского населения Оренбургской области – 562 569 человек

Рождаемость в Оренбургской области – 14.6 чел. на 1000 чел. населения

Смертность в Оренбургской области – 14,2 чел. на 1000 чел. населения

2.Пользуясь картами атласа определить местоположение городов миллионерови отметить их в контурной карте.



Приложение 3

Лист самооценки учащегося _______________________________



Дата

Тема урока

Баллы

Оценка

1
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!