Содержание урока:
I.Организационный момент.
Учащиеся рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
II.Проверка домашнего задания.
Индивидуальная работа учащихся (приложение1).
III.Актуализация знаний.
Ребята, прослушайте текс:
До наших дней в Москве сохранились здания и постройки многих столетий. Известен на весь мир Большой театр. Москва богата парками и музеями, театрами и художественными галереями. Это центр культурной и экономической жизни России. Здесь размещаются известнейшие российские институты и университеты, правления многих банков, крупных российских фирм, представительства иностранных компаний. Также Москва является центром политической жизни. Сегодня Москва – это современный европейский мегаполис с многомилионным населением. Он стремительно развивается. Здесь наиболее развиты такие отрасли, как машиностроение, газо- и нефтепереработка. Также достаточно стремительно растет фармацевтическая и пищевая промышленность. На территории Москвы работают крупные заводы и фабрики, есть множество гаражей, складов и различных баз, инженерные и научные центры. Стоит отметить, что столица является крупнейшим транспортным узлом.
-О какой форме расселения идет речь?
-Если бы в тексте не прозвучало слово «город», по каким признакам было бы понятно, что это городская форма расселения?
IV.Формулирование темы и целей урока.
-Осваивая и заселяя какую-либо территорию, люди формируют ту или иную систему населенных пунктов. В данном случае – городскую.
-Сформулируйте вопросы которые необходимо рассмотреть, чтобы раскрыть данную тему.
V.Изучение нового материала.
-Современные ученые считают, что города возникли на торговле и обмене, на производстве, на управлении районами и странами, т.е. на внешних силах. Сельская местность хранит традиции, а город – распространяет новое.
В разных странах определение городов и сел различны. Рассмотрим понятие «городское население» для России.
-Какие населенные пункты в России называются городами?
Учащиеся записывают определение понятия «город» (слайд).
-Классификация городов по различным признакам (запись в тетрадь) - слайды:
1)по людности;
2)по функциям;
3)по возрасту;
4)ЭГП;
5) по месту в системе расселения.
-Познакомимся с новыми терминами,характеризующими городское население - «урбанизация», «уровень урбанизации», «темп урбанизации» - запись в тетрадь (слайд)
Задание:
Используя карты атласа, приведите примеры малых, средних, больших, крупнейших городов и городов- миллионеров. Приведите по 2-3 примера:
-промышленных центров;
-транспортных центров;
-городов – курортов;
-наукоградов;
-туристических центров.
Запись определения в тетрадь «агломерация», «мегаполис» (слайд).
Задание:
-Используя карты атласа и учебник, приведите примеры агломераций и мегаполисов в России.
-Назовите плюсы и минусы городской жизни.
-Отгадайте загадки о городах (Орел, Грозный, Воронеж).
VI.Практическая работа.
Учитель организует индивидуальную работу, направляет на практическую деятельность.
-Мы с вами живем в Оренбургской области, необходимо определить соотношения городского и сельского населения, естественного прироста населения Оренбургской области.Сравнить эти данные с показателями по России. Сделать выводы (приложение 2).
VII.Закрепление материала.
Выполняют задание в рабочей тетради с.70 №1,2.
VIII.Домашнее задание.
§13; вопросы с.88
IX.Итоги урока, рефлексия.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.
- Вам было легко выполнять задания или возникли трудности?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
X.Подведение итогов урока.
Подсчет баллов, выставление оценок (приложение 3).
Урок был очень плодотворным, успели много сделать и узнать. Мне было очень приятно с Вами работать. Спасибо за урок.
Просмотр содержимого документа
«Городская форма расселения»
Тема: «Городское
расселение населения»
Что такое город?
В России город – населенный пункт с числом жителей более 12 тысяч человек, 85% из которых заняты несельскохозяйственным трудом.
Города отличаются друг от друга:
по людности
по функциям
малые – до 20 тысяч
Промышленные центры (Магнитогорск)
средние - до 100 тысяч
Транспортные центры – порты (Новороссийск)
большие – более 100 тысяч
Наукограды (Обнинск)
крупнейшие - от 500-1млн
Туристические центры (Суздаль)
миллионеры – более 1 млн.
Города – курорты (Сочи, Анапа)
Города отличаются друг от друга:
По возрасту
По ЭГП
Древнейшие
По месту в системе расселения
Приграничные
Древние
Центры своего окружения
Глубинные
Старые молодые
(местные центры)
Центры агломераций
Приморские
Города-спутники
Центральные
Периферийные
Познакомимся с новыми терминами
- Урбанизация
- Агломерация
- Мегаполис
Урбанизация (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения роли городов в развитии общества.
Уровень урбанизации в разных городах России
Задание :
- Используя карты атласа и учебник, приведите примеры малых, средних, больших, крупнейших городов и городов- миллионеров.
- Приведите по 2-3 примера:
- промышленных центров;
- транспортных центров;
- городов – курортов;
- наукоградов;
- туристических центров.
Городская агломерация-
группа близко расположенных городов, объединённых тесными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными связями; в её состав входят также посёлки городского типа и сельские поселения.
МЕГАПОЛИС
(от греч. род. п. megas, megalus — большой и polis — город) — самая крупная форма городского расселения, образующаяся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.
Задание:
- Используя карты атласа и учебник, приведите примеры агломераций и мегаполисов в России.
Задание:
-Назовите плюсы и минусы жизни в городе и в сельской местности.
Какой город «летает»?
Какой город «сердитый»?
Город птицы и животного?
Закрепление
- Что называется урбанизацией?
- Что такое агломерация?
- Что такое мегаполис?
- Как делятся города по людности?
- Назовите города своей области, республики?
Домашнее задание
§13; вопросы с.88, рабочая тетрадь задание №1-9 с.68-69