Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897), закона РФ «Об образовании», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 города Каменск-Шахтинский, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в МБОУ СОШ №3, учебного плана, локальных актов МБОУ СОШ №3, авторской Программы курса внеурочной деятельности « Город мастеров» Т.М.Рогозиной (УМК «Перспективная начальная школа»).
Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров» в качестве приоритетной задачи развития личности школьника определяет социальное и спортивно-оздоровительное направления.
Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология».
Цель программы — обеспечить творческую самореализацию обучающихся в процессе создания предметной среды (материальных объектов деятельности ребенка) для решения учебно-познавательных задач, которые возникают в ходе освоения системы «Перспективная начальная школа».
Содержательной основой программы являются пособия (тетради для внеурочной деятельности) для 1–4 классов, выпущенные в издательстве «Академкнига/Учебник»: Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 1–4 классы.
Основная идея программы заключается в организации совместной деятельности педагогов и обучающихся для создания предметной среды (фигурок, аппликаций, макетов, моделей), обеспечивающей выполнение детьми учебно-познавательных задач образовательной деятельности.
Роль педагога в совместной деятельности предусматривает:
— организацию обсуждения условий предстоящей деятельности и ее результатов, творческий обмен идеями и способами работы;
— оказание помощи детям в распределении работы и подборе материалов;
— демонстрацию и оказание помощи при выполнении сложных технологических операций;
— наблюдение за детьми в ходе работы с опасными инструментами.
Место предмета в базисном учебном плане.
Курс изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: в 1 и 2 классах — по 17 ч, в 3 и 4 классах — по 19 ч, всего — 72 ч. Предлагаемые творческие задания напрямую взаимосвязаны с темами учебников «Окружающий мир» системы «Перспективная начальная школа». Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 3 класс: тетрадь для внеурочной деятельности. — М.: Академкнига/Учебник
Общая характеристика курса
Форма организации: совместная деятельность обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, других заинтересованных участников образовательных отношений) в ходе выполнения заданий, представленных в тетрадях для внеурочной деятельности; изготовление поделок.
Виды внеурочной деятельности: выполнение фигурок, аппликаций, макетов, моделей и других изделий в соответствии с конкретными творческими заданиями; совместное обсуждение полученных результатов.
Задания составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников, имеют разный уровень сложности и предусматривают:
— деятельность обучающихся по шаблону, с возможностью частичного проявления инициативы;
— стимулирование определенных видов творческой активности;
— исключительно творческую деятельность младших школьников.
Все создаваемые в рамках реализации программы продукты творческой деятельности отличаются новизной, оригинальностью и полезностью.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения курса, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, предусматривают:
— формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях общения;
— наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты предусматривают:
— освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
— использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
— определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических);
— умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием оборудования, технологических операций, форм организации и видов
деятельности
Модель глобуса (4 ч)
Оборудование: лист бумаги зеленого цвета, брусок пенопласта, ножницы, макетный нож, карандаши цветные, шило, тонкая спица, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: раскрашивание, вырезание ножницами, прокалывание шилом, вырезание макетным ножом, скручивание, склеивание, сборка модели.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели глобуса, выполненной из бумаги. Распределите работу между собой. Сделайте такую модель для уроков окружающего мира.
2.Многослойная аппликация «Холмы» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, цветные карандаши, линейка, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Холмы». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию.
3.Модель компаса (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, шило, зубочистка, карандаш ТМ, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, прокалывание шилом, скручивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели компаса. Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена модель. Сделайте модель для уроков окружающего мира.
4.Модель термометра (2 ч)
Оборудование: цветной картон, нитки вязальные белого и красного цвета, ножницы, макетный нож, шило, линейка, карандаш ТМ, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, рицовка, сгибание, прокалывание шилом, склеивание, связывание узелком.
Задание для обучающихся. Найди в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели термометра из цветного картона. Сделай эту модель для уроков окружающего мира
Аппликация «Облака» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Облака». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Сделайте аппликацию для уроков окружающего мира.
6.Модель состава воздуха (3 ч)
Оборудование: цветная и чертежная бумага, ножницы, карандаш ТМ, линейка, фломастер черного цвета, клей-карандаш, клей ПВА, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, продавливание по линии сгиба, сгибание, оклеивание, склеивание.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию модели состава воздуха, выполненную из чертежной и цветной бумаги. Модель состоит из трех частей: «Азот», «Кислород» и «Углекислый газ». Распределите работу между собой и сделайте модель состава воздуха для уроков по окружающему миру.
7.Аппликация «Этажи леса» (3 ч)
Оборудование: цветная бумага, лист картона форматом А3, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, линейка, клейкарандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию аппликации «Этажи леса». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию.
8.Фигурки животных (3 ч)
Оборудование: бархатная цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографии силуэтов фигурок животных, которые обитают на поле. Сделайте силуэты животных из бархатной бумаги
9.Многослойная аппликация «Луг и его обитатели» (4 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги и картона, раскрашивание, вырезание ножницами, разметка по шаблону, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию многослойной аппликации «Луг и его обитатели». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнена аппликация, и на расположение объектов.
Сделайте аппликацию.
10.Многослойная аппликация «Обитатели водоема» (2 ч)
Оборудование: цветная бумага и картон, ножницы, карандаш ТМ, линейка, карандаши цветные, клей-карандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, разметка по линейке, складывание, отгибание, склеивание, составление композиции.
Задание для обучающихся. Найдите в середине тетради и рассмотрите фотографию многослойной аппликации «Обитатели водоема» из бумаги и картона. Распределите работу между собой, сделайте аппликацию.
11.Схема «Лента времени» (2 ч)
Оборудование: цветная бумага, ножницы, карандаш ТМ, клейкарандаш, подкладной лист.
Технологические операции: подбор бумаги, вырезание ножницами, разметка по шаблону, склеивание, составление композиции, сборка.
Задание для обучающихся. Найдите в цветном приложении (середина тетради) фотографию схемы «Лента времени».
Схема состоит из четырех частей: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Обратите внимание на цвет картона и бумаги, из которых выполнены части, и на расположение объектов. Распределите работу между собой, сделайте схему для уроков окружающего мира.
Тематическое планирование(34 часа)
№п/п | Тема | Ко-ли- чество часов |
1 | Модель глобуса. | 4 |
2 | Многослойная аппликация «Холмы» | 4 |
3 | Модель компаса | 4 |
4 | Модель термометра | 2 |
5 | Аппликация «Облака» | 3 |
6 | Модель состава воздуха | 3 |
7 | Аппликация «Этажи леса» | 3 |
8 | Фигурки животных | 3 |
9 | Многослойная аппликация «Луг и его обитатели» | 4 |
10 | Многослойная аппликация «Водоем и его обитатели» | 2 |
11 | Схема «Лента времени» | 2 |
| Итого | 34ч. |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Город мастеров НА 2020-2021 УЧ.ГОД.
\предмет\
Классы 3 Кол-во часов на год 34 ч.
Учитель: Илюхина Елена Николаевна Кол-во занятий в неделю 1 ч.
№п/п | Тема | Ко-ли- чество часов | Дата (план) | Дата ( факт) | Примеча-ние |
1 | Модель глобуса. | 4 | 01.09. 08.09. 15.09. 22.09. | | |
2 | Многослойная аппликация «Холмы» | 4 | 29.09. 06.10. 13.10. 20.10. | | |
3 | Модель компаса | 5 | 27.10 10.11 17.11. 24.11. 01.12 | | |
4 | Модель термометра | 2 | 08.12. 15.12. | | |
5 | Аппликация «Облака» | 3 | 22.12 29.12 19.01 | | |
6 | Модель состава воздуха | 3 | 26.01 02.02 09.02 | | |
7 | Аппликация «Этажи леса» | 3 | 16.02 26.02 02.03 | | |
8 | Фигурки животных | 3 | 09.03 16.03 23.03 | | |
9 | Многослойная аппликация «Луг и его обитатели» | 4 | 06.04 13.04 20.04 27.04 | | |
10 | Многослойная аппликация «Водоем и его обитатели» | 2 | 04.05 11.05 | | |
11 | Схема «Лента времени» | 2 | 18.05 25.05 | | |
С учётом выходных и праздничных дней – 34 ч
Аннотация к рабочей программе
по внеурочной деятельности «Город мастеров» 3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Город мастеров» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 .
Программа разработана на основе авторской Программы курса внеурочной деятельности
« Город мастеров» Т.М.Рогозиной (УМК «Перспективная начальная школа»). Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:
Рагозина Т.М. Технология. Город мастеров. 3 класс: тетрадь для внеурочнойдеятельности. — М.: Академкнига/Учебник
Цели программы:
Развитие и реализация творческого
Работа в творческих мастерских представит детям широкую потенциала обучающихся начальной школы;
Формирование универсальных учебных действий младших школьников;
Создание условий для овладения обучающимися различными видами художественной деятельности;
Развитие личностных качеств младших школьников: ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях;
Развитие нравственных качеств, формирование бережного отношения к традициям своего народа и своей семьи.
Важным направлением в содержании программы является духовно-нравственное воспитание младшего школьника. На уровне предметного воспитания создаются условия для воспитания:
Патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
Трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Ценностного отношения к прекрасному, формирования представления об эстетических ценностях;
Ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Ценностного отношения к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Курс изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю: в 1классе— 33 ч, во2, 3 и 4 классах — 34ч .