СЛАВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
МБОУ «БОЛЬШАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ "Большаковская СОШ"
_____________________ Близнюк М.А.
"__________" ________________ 2021г.
План работы
психолого-педагогического сопровождения
на 2021-2022 учебный год
Составитель
Педагог-психолог
Иванченко О.А.
п. Большаково
2021 год
План работы психолого-педагогического сопровождения
Цель деятельности педагога-психолога состоит в психолого-педагогическом сопровождении учащихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности учащихся, личностного потенциала ребёнка, их психологического здоровья, успешного обучения и воспитания; развитие эмоционально - волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка.
Основные направления в деятельности:
1. Профилактика и психокоррекция трудностей адаптации у первоклассников, пятиклассников.
2. Психологическая помощь обучающимся 4 классов в период подготовки к переходу в среднее звено.
3. Профилактическая работа с детьми « группы риска». 5. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в процессе подготовки и сдачи ЕГЭ.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психологического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные виды работ:
1. Диагностическая.
2. Коррекционно-развивающая (групповая, индивидуальная).
3. Консультативно – просветительская.
4. Организационно – методическая.
5. Экспертная и аналитическая работа.
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. С учащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптации к обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога. Направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа
- включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
3. Разработка, подготовка и проведение:
• родительских собраний,
• классных часов,
• занятий с классными руководителями, учителями.
4. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
5. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
6. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
7. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
8. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
9. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
10. Анализ научной и практической литературы.
11. Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
o приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
o изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
o оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимися.
Педагог - психолог образовательного учреждения призван содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения нарушений.
План работы
Направления мероприятия | Ответственные | Срок проведения | Предполагаемый результат |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА, ИССЛЕДОВАНИЕ. |
Исследование уровня адаптации, самооценки, мотивации обучения (1 -е классы) | Психолог, кл.рук, | Сентябрь-октябрь Апрель | Рекомендации учителям, родителям. Выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе |
Исследование уровня адаптации обучающихся 5 «А», «Б» классы | Классные руководители, Психолог | Сентябрь | Выявление учащихся с высоким уровнем тревожности для проведения коррекционной работы. Рекомендации учителям, родителям |
Исследование профессиональных интересов, намерений и профессиональных мотивов обучающихся , психологической готовности к экзаменам 9 «А», 9 «Б», | Психолог | Январь | Оказание помощи в профессиональном самоопределении, снятие эмоционального напряжения, обучение способам снятия мышечного и психологического напряжения |
Исследование психологической готовности к экзаменам 11 класс | Психолог | Январь | Оказание помощи в снятии эмоционального напряжения, обучение способам снятия мышечного и психологического напряжения |
Исследование 5 классы «Что вы знаете о ЗОЖ?» | Психолг, кл.рук | Март | Разработка классных часов по результатам исследования |
Исследование «Удовлетворенность образовательным процессом: учащиеся, родители, педагоги» | Психолог | Март-апрель | |
Готовность к обучению при переходе из начальных классов в 5 класс (4 классы) | Классные руководители, Психолог | Апрель | Рекомендации. |
Индивидуальная диагностика будущих первоклассников | Психолог Родители | Июнь | Рекомендации. |
Выявление детей групп «риска» и их сопровождение | Психолог, кл.рук Зам. УВР, НЧШ, соц педагог | В течение года | Оказание психологической помощи. Рекомендации. |
Диагностика учащихся, не справляющихся с усвоением общеобразовательной программы в школе | Психолог | В течение года | Рекомендации, коррекционные занятия |
Диагностика учащихся к ПМПК | психолог | По необходимости | Заключения |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ |
Помощь в работе с классом, с отдельными учениками при разрешении сложных социально-эмоциональных проблем. | Классные руководители | В течение года | Подтверждение профессионального статуса |
Оказание практической помощи классным руководителям по выявлению проблем, через посещение уроков, классных часов | Классные руководители, психолог | В течение года | Корректировка выбранных решений |
Осуществление психологической поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации | Родители классные руководители психолог | В течение года | Оказание психологической помощи. Рекомендации. |
Коррекционная работа с детьми с особыми образовательными потребностями | Психолог | В течение года | Оказание психологической помощи. Рекомендации. |
Осуществление психологической поддержки индивидуально или с группой, по результатам диагностики | Психолог | В течение года | Проведение коррекционных занятий |
3.ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ |
12. Консультирование Индивидуальное - Учащиеся, -Родители, -Педагоги, -Администрация. | Психолог, консультируемый | В течение года | Оказание помощи в решении академических, социальных и личностных вопросов. Вопросов по профориентации. |
Консультирование педагогов и родителей 1-х и 5-х,10-х классов по проблеме адаптации к школе и обучению | Психолог, консультируемый | По мере обращения | Создание комфортных психологических условий для обучающихся |
Просвещение родителей учащихся с особыми образовательными потребностями | Психолог, консультируемый | По мере обращения | Повышение психологической компетентности родителей |
Просвещение родителей: Возрастные особенности детей 6-7 лет «Готовы к школе?» | Родители классные руководители психолог | По мере обращения | Повышение психологической компетентности родителей |
Индивидуальная работа с родителями учащихся, имеющих высокий уровень склонности депрессии, признаки суицидального поведения | Психолог, соц педагог | В течение года | Рекомендации, ознакомление с результатами диагностики |
Индивидуальная работа с родителями учащихся находящихся в «зоне особого внимания» | Психолог | В течение года | Рекомендации, ознакомление с результатами диагностики |
Просвещение родителей по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних | Психолог | В течение года | Просвещение, рекомендации. |
4.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ |
Индивидуально-коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов) | Психолог, обучающийся | В течение года | Нормализация психологического здоровья обучающихся |
Групповая коррекционная работа с обучающимися (по результатам психодиагностики и запросу педагогов) | Психолог, группа обучающихся | В течение года | Нормализация психологического здоровья обучающихся |
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 –х классов | Психолог | Сентябрь-октябрь | Улучшение психологического здоровья обучающихся |
Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 5-х классов | Психолог | Октябрь-ноябрь | Улучшение психологического здоровья обучающихся |
Курс тренинга «Психологическая подготовка к экзаменам» в 9-ых классах | Психолог | Февраль-март | Показания лучшего результата на экзаменах |
Курс тренинга «Психологическая подготовка к экзаменам» в 11 классе | Психолог | Февраль-март | Показания лучшего результата на экзаменах |
Индивидуальная работа с обучающимися «группы особого внимания» | Психолог, Соц. Педагог, кл. Рук. | В течение года | Коррекция дивиантного поведения, выработка социального желательного поведения |
Психологический практикум в начальной школе, основной школе с ЗПР и УО | Психолог | В течение года | Психическое развитие обучающихся |
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ |
Тренинги, классные часы по профилактике суицидального поведения среди младших школьников и подростков | Психолог | 6.09-10.09 СЕНТЯБРЬ | Предупреждение суицидального риска у подростков |
Оформление стенда «Протяни руку жизни» | Психолог | 10 сентября | Просвещение учащихся и их родителей |
Тренинги, классные часы по профилактике психологичесокого здоровья среди младших школьников и подростков 2а,б; 7а,б. | Психолог | 4.10-08.10 ОКТЯБРЬ | Содействие сохранению психологического здоровья педагогов и учащихся школы. |
Оформление стенда на тему «10 октября – день психического здоровья» | Психолог | 10 октября | Просвещение учащихся и их родителей |
Тренинги, классные часы по профилактике кибербуллинга среди младших школьников и подростков 3а,б; 8а,б. | Психолог | 8.11-12.11 НОЯБРЬ | |
Оформление стенда «Кибербуллинг. Как избежать.» | Психолог | 1 ноября | Просвещение учащихся и их родителей |
Неделя психологии | Психолог, социальный педагог | 22-26 ноября | |
Беседы с учащимися, имеющими проблемы в обучении и поведении | Психолог, обучающийся | В течение года | Предупреждение различного рода девиаций |
Профилактика употребления алкогольных напитков среди подростков, курение. 9а,б. | Психолог, соц. Педагог, кл. Рук | Февраль-апрель | Предупреждение и профилактика употребления спиртных напитков среди подростков |
Оформление стенда «Экзамен – без стресса. Легко!» | Психолог | Январь | Просвещение учащихся и их родителей |
Оформление стенда «Выбор профессии» | Психолог | Февраль | Просвещение учащихся и их родителей |
Собрание для родителей будущих первоклассников «А ваш ребенок готов к школе?» | Психолог | Апрель | дать практические рекомендации для подготовки ребенка к школе |
Формирование у учащихся положительной мотивации к выбору здорового образа жизни 5 а,б. | Психолог, соц педагог, кл.рук. | 4-7 апреля | |
Оформление стенда «Быть здоровым модно» | Психолог | 1 апреля | Просвещение учащихся и их родителей |
17 мая - День детского телефона доверия 2а,б; 4а,б. | Психолог, соц.педагог | 16-20 МАЙ | |
Оформление стенда «17 мая – День детского телефона доверия» | Психолог | 1 мая | Просвещение учащихся и их родителей |
МЕТОДИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ РАБОТА |
Организация и методическая подготовка к диагностикам, семинарам, родительских собраний, | Психолог | В течение года | Координация взаимодействия |
Информирование учителей, родителей по результатам диагностики | Классные руководители, родители | В течение года | Динамика развития Папки с результатами по параллелям |
Обработка, анализ результатов, бесед, консультаций; оформление результатов; написание заключений, справок, рекомендаций. | Психолог | Ежедневно | Своевременное предоставление психологической информации. |
Индивидуальное сопровождение детей, вновь прибывших в школу и детей оставшихся на второй год | Соц.педагог Психолог | В течение года | |
Разработка программ с «трудными» подростками | Психолог | Сентябрь - октябрь | координация взаимодействия педагога и психолога |
Подбор материала для проведения диагностической работы со всеми участниками школьного социума | Психолог | Сентябрь | формирование методической базы для деятельности психолога |
Планирование совместных действий классных руководителей и психолога | Психолог | В течение года | координация взаимодействия педагога и психолога |
Подбор материалов для коррекционной, развивающей и просветительской работы | Психолог | В течение года | координация взаимодействия педагога и психолога |
Подбор материалов для проведения консультаций: учителей, обучающихся, родителей, и родительских собраний. | Психолог | В течение года | формирование методической базы для деятельности психолога |
Оформление документов | Психолог | В течение года | Своевременное предоставление психологической информации. |
Написание отчетов | Психолог | В течение года | Своевременное предоставление психологической информации. |
Повышение психологических знаний через: а) учёбу на психологических семинарах б) обмен опытом коллег в) повышением квалификации на курсах г) изучение специальной литературы | Психолог | В течение года | повышение уровня профессиональной компетенции педагога-психолога |
Участие в семинарах педагогов-психологов и совещаниях: а) организационно-методическое совещание б) районные семинары в) семинары-практикумы г) совещание по итогам работы за учебный год | Психолог | В течение года | повышение уровня профессиональной компетенции педагога-психолога |
Педагог-психолог Иванченко О.А.
______________________________