Русский язык
Тема урока : «Глагол»
4 класс( урок закрепления)
Прошедшее время
Автор: Овчинникова С.В.
Учитель начальных классов
МАОУ « Лицей №28
имени академика Б.А.Королева»
Кла сс ная р а бота.
Минутка чистописания
Сл о варная р а бота
Спиши ,вставив пропущенные буквы:
Вид…ть, ненавид…ть, слыш…ть, кле…ть, здра…ствовать, та…ть, чу…ствовать, слуш…ть.
Проверь себя:
Вид е ть, ненавид е ть, слыш а ть, кле и ть, здра в ствовать, та я ть, чу в ствовать, слуш а ть.
Вспомним:
1.Что такое инфинитив?
Ответ:
Инфинитив - это начальная неизменяемая форма глагола, которая не указывает ни на наклонение, ни на число, ни на лицо или род. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать?
2.Какие глаголы обозначают действие, которое уже произошло, совершено до момента речи.
Ответ:
Это глаголы прошедшего времени.
3.На какие вопросы отвечают глаголы в форме прошедшего времени
Ответ:
Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы: «что сделал?», «что делал?» и др.
Вспомним:
4. Как образуются глаголы прошедшего времени?
Ответ:
Глаголы прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы с помощью суффикса -л-.
5. Как изменяются глаголы прошедшего времени?
Ответ:
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.
6. Спрягаются ли глаголы прошедшего времени?
Ответ:
Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам)
7.Как узнать, какой гласный следует писать в суффиксе глагола прошедшего времени?
Ответ:
В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л пишут тот же суффикс, что и в инфинитиве (неопределённой форме этого глагола). Написание некоторых слов в неопределённой форме нужно запомнить.
От данных ининитивов образуй
глагол в форме прошедшего
времени мужского рода:
сеять
колоть
тянуть
дышать
хотеть
Проверь себя
Се я ть - се я л
Кол о ть - кол о л
Тян у ть - тян у л
Дыш а ть - дыш а л
Хот е ть - хот е л
Глаголы в скобках запиши в прошедшем времени. Выдели суффиксы глаголов. Укажи их число и род.
Я (отправиться) на прогулку. От реки (веять) лёгкой прохладой. У самого берега я (увидеть) стайку рыбок и (бросить) в них камешек. Рыбки (уплыть). Где-то (квакать) лягушки.
Проверь себя:
Запиши словосочетания с глаголами прошедшего времени. Выдели окончания и определи род и число глаголов.
1 ) Лес, море, река, дети (шуметь).
2) Месяц, лампа, солнце, (светить).
3) Класс, школа, здание, коридоры (опустеть).
Проверь себя:
Разбери по составу глаголы прошедшего времени :
Захлопал, подарила ,выкатила, осветило, засыпали, нарезал, поспорили, застучало.
Проверь себя:
Почему суффикс Л не входит в основу слова?
Ответ:
Суффикс - л - в глаголах прошедшего времени является формообразующим, то есть образует не новый глагол, а форму прошедшего времени.
Самостоятельная работа
Спиши текст, поставив глаголы в форму прошедшего времени.
Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой- то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, свистит иволга, звучит ревнивая песня зяблика. Изумрудные лягушки прыгают под ногами. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост.
Проверь себя :
Рефлексия
Мне всё понятно
Мне все понятно, но надо
ещё потренироваться
Ничего не понятно
Спасибо за работу!