ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(ФГКОУ НСВУ МВД России)
Цикл гуманитарных и математических дисциплин
Учебный предмет: Русский язык
Преподаватель: Вартабедьян В.Б.
Урок № 46
Тема урока: «Глагол и его особые формы. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»
Цели урока:
1) обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе и причастии в рамках подготовки к ЕГЭ;
2) развивать умение определять морфологические признаки причастия, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;
3) воспитывать бережное отношение к языку.
Тип урока: комбинированный
Вид: лабораторная работа
Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация.
2019-2020 учебный год
Ход урока
Движение и его выражение – глагол –
является основой языка.
А.Н.Толстой
Причастие – это «часть речи, причастная к
глаголу, в образе прилагательного»
В.И.Даль
I.Организационный момент.
II. Реализация домашнего задания (по группам).
- Учащиеся 1 группы получили задание исследовать тексты художественного, публицистического стилей, содержащие причастия.
- Учащиеся 2 группы - научного стиля (определения частей речи).
- Учащиеся 3 группы следили за речью одноклассников, родителей.
Сообщения учащихся. Выводы о стилистической роли причастий записываются в тетрадях в форме таблицы
Стили речи | Стилистическая функция причастий |
художественный | образность, красочность, выразительность |
научный | краткость, точность, лаконичность |
публицистический | эмоциональность, торжественность |
разговорный | используется редко, заменяется оборотом «который + глагол» |
III. Постановка учебной задачи. Вступительное слово учителя:
Как вы понимаете слова В.И.Даля? Такое емкое и интересное определение дал причастию В.И. Даль, автор знаменитого словаря. Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера
Вовремя прочитанная (1)книга (2)может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С. Михалков)
1) 1
2) 1, 2
3) 2
4) нигде
III. Актуализация знаний
Приветствие, объявление темы, запрос целей:
Как вы определите цели урока, исходя из темы? (Да, мы сегодня постараемся в комплексе применить знания о причастии)
Каких действий на уроке потребует это от вас? Зачем? Что лично вам это даст?
Оценить свои умения по данной теме вы сможете с помощью листа контроля:
Задания | Моя оценка | Взаимооценка | Мои затруднения |
Работа с текстом | | | |
Составление кластера | | | |
Поиск причастий в тексте | | | |
Лингвистический эксперимент | | | |
IV. Создание учебной ситуации
Групповая работа.
Анализ текста.
- Какую проблему затрагивает в тексте автор?
- Вы можете согласиться с мнением автора?
- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках? (Глаголы. Их 6)
- Пусть эти слова станут вашим жизненным путеводителем, и тогда проблем в общении вы избежите. Помните Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Слова какой части речи преобладают в этом предложении? (Глаголы)
-А что такое глагол? Можете ли вы согласиться с утверждением Алексея Толстого о том, что «движение и его выражение – глагол - является основой языка»?
V. Решение учебной задачи
1.а)Работа в группах. Учащиеся структурируют сведения о морфологических признаках причастия, оформляют их кластером.
Взаимопроверка групповой работы с последующей взаимооценкой.
б) Самостоятельная работа.
Задание: из текста С. В. Лукьяненко выпишите все причастия, обозначьте суффиксы, определите постоянные морфологические признаки: время, действительное оно или страдательное.
Самопроверка выполненного задания, заполнение листа контроля.
- По каким признакам вы узнали причастие? Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова).
а) Работа в группах. Учащиеся структурируют сведения о морфологических признаках причастия, оформляют их кластером.
Взаимопроверка групповой работы с последующей взаимооценкой. (Слайд №10)
б) Самостоятельная работа.
Задание: из текста С. В. Лукьяненко выпишите все причастия, обозначьте суффиксы, определите постоянные морфологические признаки: время, действительное оно или страдательное.
Самопроверка выполненного задания, заполнение листа контроля.
- По каким признакам вы узнали причастие? Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова).
2. Лингвистическое исследование. Работа в парах.
Заполните таблицу «Суффиксы причастий», запишите вывод, ответив на вопросы:
-От всех глаголов можно образовать все формы причастий?
-Каково правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени. Ответьте на поставленный перед исследованием вопрос.
-А теперь примените свои знания на практике. - Что у вас получилось
Повторим правописание суффиксов причастий.
д)Фразеологическая минутка.
Замените фразеологизмы подходящими по смыслу глаголами.
3.Закрепление пройденной темы.
-Выпишите из стихотворения З.Гиппиус глаголы, пронумеруйте и определите постоянные морфологические признаки (составление таблицы)
- Сколько всего глаголов вы выписали? Проверим.
-Какие виды классификации глаголов вы можете предложить? Что является основанием для классификации? (Морфологические признаки).
5. Классификация глаголов (записываем цифрами):
Вид: совершенный - №….
несовершенный - № ….
VI. Итог урока.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Познакомьтесь со словами ещё одного поэта 20 века.
Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет,
чтобы они были?
В. Маяковский
VII. Рефлексия.
– Какую цель мы поставили в начале урока?
–Достигли мы цели?
–Какой вид заданий для вас был самым продуктивным при повторении такой объемной темы?
-Что для вас было самым трудным при повторении данной темы?
VIII. Домашнее задание: упр. 259
- Какую цель, по-вашему, преследовала я, используя строки из стихотворения Владимира Маяковского в конце урока? Я прошу вас ответить В.В. Маяковскому.
Преподаватель Вартабедьян В.Б.