СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол и его особые формы. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1)   обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе как части речи в рамках подготовки к ЕГЭ, о причастии как особой форме глагола;

2) развивать умение определять грамматические признаки причастия, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;

3)    воспитывать бережное отношение к языку.

Просмотр содержимого документа
«Глагол и его особые формы. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОЧЕРКАССКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(ФГКОУ НСВУ МВД России)



Цикл гуманитарных и математических дисциплин

Учебный предмет: Русский язык

Преподаватель: Вартабедьян В.Б.

Урок № 46

Тема урока: «Глагол и его особые формы. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных»


Цели урока:


1) обобщить и систематизировать изученные ранее сведения о глаголе и причастии в рамках подготовки к ЕГЭ;

2) развивать умение определять морфологические признаки причастия, синтаксическую роль в предложении, совершенствовать орфографические навыки;

3) воспитывать бережное отношение к языку.



Тип урока: комбинированный

Вид: лабораторная работа

Методы: самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.



Оборудование: компьютер, проектор, презентация.



2019-2020 учебный год

Ход урока

Движение и его выражение – глагол –

является основой языка.

А.Н.Толстой

Причастие – это «часть речи, причастная к

глаголу, в образе прилагательного»

В.И.Даль

I.Организационный момент.

II. Реализация домашнего задания (по группам). 

Учащиеся 1 группы получили задание исследовать тексты художественного, публицистического стилей, содержащие причастия.

Учащиеся 2 группы - научного стиля (определения частей речи).

Учащиеся 3 группы следили за речью одноклассников, родителей.

Сообщения учащихся. Выводы о стилистической роли причастий записываются в тетрадях в форме таблицы

Стили речи

Стилистическая функция причастий

художественный

образность, красочность, выразительность

научный

краткость, точность, лаконичность

публицистический

эмоциональность, торжественность

разговорный

используется редко, заменяется оборотом «который + глагол»


III. Постановка учебной задачи. Вступительное слово учителя:

Как вы понимаете слова В.И.Даля? Такое емкое и интересное определение дал причастию В.И. Даль, автор знаменитого словаря. Раскройте суть данного высказывания с помощью кластера


Вовремя прочитанная (1)книга (2)может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы. (С. Михалков)

1) 1

2) 1, 2

3) 2 

4) нигде



III. Актуализация знаний

Приветствие, объявление темы, запрос целей:

Как вы определите цели урока, исходя из темы? (Да, мы сегодня постараемся в комплексе применить знания о причастии)

Каких действий на уроке потребует это от вас? Зачем? Что лично вам это даст?

Оценить свои умения по данной теме вы сможете с помощью листа контроля:

Задания

Моя оценка

Взаимооценка

Мои затруднения

Работа

с текстом




Составление кластера




Поиск причастий в тексте




Лингвистический эксперимент






IV. Создание учебной ситуации

Групповая работа.

Анализ текста.

- Какую проблему затрагивает в тексте автор?

- Вы можете согласиться с мнением автора?

- Слова какой части речи помогли автору донести до нас основную мысль – задумку автора? Сколько их в 4 строчках? (Глаголы. Их 6)

- Пусть эти слова станут вашим жизненным путеводителем, и тогда проблем в общении вы избежите. Помните Сократа: «Заговори, чтоб я тебя увидел». Слова какой части речи преобладают в этом предложении? (Глаголы)

-А что такое глагол? Можете ли вы согласиться с утверждением Алексея Толстого о том, что «движение и его выражение – глагол - является основой языка»?

V. Решение учебной задачи

1.а)Работа в группах. Учащиеся структурируют сведения о морфологических признаках причастия, оформляют их кластером.

Взаимопроверка групповой работы с последующей взаимооценкой.

б) Самостоятельная работа.

Задание: из текста С. В. Лукьяненко выпишите все причастия, обозначьте суффиксы, определите постоянные морфологические признаки: время, действительное оно или страдательное.

Самопроверка выполненного задания, заполнение листа контроля.

- По каким признакам вы узнали причастие? Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова).


а) Работа в группах. Учащиеся структурируют сведения о морфологических признаках причастия, оформляют их кластером.

Взаимопроверка групповой работы с последующей взаимооценкой. (Слайд №10)

б) Самостоятельная работа.

Задание: из текста С. В. Лукьяненко выпишите все причастия, обозначьте суффиксы, определите постоянные морфологические признаки: время, действительное оно или страдательное.

Самопроверка выполненного задания, заполнение листа контроля.

- По каким признакам вы узнали причастие? Учащиеся называют способы, которыми они оперируют, определяя принадлежность слова к части речи (выделяют суффиксы, можно заменить сочетанием который + глагол, наличие зависимого слова).

2. Лингвистическое исследование. Работа в парах.

Заполните таблицу «Суффиксы причастий», запишите вывод, ответив на вопросы:

-От всех глаголов можно образовать все формы причастий?

-Каково правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени. Ответьте на поставленный перед исследованием вопрос.


-А теперь примените свои знания на практике. - Что у вас получилось

Повторим правописание суффиксов причастий.

д)Фразеологическая минутка.

Замените фразеологизмы подходящими по смыслу глаголами.


3.Закрепление пройденной темы.

-Выпишите из стихотворения З.Гиппиус глаголы, пронумеруйте и определите постоянные морфологические признаки (составление таблицы)

- Сколько всего глаголов вы выписали? Проверим.

-Какие виды классификации глаголов вы можете предложить? Что является основанием для классификации? (Морфологические признаки).

5. Классификация глаголов (записываем цифрами):

Вид: совершенный - №….

несовершенный - № ….

VI. Итог урока.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Познакомьтесь со словами ещё одного поэта 20 века.

Послушайте!
Ведь если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет,
чтобы они были?

В. Маяковский

VII. Рефлексия.

– Какую цель мы поставили в начале урока?

–Достигли мы цели?

–Какой вид заданий для вас был самым продуктивным при повторении такой объемной темы?

-Что для вас было самым трудным при повторении данной темы?


VIII. Домашнее задание: упр. 259

- Какую цель, по-вашему, преследовала я, используя строки из стихотворения Владимира Маяковского в конце урока? Я прошу вас ответить В.В. Маяковскому.

Преподаватель Вартабедьян В.Б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!