Класс: 8 Б
Урок: русский язык
Тема урока: Времена глагола.
Цель урока:
- изучить времена глагола;
- развить умения верно отличасть три времени глагола;
- привить бережное отношение к Слову, воспитать уважение друг другу.
Тип урока: урок разработан с использованием стратегий технологии РКМЧП.
Оборудование:, интерактивная доска, флипчарт, карточки, иллюстрации.
Методы урока: словесный, поисковый, творческий.
Ход урока
- Побуждение
Добрый день, дорогие ребята. Садитесь.
Эпиграфом нашего урока являются замечательные слова А.Югова: «Глагол – самая огнедышащая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие».
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
- О какой части речи сказаны слова?
Что вы знаете о глаголе?
Неопределенная форма
Ассоциативная карта
морфология
спряжение
Виды Часть речи
Времена глагола
Что делать?
(Ученики отвечают на наталкивающие вопросы по составлению ассоциативной карты)
Вспомните про алгоритм определения глагола.
- Осмысление значения.
Обратите внимание на экран, выделите глаголы:
- в поле снег,
- облака все выше и нежней,
- теплом апрельских дней.
- Глаголы отвечают на разные вопросы, следовательно отличаются временем.
Растаял – действие произошло до момента речи.
Проходят – действие происходит сейчас в данный момент.
Подует- действие произойдет в будущем.
Схема №1
Времена глагола
- время Настоящее время Будущее время
Суффикс -л-
личные окончания
Журавли летели быстро
и кричали грустно. Земля вращается
вокруг Солнца. простое сложное
личные окончания быть+неопред.форма
Я прочитаю. Я буду читать.
Заполнение семантической карты.
Прочитайте, выделите глаголы (по одному ученику)
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе. (А.Пушкин)
Я буду жить, чтобы страдать и любить …
Скворец летел к себе домой,
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Ее по множеству примет (С.Михалков)
Ветер по морю гуляет … (А.Пушкин)
|
|
|
Буду жить
|
|
|
|
Прошедшее
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Будущее
|
|
|
|
|
|
|
Работа по картинкам.
1.Что делает девочка? (танцует – наст.время)
2. Что делает мужчина? (думает – наст.время).
3. Что делает рыба? (плавает – наст.время)
4. Что делает клоун? (плачет –наст.время)
1 группа от глаголов танцует, думает образуйте прошедшее время,
а 2 группа от глаголов плавает, плачет, - будущее время, и составьте одно предложение.
Перемешанные слова (работа с пословицами)
1. Труд ……………человека.
2. Горбатого……… могила
-
4. Старый ворон…….. даром
5.Дело мастера…………….
- Работа и мучит, и ………., и учит. (Дает, украшает, не каркнет, боится, кормит, исправит)
Разноуровневые задания.
1 уровень
|
2 уровень
|
3 уровень
|
Выполнение задания по образцу
|
Выполнение задания с самоконтролем
|
Контрольное выполнение задания
|
Прочитай стихотворение:
Снеговик на солнце тает.
В рыхлый снег стучит капель.
И на север улетают, снегири, забрав метель.
Выпиши из текста слова парами: предмет и действие.
Например, снеговик тает.
Оценка от друга.
|
Прочитай.
Вот и весна идет.
По реке плывет лед.
Весело бегут шумные ручейки.
К словам, которые обозначают действие предмета, допиши вопросы: что сделает?
Оценка от самого себя
|
Прочитай.
Вставь пропущенные глаголы.
Над водой …………….быстрые чайки.
Не пеняй на соседа, коли ……..ты до обеда.
Звонким пеньем нас …………птицы.
Оценка от учителя.
|
- Рефлексия.
«Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе. По моему глубокому убеждению, вся выразительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера». А.Н.Толстой.
Ромашка вопросов.
6.Какова функция глагола?
5.В каком времени используется глагол связка быть?
4. Приведите пример с глаголом настоящего времени.
3. Как образуются прошедшее время глагол?
2. Назовите времена глагол.
1.Что такое глагол?
Дача д/з: Написать эссе на тему «Мое любимое время года» с использование трех времени глагола.