СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герменевтический анализ стихотворения М. Цветаевой "Красною кистью..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация мастер-класса "Герменевтический анализ стихотворения М. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."

Герменевтика – (греч. hermeneutire – hermeneia – толкование, объяснение) – теория и искусство истолкования текста древних литературных произведений (рукописей, книг, памятников).

Суть герменевтического анализа заключается в следующем: апелляция практически к каждому слову в реконструкции общего смысла текста (стихотворения, прозы) – это осуществление тезиса о системно-причинном, всеохватном, исчерпывающем, полном рассмотрении художественного текста.

Уникальность этого анализа заключается в его универсальности. С его помощью можно работать над любым текстом: художественным и научным, лирическим и прозаическим; это может быть целое произведение или одна фраза. Главное в том, чтобы быть внимательным к слову, не пропускать незнакомые по смыслу слова; научиться пользоваться словарями, что очень не любят делать школьники, но что им несомненно пригодится в жизни; поможет воспитать культуру чтения, уважение к книге, любовь к чтению.

Просмотр содержимого документа
«Герменевтический анализ стихотворения М. Цветаевой "Красною кистью..."»

Герменевтический анализ стихотворения  М.И. Цветаевой  «Красною кистью рябина зажглась…» Мастер-класс учитель русского языка и литературы Равдис О.Н. г. Джанкой

Герменевтический анализ стихотворения М.И. Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…»

Мастер-класс

учитель русского языка и литературы

Равдис О.Н.

г. Джанкой

 Красною кистью  Рябина зажглась.  Падали листья.  Я родилась.  Спорили сотни  Колоколов.  День был субботний :  Иоанн Богослов.  Мне и доныне  Хочется грызть  Жаркой рябины  Горькую кисть.  16 августа 1916 года

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний :

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

16 августа 1916 года

      Красною кистью            1. Кисть худ-ка выделиться ? тв-во Цвет крови наивысшее качество 2. Кисть руки Тревога УНТ: яркое, светлое красивое, пучок гроздь Красно солнышко  Красна девица «Своё» дерево – Марина Рябина зажглась. 1) загореться - искра дерево с горьковатыми 2) перен: о сильных чувствах красно-оранжевыми ягодами Огненно-красный, жаркий, горький! ключевые понятия-определения

Красною кистью

1. Кисть худ-ка

выделиться

?

тв-во

Цвет крови

наивысшее качество

2. Кисть руки

Тревога

УНТ:

яркое, светлое

красивое,

пучок

гроздь

Красно солнышко Красна девица

«Своё» дерево

– Марина

Рябина зажглась.

1) загореться - искра

дерево с горьковатыми

2) перен: о сильных чувствах

красно-оранжевыми ягодами

Огненно-красный, жаркий, горький!

ключевые понятия-определения

Падали листья .   цикличность круговорот конец жизни, смерть Лич-ть   Я родилась . рождение Начало жизни  ВНОВЬ - след Я есть на земле Я существую

Падали листья .

цикличность

круговорот

конец жизни, смерть

Лич-ть

Я родилась .

рождение

Начало жизни

ВНОВЬ

- след

Я есть

на земле

Я существую

Спорили сотни   множество Истина ? судьбоносное пророчество церковь «По ком звонит колокол…» Колоколов.  праздник  Набат тревога

Спорили сотни

множество

Истина

?

судьбоносное пророчество

церковь

«По ком звонит колокол…»

Колоколов.

праздник

Набат

тревога

День был субботний:   Бог создал Ч самое главное цикличность «в начале было СЛОВО» Иоанн Богослов.  инструмент творчества  любимый  ученица ученик Бога А. Пушкина, А. Блока

День был субботний:

Бог создал Ч

самое главное

цикличность

«в начале было СЛОВО»

Иоанн Богослов.

инструмент

творчества

любимый

ученица

ученик Бога

А. Пушкина, А. Блока

Высокий стиль Я   Мне и доныне   до Н. t   высокое предназначение  Хочется грызть ЧТО? кость (с трудом) есть браниться терзать !  ? осознанность мучить ! раскусывать зубами твёрдое осмысление сложной трагической судьбы!

Высокий стиль

Я

Мне и доныне

до Н. t

высокое предназначение

Хочется грызть

ЧТО?

кость (с трудом)

есть

браниться

терзать !

?

осознанность

мучить !

раскусывать

зубами твёрдое

осмысление сложной трагической судьбы!

Внутренний  жар    Жаркой рябины       = судьбины сильный, пылкий, знойный, напряжённый горячий  Горькую кисть. горечь разочарования = судьба  художника Горькая горестный доля, тяжёлый опыт

Внутренний жар

Жаркой рябины

= судьбины

сильный,

пылкий,

знойный,

напряжённый

горячий

Горькую кисть.

горечь разочарования

= судьба

художника

Горькая

горестный

доля,

тяжёлый

опыт

Итак, по М. Цветаевой: 1) отождествление своего творчества 2) с горькой, но красивой ягодой — это тернистый путь; 3) повторение 4) поэтической судьбы (А. Пушкина,  А. Блока); 5) пророческое 6) предупреждение

Итак, по М. Цветаевой:

1) отождествление своего творчества

2) с горькой, но красивой ягодой — это тернистый путь;

3) повторение

4) поэтической судьбы (А. Пушкина,

А. Блока);

5) пророческое

6) предупреждение

7) о высшем назначении  8) своего поэтического пути;  9) настоящее осмысление  10) мучительной  11) напряжённой жизни  12) на горестном опыте творчества других поэтов и писателей.

7) о высшем назначении

8) своего поэтического пути;

9) настоящее осмысление

10) мучительной

11) напряжённой жизни

12) на горестном опыте творчества других поэтов и писателей.

А через 20 лет она напишет: кончающего

А через 20 лет она напишет:

кончающего

Итак, по М. Цветаевой: оглядываясь назад, на своё Прошлое, понимаешь о невозвратности юности, молодости; того, о чём мечталось основное творчество осталось позади цикл жизненный завершается — приходят другие, иное печатают, читают она оказалась вне времени, вне контекста, вне литературного общества её произведения никому не нужны они покрываются пылью, их ест ржавчина новых веяний она одна на вершине старого мира, никому не нужна, её не печатают — она забыта.

Итак, по М. Цветаевой:

  • оглядываясь назад, на своё Прошлое, понимаешь
  • о невозвратности юности, молодости; того, о чём мечталось
  • основное творчество осталось позади
  • цикл жизненный завершается — приходят другие, иное печатают, читают
  • она оказалась вне времени, вне контекста, вне литературного общества
  • её произведения никому не нужны
  • они покрываются пылью, их ест ржавчина новых веяний
  • она одна на вершине старого мира, никому не нужна, её не печатают — она забыта.
Марина горькая рябина горькая морская волна (её плотность = человеческой крови) marina (лат – алая пена, из которой родилась богиня любви Афродита) мать («Больше матери быть – Марина!») языческая богиня смерти Мара христианская Мария пушкинская Мариула

Марина

  • горькая рябина
  • горькая морская волна (её плотность = человеческой крови)
  • marina (лат – алая пена, из которой родилась богиня любви Афродита)
  • мать («Больше матери быть – Марина!»)
  • языческая богиня смерти Мара
  • христианская Мария
  • пушкинская Мариула
Спасибо!

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!