ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии в 7 классе разработана в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки России 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрированный Минюстом России 01.02.2011, рег. № 19644).
Перечня учебников, рекомендованного для использования в учебном процессе на 2017-2018 учебный год.
Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Дубенская ООШ».
Учебного плана школы на 2017-2018 учебный год.
Программы «Математика. Программы 5- 11 классы». Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др. –М.: Вентана - Граф,2017 г.
Планируемые результаты освоения курса геометрии 7 класса.
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные :
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание учебного курса
№
Название раздела
Кол-во часов
Содержание раздела
Характеристика основных видов деятельности ученика ( на уровне учебных действий)
1
Простейшие
геометрические фигуры
и их свойства
15
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Приводить примеры геометрических фигур.
Описывать точку, прямую, отрезок, луч, угол.
Формулировать:
определения: равных отрезков, середины отрезка, расстояния между двумя точками, дополнительных лучей, развёрнутого угла, равных углов, биссектрисы угла, смежных и вертикальных углов, пересекающихся прямых, перпендикулярных прямых, перпендикуляра, наклонной, расстояния от точки до прямой;
свойства: расположения точек на прямой, измерения отрезков и углов, смежных и вертикальных углов, перпендикулярных прямых; основное свойство прямой.
Классифицировать углы.
Доказывать: теоремы о пересекающихся прямых, о свойствах смежных и вертикальных углов, о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит на данной прямой).
Находить длину отрезка, градусную меру угла, используя свойства их измерений.
Изображать с помощью чертёжных инструментов геометрические фигуры: отрезок, луч, угол, смежные и вертикальные углы, перпендикулярные прямые, отрезки и лучи.
Пояснять, что такое аксиома, определение.
Решать задачи на вычисление и доказательство, проводя необходимые доказательные рассуждения
2
Треугольники
16
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Описывать смысл понятия «равные фигуры». Приводить примеры равных фигур.
Изображать и находить на рисунках равносторонние, равнобедренные, прямоугольные, остроугольные, тупоугольные треугольники и их элементы.
Классифицировать треугольники по сторонам и углам.
Формулировать:
определения: остроугольного, тупоугольного, прямоугольного, равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников; биссектрисы, высоты, медианы треугольника; равных треугольников; серединного перпендикуляра отрезка; периметра треугольника;
свойства: равнобедренного треугольника, серединного перпендикуляра отрезка, основного свойства равенства треугольников;
признаки: равенства треугольников, равнобедренного треугольника.
Доказывать теоремы: о единственности прямой, перпендикулярной данной (случай, когда точка лежит вне данной прямой); три признака равенства треугольников; признаки равнобедренного треугольника; теоремы о свойствах серединного перпендикуляра, равнобедренного и равностороннего треугольников.
Разъяснять, что такое теорема, описывать структуру теоремы. Объяснять, какую теорему называют обратной данной, в чём заключается метод доказательства от противного. Приводить примеры использования этого метода.
Решать задачи на вычисление и доказательство
3
Параллельные прямые. Сумма углов треу-гольника
16
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Распознавать на чертежах параллельные прямые.
Изображать с помощью линейки и угольника параллельные прямые.
Описывать углы, образованные при пересечении двух прямых секущей.
Формулировать:
определения: параллельных прямых, расстояния между параллельными прямыми, внешнего угла треугольника, гипотенузы и катета;
свойства: параллельных прямых; углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей; суммы улов треугольника; внешнего угла треугольника; соотношений между сторонами и углами треугольника; прямоугольного треугольника; основное свойство параллельных прямых;
признаки: параллельности прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Доказывать: теоремы о свойствах параллельных прямых, о сумме углов треугольника, о внешнем угле треугольника, неравенство треугольника, теоремы о сравнении сторон и углов треугольника, теоремы о свойствах прямоугольного треугольника, признаки параллельных прямых, равенства прямоугольных треугольников.
Решать задачи на вычисление и доказательство
4
Окружность и круг. Геометрические построения
15
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
Пояснять, что такое задача на построение; геометрическое место точек (ГМТ). Приводить примеры ГМТ.
Изображать на рисунках окружность и её элементы; касательную к окружности; окружность, вписанную в треугольник, и окружность, описанную около него. Описывать взаимное расположение окружности и прямой.
Формулировать:
определения: окружности, круга, их элементов; касательной к окружности; окружности, описанной около треугольника, и окружности, вписанной в треугольник;
свойства: серединного перпендикуляра как ГМТ; биссектрисы угла как ГМТ; касательной к окружности; диаметра и хорды; точки пересечения серединных перпендикуляров сторон треугольника; точки пересечения биссектрис углов треугольника;
признаки касательной.
Доказывать: теоремы о серединном перпендикуляре и биссектрисе угла как ГМТ;
о свойствах касательной; об окружности, вписанной в треугольник, описанной около треугольника; признаки касательной.
Решать основные задачи на построение: построение угла, равного данному; построение серединного перпендикуляра данного отрезка; построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой; построение биссектрисы данного угла; построение треугольника по двум сторонам и углу между ними; по стороне и двум прилежащим к ней углам.
Решать задачи на построение методом ГМТ.
Строить треугольник по трём сторонам.
Решать задачи на вычисление, доказательство и построение
5
Обобщение
и систематизация знаний учащихся
5
Всего
67 часов
Авторская рабочая программа рассчитана на 70 часов изучения геометрии в 7 классе. В данной рабочей программе – 67 часа. Причиной несовпадения количества учебных часов в рабочей программе является выпадение календарных дней на государственные праздники. В связи с этим программа выполняется за счёт уплотнения материала.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата проведения | Корректи- ровка |
Глава I. Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов) |
-
| Точки и прямые | 6.09 | |
-
| Точки и прямые | 8.09 | |
-
| Отрезок и его длина | 13.09 | |
-
| Отрезок и его длина | 15.09 | |
-
| Отрезок и его длина | 20.09 | |
-
| Луч. Угол. Измерение углов | 22.09 | |
-
| Луч. Угол. Измерение углов | 27.09 | |
-
| Луч. Угол. Измерение углов | 29.09 | |
-
| Смежные и вертикальные углы | 4.10 | |
-
| Смежные и вертикальные углы | 6.10 | |
-
| Смежные и вертикальные углы | 11.10 | |
-
| Перпендикулярные прямые | 13.10 | |
-
| Аксиомы | 18.10 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 20.10 | |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «Простейшие геометрические фигуры и их свойства » | 25.10 | |
Глава II.Треугольники (16 часов) |
-
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 27.10 | |
-
| Равные треугольники. Высота, медиана, биссектриса треугольника | 8.11 | |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 10.11 | |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 15.11 | |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 17.11 | |
-
| Первый и второй признаки равенства треугольников | 22.11 | |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 24.11 | |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 29.11 | |
-
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1.12 | |
-
| Признаки равнобедренного треугольника | 6.12 | |
-
| Признаки равнобедренного треугольника | 8.12 | |
-
| Третий признак равенства треугольников | 13.12 | |
-
| Третий признак равенства треугольников | 15.12 | |
-
| Теоремы | 20.12 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 22.12 | |
-
| Контрольная работа № 2 по теме: «Треугольники» | 27.12 | |
Глава III.Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 ч) |
-
| Параллельные прямые | 29.12 | |
-
| Признаки параллельности прямых | 10.01 | |
-
| Признаки параллельности прямых | 12.01 | |
-
| Свойства параллельных прямых | 17.01 | |
-
| Свойства параллельных прямых | 19.01 | |
-
| Свойства параллельных прямых | 24.01 | |
-
| Сумма углов треугольника | 26.01 | |
-
| Сумма углов треугольника | 31.01 | |
-
| Сумма углов треугольника | 2.02 | |
-
| Сумма углов треугольника | 7.02 | |
-
| Прямоугольный треугольник | 9.02 | |
-
| Прямоугольный треугольник | 14.02 | |
-
| Свойства прямоугольного треугольника | 16.02 | |
-
| Свойства прямоугольного треугольника | 21.02 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 28.02 | |
-
| Контрольная работа № 3 по теме «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 2.03 | |
Глава IV. Окружность и круг. Геометрические построения (15 часов) |
-
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 7.03 | |
-
| Геометрическое место точек. Окружность и круг. | 14.03 | |
-
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 16.03 | |
-
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 21.03 | |
-
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности. | 23.03 | |
-
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 4.04 | |
-
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 6.04 | |
-
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 11.04 | |
-
| Задачи на построение | 13.04 | |
-
| Задачи на построение | 18.04 | |
-
| Задачи на построение | 20.04 | |
-
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 25.04 | |
-
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 27.04 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала. | 4.05 | |
-
| Контрольная работа № 4 по теме «Окружность и круг. Геометрические построения» | 11.05 | |
Обобщение и систематизация учебного материала. (5 ч.) |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 16.05 | |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 18.05 | |
-
| Упражнения для повторения курса 7 класса | 23.05 | |
66 | Итоговая контрольная работа №5 | 25.05 | |
67 | Анализ итоговой работы | 30.05 | |
13