СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географические карты

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы работы с географическими картами

Просмотр содержимого документа
«Географические карты»

В своей работе учителя географии в школе главным считаю научить учащихся максимально использовать содержание карты в получении знаний. Буквально воспринимаю слова Л.С. Берга: "Карта - альфа и омега географии". На уроке карта - основной источник знаний, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Уже в начальном курсе 6 класса карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения, и источником знаний. Как наглядное пособие карта позволяет изучать любые территории, дает возможность правильно представить ее положение на территории земного шара, ее окружение. Моя цель - научить учащихся читать карту, уметь распознавать географическую действительность по ее изображению. Сначала они работают с картой, опираясь на свой жизненный опыт, уясняют свойства объектов по их внешнему виду (например: река Волга, озеро Байкал, горы Гималаи, населенный пункт). Затем, с помощью карты учащиеся должны рассказать о свойствах объектов, их размещении, охарактеризовать с помощью условных знаков. Чтобы заинтересовать учащихся, я предлагаю им различные приемы работы с картой. Наиболее интересные методы и приемы, хочется продемонстрировать вашему вниманию.

Прием 1. «Загадки по карте». Учащимся необходимо по описанию определить географический объект, и показать его по карте. Также это ориентирует обучающихся на успешную сдачу экзаменов, если предлагается определить страну или субъект РФ.

- Например, при изучении в 5 классе раздела «Путешествие по материкам» можно выбрать на закрепление следующие загадки.

Часть света и материка
Соединилась на века
С другою частью – с Азией
И назвалась ...(Евразия)


На всём материке одна
Лежит огромная страна,
Где мир животный необычный,
Он очень древний, экзотичный:
Там много сумчатых зверей,
Носящих на себе детей.
На южном полушарии
Раскинулась …(Австралия)


Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут? (Африка)

 

Там очень холодно всегда.
Там льды не тают никогда,
Кусты, деревья не растут
И птички гнёздышки не вьют.
Там постоянных нет селений,
Живут пингвины и тюлени.
На южном полюсе она
Материком размещена. (Антарктида)

Прием 2. Написание географических диктантов, в том числе и с ошибками.

Текст: "Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам (Баренцева) моря. В трюмах находился груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера (остров) Таймыр, корабль вышел на просторы (моря Лаптевых). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского) моря. Через некоторое время прошли у берегов (полуострова) Врангеля и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток по водам Берингова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам (Японского) моря, корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.

В скобках заключена ошибка, учащиеся в своих ответах пишут правильные ответы.

Прием 3. «Силуэт». Ученик должен узнать страну (географический объект) по силуэту. Силуэт страны изображается на бумаге или доске. Также дополнительные задания: назвать столицу, определить страны-соседи, назвать моря, в которые имеет выход данная страна.

Прием 4.» Аннамарфозы»

Анаморфоза — графическое изображение, производное от географической карты, масштаб объектов на которой пропорционален значению их характеристик. Например, анаморфоза стран мира, созданная на основе численности населения, представляет собой карту мира, в которой размер стран искажён так, чтобы быть пропорциональным количеству их населения. Анаморфозы части применяются в экономико-географических исследованиях.

- Определите, пожалуйста, 3 страны крупных по численности населения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!