СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.

 

Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах  и уметь определять  рН раствора.

 

Задачи:

- научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

 -  углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента, работа с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.

 

Просмотр содержимого документа
«Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.»

Тема урока: Гидролиз солей. рН растворов кислот, щелочей, солей.


Цель: изучить сущность гидролиза солей в водных растворах и уметь определять рН раствора.


Задачи:

- Научить учащихся определять характер среды растворов солей по их составу, составлять ионные уравнения реакций гидролиза солей;

- углубить их знание свойств солей, понимание практического гидролиза в природе и жизни человека;

- развить мышление учащихся, умение делать логические выводы из наблюдений по опыту;

- закрепить умения и навыки химического эксперимента работать с таблицами, справочным материалом, дополнительной литературой.


Тип урока: объяснение нового материала.


Методы ведения урока: словесный , наглядный, практический, парная работа.


Оборудование: универсальный индикатор, таблица «Индикаторы» , таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», инструктивная карта (на каждого обучаемого).



Ход урока:

…Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда

Струи водопада

И брызги фонтана

А в сущности только вода…



I. Организационный момент:

Учитель и учащиеся приветствуют друг друг, проверка готовности к уроку


II. Актуализация знаний:


1. Мозговой штурм «Заморочки из бочки». ИК.

- Что такое электролиты?

- Какой сегодня день недели?

- Назовите формулу сильного основания

- Какая оценка у тебя за 1 четверть по химии?

- Назовите формулу слабого основания.

- Оксиды могут диссоциировать на ионы?

- Назовите формулу сильной кислоты.

- Что ты хочешь пожелать своим одноклассникам на открытый урок?

- Назовите формулу слабой кислоты.

- Как зовут завуча по науке в нашей школе?

-какие ионы образуются при диссоциации щелочей?

Сколько лет исполняется в этом году Независимости РК?

- Какие ионы образуются при диссоциации кислот?

Формула серной кислоты?

Каким уроком сегодня стоит химия по расписанию?

Формула гидроксида магния?


2. Задание. ИК. Выпишите из перечня следующих веществ: CuCL2; H2SO4; NaOH; BaSO4; Ba(OH)2; K2S; H2SiO3; H3PO4 ; AL(OH)3; Напишите на какие ионы диссоциируют данные вещества.


1 вариант - соли; 2 вариант – кислоты; 3 вариант – основания;


Выствить баллы в бланк ответов.


III. Объяснение нового материала.

Стадия Вызова: Проделываем следующий опыт:

Возьмем три пробирки с дистиллированной водой, в первую опустим несколько кристалликов хлорид алюминия, во вторую - карбонат натрия, а в третью – хлорида натрия. Теперь полученный раствор испытаем с помощью универсального индикатора.


1) Ребята, какие изменения вы наблюдаете?

2) Как вы думаете, почему растворы окрасились в разные цвета?

3) Для чего нужны индикаторы?


Вы знаете, что соли образуются в результате нейтрализации кислот и оснований, следовательно, их растворы должны быть нейтральны т.е. концентрация ионов Н+ и ОН- должно быть одинаково.


Однако изменение окраски индикатора свидетельствует об обратном. Почему в растворе хлорида алюминия т.е в первой пробирке универсальный индикатор окрасился в красный цвет? А если смотреть по таблице, мы видим, что универсальный индикатор преобретает красный цвет в кислой среде, следовательно, в первой пробирке избыток Н+ ионов.


Опыт 1: Напишем уравнение реакции:

AlCl3 + HOH ↔ AlOHCl2 +HCl

Al3+ + 3CL+ HOH ↔AlОН 2+ + 2Cl+ Н+ + CL

Al3+ + HOH ↔AlОН 2+ + Н+


В растворе накапливаются Н+ которые и обуславливают кислую среду.


Почему в растворе карбоната натрия т.е во второй пробирке универсальный индикатор окрасился в синий цвет? Если смотреть по таблице, мы видим, что универсальный индикатор преобретает синий цвет в щелочной среде, следовательно, во второй пробирке избыток ОН ионов.


Напишем уравнение реакции:

Na23 + HOH ↔ NaНСO3 + NaОH

2Na + + CО3 2− + HOH ↔Na+ + HСО3+ Na+ + OH

3 2− + HOH ↔HСО3+ OH


В растворе накапливаются OHкоторые и обуславливают щелочную среду.


Гидролиз – это процесс взаимодействия ионов соли с ионами воды, приводящий к образованию слабого электролита.

При этом в зависимости от природы соли раствор становится кислым, щелочным или близким к нейтральному.

Гидролиз - обратимый процесс и реакция идет между молекулами воды и катионами или анионами соли.

Некоторый соли не подвергаются гидролизу. Например хлорид натрия т.к эта соль образована сильной кислотой и сильным основанием.

NaCL + HOH ↔ NaOН + HCL

Na+ + CL + HOH ↔Na+ + OН + H+ + CL

HOH ↔ OН + H+


В растворе накапливаются Н+ и OH ионы , которые и обуславливают нейтральную среду.


Следующий вид солей образуются из слабых оснований и слабых кислот.

Al2S3 + 6HOH → 2AL(OH)3↓ + 3H2S↑

В таблице растворимости кислот, оснований и солей в воде для таких солей ставится черточка, которая означает «разлагаются водой»

3 Задание: Среда раствора - ИК

Презентация : рН растворов кислот щелочей и солей – Асланова Наргиз

Практическая работа: Определите среду раствора следующих веществ, применяемых ежедневно в повседневной жизни.

4. Задание - Тестовые задание по вариантам. ИК.



Презентация: Гидролиз в природе и жизни человека – Айтмагамбетова Алуа и Айнур

5. Задание – Гидролиз.

Составить уравнение гидролиза для растворов солей по вариантам.

V. Рефлексия

Чемодан. Мясорубка. Корзина.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.


Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.


VI. Домашнее задание

Обычно мыло необходимо для удаления жирных загрязнений. Почему нам предлагают мыло с рН= 5,5. Есть ли смысл его использования?

Можно или нельзя использовать шампуни 2 в1 и почему?

VII. Итог урока.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!